Воспитание у детей бережного обращения ко всему, что их окружает, что создано руками взрослых, привитие простых, доступных правил пожарной безопасности является одной из главных задач нравственного воспитания ребенка-дошкольника.
Эта работа в нашем дошкольном учреждении проводиться по трем направлениям:
- Изучение типовых правил пожарной безопасности с педагогами и обслуживающим персоналом.
- Профилактическая работа с детьми. Совместная работа со школой по предупреждению возникновения пожаров.
- Воспитательная работа с родителями.
Главное внимание необходимо сосредоточить на работе с детьми. В процессе этой работы используются разнообразные формы и методы. Необходимых круг знаний получают на занятиях, как основной форме организации учебной деятельности в детском саду.
У детей начиная с 3-5 летнего возраста необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы дети осознали, что спички - не игрушка, я огонь не забава, чтобы у детей сложилось представление о пожаре как тяжелейшем бедствии, как для взрослых, так и для детей.
С детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить систематические занятия:
- Знакомство с электробытовыми приборами (утюг, телевизор, электроплита, стиральная машина, пылесос, газовая плита) – и правилам их эксплуатации;
- Знакомство с профессией пожарных, их трудом;
- Знакомство с художественными произведениями о пожарах и пожарных;
- Настольные игры типа: “Угадай героя произведения”, “Составь целое из частей” и т.п.;
- Просмотр мультфильмов и тематических роликов на противопожарную тематику (например, серия мультфильмов про смешариков);
- Организация конкурсов детских рисунков на тему “Наши пожарные”, “Помощь идет”.
В повседневной жизни мы проводим вечера развлечений, просматривают дети кукольные постановки, проводится изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр “Пожарные” совместно с родителями.
На собраниях с родителями необходимо проводить беседы с информацией о характерных пожарах. Работа проводится с органами государственного пожарного надзора добровольного пожарного общества.
С детьми и родителями проведена “Неделя по противопожарной безопасности “Чтобы не было беды” (тематический план работы прилагается, приложение № 1)
Цели:
- В игровой форме, используя сказочный образ героя, его поучительные истории закрепить детьми основные правила пожарной безопасности.
- Воспитывать ответственность за себя и за своих близких и собственную безопасность, бережное отношение к своей жизни.
Задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, тем кто заботиться об их здоровье.
- Закрепить правила поведения на улице и дома.
- Уточнить знания детей об окружающем мире.
Ход игры-путешествия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенное путешествие - к бабушке Стобеда. Поедем мы на поезде, а чтобы было не скучно, впереди нас ждут несколько остановок и веселая песенка. А вы помните, кто такой Стобед? Этого маленького человечка связала бабушка Галя. Получился у нее мальчик, вроде Буратино. Такой же непослушный и озорной. Стобед напоминал бабушке ее внуков, которых у нее двое.
Итак, становитесь, друг за другом, мы отправляемся.
(Звучит песенка на стихи С. Я. Маршака “ Мы едем, едем…”, сделав круг по группе, дети останавливаются).
Воспитатель: Вот и наша остановка. Какая неожиданная встреча, ребята кого же мы повстречали?
Дети: Стобеда.
Воспитатель: Здравствуй Стобед! Какой же ты нарядный, какая у тебя сумочка, в ней наверно игрушки (выкладывает содержимое сумочки на стол) А что это у тебя в сумочке лежит? (дети вслух произносят, что видят) Мячик, пирамидка, кубик, машинка. Ой, ребята посмотрите, да это же спички. А спички можно назвать игрушкой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Неужели тебе, Стобед, было мало той истории со спичками, которая произошла в прошлый раз? Давайте вспомним эту историю. Кто начнет?
(Дети рассказывают историю про Стобеда о спичках).
Однажды бабушка Галя пошла по делам. Стобед остался один дома. Сначала взялся он рисовать пожарную машину, но только размазал краски по бумаге. Затем стал собирать картинку из кубиков, но и это занятие ему надоело. Книжка ему тоже не понравилась, и от нечего делать стал смотреть в окно. Но на улице не было, ни чего интересного: шел дождь, прохожие прятались под зонтиками, никто из знакомых детей не гулял.
Вдруг Стобед вспомнил, как хорошо было у бабушки Гали летом на даче: зеленая травка, бабочки летают, солнышко светит. И решил устроить в комнате сад! И даже лес!
Воспитатель: И что было дальше? (Воспитатель инсценирует ситуацию или показывает картинки).
Дети: Стобед стал быстро стаскивать с подоконников горшки с цветами и расставлять их на полу, притащил из передней мохнатый зеленый коврик. Поселил на нем свои любимые игрушки волка с белочкой. Довольный своей работой, Стобед сел на пол и стал представлять себе, будто он заблудился в лесу и на него напали злые волки. Чем защититься? Ружья нет, палки тоже нет… и тут, у него возникла идея. Он схватил со стола бумагу для рисования и побежал на кухню за спичками.
