Задачи:
- Образовательные: учить и научить каждого ребенка самостоятельно добывать знания. Формировать навык правильного написания парных согласных.
- Развивающие: развитие сенсорной сферы (моторики, глазомера, памяти). Развивать логическое, аналитическое мышление, учить обучающихся делать выводы и обобщения. Познакомить с высказываниями философов, поэтов.
- Воспитательная: Учить работать в группах и парах, формирование нравственных качеств (деликатности, товарищества, вежливости). Развивать любознательность, наблюдательность.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Форма проведения урока: индивидуально-групповая.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование урока:
- Чистые листочки (для проведения рефлексии)
- Карандаши
- Карточки с зашифрованными словарными словами
- Рабочие тетради, учебники.
- Магнитофон.
- Таблица для проведения рефлексии с условными обозначениями.
План урока:
- Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся) – 1 мин.
- Отгадай загадку, нарисуй отгадку.
- Выведение и формулировка темы урока – 7 мин.
- Мозговой штурм «Найди лишнее!» – 2 мин.
- Работа над развитием речи обучающихся – 2 мин.
- Развитие памяти – 3 мин.
- Закрепление новых знаний – 23 мин.
- самостоятельная работа с учебником- 5 мин.
- Физкультминутка – 1 мин
- Поисковая работа со словарем – 2 мин.
- Работа в парах. Игра « Найди и запиши слова!» – 5 мин.
- Групповая работа по карточкам – 10 мин.
- Рефлексия – 9 минут.
- Раскрашивание жирафа.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
(направлен на положительный настрой детей).
Учитель: Представьте, что солнышко своими лучами дотронулось до каждого человечка нашего класса, до каждого человечка на Земле, до каждой букашки. Всем сразу стало тепло и уютно.
Улыбнитесь, пожалуйста , вы мне так,
как вы еще не улыбались
Чтоб, как солнце яркое в окне
Радость моя расплескалась.
– Ребята, с этих замечательных слов Николая Астанова, мы начинаем наш урок. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите дату.
Ученик читает загадку.
Учитель: Ребята, у каждого из вас на столах лежит чистый лист бумаги на нем, неотрывая руки нарисуйте отгадку.
Развитие моторики учащихся.
Учитель: Кто это?
Дети: Жираф!
Учитель: В конце урока вы раскрасите жирафа в определенный цвет. Если вы что-то узнаете нового и интересного, то в зеленый. Если вы чему-нибудь научитесь, то в желтый. Но может случиться и такое, что вы ничему не научитесь и ничего не узнаете, тогда ваш жираф будет красного цвета.
На доску учитель прикрепляет таблицу:
- Зеленый – Я узнал!
- Желтый – Я научился!
- Красный – Не узнал и не научился...
II. Выведение и формулировка темы урока.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску и прочтите выделенные слова. Что общего в этих словах?
Дети читают слова – Любовь, друг, жираф.
Ученик: Это все имена существительные, потому что они отвечают на вопрос кто? Или что? И обозначают предмет.
Ученик: Я думаю, что эти слова на одну орфограмму – «парные согласные в конце слова».
Учитель: Тогда какое слово лишнее и почему? Докажите!
Ученик: Друг.
Учитель: Правильно в данном случае это слово- друг, но в жизни друзья много значат. Послушайте, что сказал Аристотель о друзьях - это одна душа в двух телах.
Учитель: Может кто- то из ребят попробует вывести тему урока?
Ученик: Парные согласные (в) и (ф)
Каллиграфическая минутка. Ребята в тетради прописывают, соединяя петелькой согласные в и ф.
Развитие речи учащихся.
Учитель: Ребята, составьте с одним из этих слов (любовь и жираф) предложение. Назовите главные члены предложения.
Письмо по памяти.
На доске записано предложение.
Мне очень нравиться жираф:
Высокий рост и добрый нрав.
Учитель: Подчеркните те парные согласные, над которыми мы сегодня работаем.
Дети подчеркивают в и ф.
Работа над усвоением темы урока.
Самостоятельная работа поискового характера.
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 139 упражнение 321. Выполняя это упражнение вы, ребята, закрепите правило написания парного согласного в конце слова.
После того, как ученики выполнят данное задание учитель проверяет и оценивает работы нескольких учащихся.
Ученик: Чтобы правильно вставить парный согласный в слово, мы изменяли слово, чтобы после парного согласного стояла гласная.
Работа со словарными словами.
У каждой пары на столе карточка с зашифрованными словарными словами.
а | р | б | у | з | к | о | н |
м | о | р | о | з | г | и | н |
б | м | о | р | к | о | в | ь |
в | и | н | о | г | р | а | д |
ж | с | н | а | р | о | д | к |
о | з | а | в | о | д | а | р |
После того, как ребята найдут слова их записывают в тетрадь.
Закрепление новых знаний.
Групповая работа.
Учитель: У каждой группы на столе карточка с заданием. Выполните ее. Вставьте парные согласные с доказательством. Оцените работу группы.
Рефлексия.
(цель – самоанализ выполненной работы, объективность оценивания своей работы).
Учитель: Вы, ребята, успешно поработали и теперь смело можете раскрасить своих жирафов.
– Поднимите, пожалуйста, листочки. Весь класс зелено-желтый! Замечательно!
Домашнее задание.
– стр.141 упр.329
Большое спасибо всем за урок!