Цели урока:
- Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;
- Познакомить с распознаванием типа склонения по роду.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и цели урока.
Звучит музыка. Слайд №1.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы пойдем в лес, но лес этот необычный, таинственный. Лес Склонений, в котором живут слова.
Рассмотрите картинку. В чем сказочность и необычность этого леса?
Что вы видите? Что за таблички, стрелочки?
Что такое склонение? (Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением).
Обратите внимание на табличку, которая висит около филина. (Стучать два раза).
Филин – это мудрая птица, и не просто так появилась эта табличка именно около него, а почему, мы узнаем чуть позже.
А кто может сказать, что обозначают надписи на стрелочках? (Дети предлагают свои варианты).
(На слайде №1 появляется тема урока: “Три склонения имен существительных”).
На этот вопрос нам и надо ответить, что же это за три типа склонения и с помощью каких показателей их определяют.
III. Изучение нового материала.
Посмотрите на наш лес. Слайд №2.
Назовите предметы, которые видите на картинке. (Лиса, береза, улитка, мышь, лань, ель, дуб, дупло, филин, волк).
Чем похожи эти слова? (Существительные в единственном числе).
В чем различие? (Род существительных).
1. Работа в тетради.
Откройте тетрадь. Запишите число.
Напишите существительные в три столбика – по родам (с комментированием).
Ж. р. | М. р. | Ср. р. |
Береза | Филин | Дупло |
Лиса | Волк | |
Улитка | Дуб | |
Лань | ||
Ель | ||
Мышь |
Проверь себя! Слайд №3.
Мы с вами приоткрыли одну из тайн нашего Леса Склонений – род, это один из показателей, который поможет нам определить склонение.
2. Ребята, посмотрите: лиса и улитка под березой, а лань и мышь под елью, и надпись на деревьях разная. Слайд №4.
Почему, как вы думаете? (Разные окончания).
Ж. р. | Ж. р. |
Береза | Лань |
Улитка | Мышь |
Лиса | Ель |
Окончание – это второй показатель, который помогает определить склонение.
Вывод: род и окончание в начальной форме (И.п.) – это два показателя типа склонения у существительных.
Так что же необходимо нам знать, чтобы определить склонение существительных? (Род и окончание).
Вот почему у филина табличка “Стучать 2 раза”.
3. Слайд №7.
Ребята, посмотрите, в гости в Лес пришел охотник дядя Степа. Но это непростой охотник, а охотник за словами. И пришел он не с пустыми руками, а принес слова: дядя, Степа, косуля, волчище.
Давайте поможем ему определить склонение этих существительных.
1 скл. | 2 скл. |
ж. р., м.р. | м.р. |
-а, -я | -е |
дядя | волчище |
Степа | |
косуля |
Слайд №9 (общая таблица)
Вывод:
1 склонение – относятся имена существительные женского рода с окончаниями -а(-я) в именительном падеже единственного числа и существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями.
2 склонение – относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и с окончаниями -о,-е и среднего рода с окончаниями -о,-е в именительном падеже единственного числа.
3 склонение – относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.
4. Работа с учебником .
Правило с.88
Памятка с.89
IV. Закрепление.
- Ребята, а можно назвать самого маленького
зверька в нашем Лесу не мышь, а мышка?
Почему? (Разное склонение). - Давайте проводим в наш Лес слова из упр.166.
- Слайд №11 (у каждого ученика табличка).
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Напиши существительные в три столбика – по склонениям (заполни таблицу).
Деревня, река, лес, ель, небо, человек, песня, вершина, дом, степь, снег, сосна, ствол, солнце, медаль, чайка.
Взаимопроверка.
V. Итог урока.
С какими типами склонений мы познакомились?
Как определить склонение имен существительных?
VI. Домашнее задание.
Упр.169
Спасибо за урок!