Занимательная грамматика является одним из интереснейших направлений в развитии познавательных интересов младших школьников. Грамматические задания в процессе занятий направлены на достижение конкретных дидактических целей, совершенствование навыков правописания, развитие речевого и фонематического слуха, пополнения словарного запаса. Кроме того, занимательная грамматика является средством пропаганды русского языка, который красив, многообразен, позволяет выразить словами огромное море чувств, переживаний. Такие занятия доступны также иноязычным детям, помогают им приобщаться к русской культуре, ко всему лучшему, что может дать знание русского языка.
В группе продленного дня имеются большие возможности для всестороннего развития младших школьников. Закрепление полученных на уроке знаний – одно из важных направлений в работе воспитателя. Занимательная грамматика позволяет усваивать материал в игровой форме, легко и непринужденно. На каждую пройденную тему можно разработать интересное занятие. Предлагаю некоторые материалы по теме «Имя прилагательное». Поначалу эта тема вызывает некоторые трудности в усвоении. Не всем понятно, как соотнести прилагательное и существительное. Сразу говорю: «Прилагательное – от слова «прилагать или приложить». А к чему? Конечно, к существительному».
Вот некоторые игровые упражнения.
- Один ученик называет любой предмет (существительное), например, «река». Задает вопрос: «Какая?» Другой ученик отвечает: «Глубокая». Затем придумывает свое существительное, обязательно задает вопрос, следующий придумывает к нему прилагательное и так далее, пока не примут участие все дети.
- Предлагается придумать пять прилагательных на определенную букву или определенный слог (можно и устно, и письменно).
- Придумать по три прилагательных к следующим словам: туча, цветок, ягода, игра, рыба и так далее.
- На прогулке: дети выбирают любой из увиденных предметов и придумывают к ним признаки (прилагательные).
- Кто быстрее запишет цвета радуги?
- Очень смешное задание, которое всегда нравится детям. Воспитатель заранее придумывает рассказ, в котором фигурирует каждый воспитанник. Например.
«Умный Георгий попросил у сообразительного Виталика синий карандаш. Добрый мальчик дал своему другу не только синий карандаш, но и голубой фломастер. Вдруг пригодится. Очаровательная Настя решила нарисовать чудесный пейзаж на большом листе. Она использовала разноцветные краски. Веселая Наташа тоже захотела изобразить что-нибудь интересное. У всех детей получились замечательные рисунки».
Прежде чем зачитать детям рассказ, прошу каждого придумать по одному прилагательному. Потом читаю первоначальный вариант текста, затем повторяю придуманные прилагательные и после читаю новый вариант рассказа. Вот что получилось.
«Толстый Георгий попросил у слепого Виталика глупый карандаш. Волшебный мальчик дал зеленому другу не только магнитный карандаш, но и горячий фломастер. Вдруг пригодится. Ядовитая Настя решила нарисовать жирный пейзаж на тупом листе.
Она использовала железные краски. Острая Наташа тоже решила изобразить что-нибудь сладкое. У всех детей получились больные рисунки».
Такое занятие не проходит бесследно: смешно и обязательно останется в памяти. Можно дать задание придумать рассказ дома, обязательно подчеркнуть прилагательные, а уж заменим их на следующем занятии.
Вообще без элементов игры не может быть никакого занимательного занятия. Кроссворды, ребусы, головоломки, подобранные в соответствии с индивидуальными способностями (на развивающих занятиях воспитатель может подобрать дифференцированные задания) просто необходимы для закрепления учебного материала. После проведения каждого занятия можно обратить внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки. Хорошо также приучать детей пользоваться различными словарями. Поисковый характер деятельности развивает творческие способности.
Занимательная грамматика – необъятный простор для развития умственного потенциала. От воспитателя требуется искренний интерес, тщательное планирование своей деятельности, доброе слово для каждого ребенка.