Воспитатель: А разве он не знал, что со спичками играть нельзя?
Дети: Конечно, он знал, что со спичками играть нельзя, ему бабушка Галя это не раз говорила. Она даже на всякий случай спрятала их повыше на полку. Но Стобед решил, что один разок, одну спичечку зажечь можно. Он подставил скамейку, влез на нее, достал коробок и только хотел, было поджечь бумагу и бросить ее в сторону игрушечного волка, как неожиданно вернулась бабушка Галя.
Воспитатель: Бабушка Галя похвалила Стобеда?
Дети: Нет, он вернул спички и обещал, что
больше их трогать не будет.
Воспитатель: А что могло бы произойти, если
вовремя не вернулась бабушка.
Дети: Горящая бумага упала бы на коврик, он бы загорелся. Языки пламени изогнулись, подпрыгнули и побежали бы вверх по шторам, перекинулись бы на книжную полку, с нее - на шкаф. Комната бы наполнилась дымом и гарью, стало бы трудно дышать.
Воспитатель: И наверно задохнулся или сгорел
бы наш Стобед , если бы в этот момент не вернулась
бабушка Галя.
Стобед: Я больше никогда не буду играть со
спичками. Возьмите меня с собой к бабушке.
Воспитатель: Ребята, поверим Стобеду?
Дети: Да, поверим!
Воспитатель: Хорошо, поехали дальше.
(Звучит песенка на стихи С. Я. Маршака “ Мы едем, едем…”, сделав круг по группе, дети останавливаются).
Воспитатель: Наша остановка, выходим (воспитатель
инсценирует ситуацию или показывает картинки).
Смотрите, стоит газовая плита, она вам не
напоминает следующую историю про Стобеда?
Дети: Да, мы помним эту историю про то, как
Стобед остался один дома.
Воспитатель: Давайте вспомним эту
поучительную историю.
Дети: Стобеду очень хорошо жилось летом на даче у бабушки Гали на даче. Бабушка собирала много разных ягод, которые росли у нее на грядках. Помогал ей в этом и Стобед. Однажды они решили сварить варенье, сахарный песок в доме закончился. Бабуля пошла в магазин и строго настрого наказывала Стобеду не открывать незнакомым дверь.
Стобед посмотрел свои любимые мультфильмы, начал читать интересную сказку про Красную шапочку. И решил тоже сделать приятное для своей бабушки.
Воспитатель: Что же он сделал? (Воспитатель инсценирует ситуацию).
Дети: Он пошел на кухню ставить чайник, бабушка придет из магазина уставшая, а Стобед угостит ее горячим чаем с печеньем. “Вот бабуля обрадуется!”- подумал хитрец.
Но пока он зажигал спичку и ставил чайник на плиту, то обжег палец. Побежал Стобед к аптечке. А в аптечке лежали такие красивые таблеточки, что Стобед решил попробовать их.
Но пока он рассматривал таблеточки и думал какие лучше попробовать, из кухни донесся хлопок , вокруг стало пахнуть газом .
Воспитатель: Что случилось на кухне?
Дети: Стобед забыл, включить чайник на плите.
Хорошо, что бабушка пришла вовремя. Она поняла, в
чем дело, быстро открыла окно проветрить
помещение.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие
ошибки совершил Стобед на этот раз?
Дети: Нельзя пользовать детям газовыми
плитами. Можно отравиться газом и попасть в
больницу.
Воспитатель: А еще, какую ошибку допустил
Стобед.
Дети: Если бы он не зажигал спички, то не
поранился бы. А из аптечки нельзя брать
лекарства, бабушке они помогают вылечиться от
разных болезней, а детскому организму они могут
повредить. Заболит живот , можно отравиться.
Воспитатель: Молодцы правильно рассуждайте.
Отправляемся дальше.
(Звучит песенка на стихи С. Я. Маршака “ Мы едем, едем…”, сделав круг по группе, дети останавливаются).
Воспитатель: Вот и дача бабушки Гали (детей
встречает переодетая сотрудница детского сада).
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие гости,
присаживайтесь , устали с дороги, угощайтесь.
(Дети садятся вокруг стола, пьют чай, обмениваются мнениями об увиденном по пути, бабушка их выслушивает).
Воспитатель: Ребята, а Стобед , что то
хочет вам сказать.
Стобед: Спасибо вам за все. Я понял
Если дома я один –
Сам себе я господин.
Друг себе я, а не враг
Буду делать только так:Дверь закрою на замок и молчок!
Зажигать не буду газ – это раз,
Спички в руки не возьму,
Никогда – это два!Три – к отрытому окну
Ни за что не подойду,
А в четвертых я запомню,
Что лекарство – это яд…Очень многое в квартире
Не для маленьких ребят!
Воспитатель: Спасибо вам за все, а нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, до новых встреч.
(Звучит песенка на стихи С. Я. Маршака “ Мы едем, едем…”).