Урок по культуре речи по теме "Слово – дело великое"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • формирование знаний о речевой культуре,
  • выяснение причин снижения ее уровня и путей ее повышения,
  • развитие умения анализировать и сопоставлять языковые факты,
  • расширение словарного запаса,
  • воспитание уважения к слову, родной речи.

Форма работы:

  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование: бланки с заданиями для групп, карточки – консультанты, словари (толковые, орфоэпические, фразеологические), книги по культуре речи, аудио запись песни Б.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты!”, Презентация по теме урока.

Подготовка к уроку:

Перед уроком класс делится на три группы, каждая из которых получает отдельное задание:

1 гр. Исследовать методом наблюдений использование слов благодарности в нашей школе, а именно, в раздевалке, столовой, библиотеке.

2 гр. Выяснить, пользуясь толковыми словарями, справочниками значения слов: ЖАРГОН, СЛЭНГ.

3 гр. Из предложенной литературы выбрать доказательства роли слова, как средства общения и факта борьбы за чистоту речи в истории развития языка.

4 гр. Составить рассуждение на тему: “О вежливости человека мы судим по его речи.

Примерный ход урока

Организационный момент.

Эмоциональное настроение: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке в хорошем настроении. Я надеюсь, что всем сегодня будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни, ведь речь сегодня пойдет об особом даре, имя которому СЛОВО.

Переход к теме урока.

Слайд 1. (“Слово – дело великое”.)

Учитель: Является ли слово – делом великим, как когда-то говаривал Л.Н.Толстой? Такова тема сегодняшнего урока.

Этот вопрос стал звучать настолько актуально, что всемирная организация ЮНЕСКО в 1992 году провозгласила 21 февраля Международным днем родного языка.

Я предлагаю вам выяснить это обстоятельство и представить себя группами исследователей, историков, лингвистов. Именно в такой форме нам предстоит сегодня поработать. И начнем мы с проверки домашних заданий, которые получила каждая из групп, представленных сегодня. Доказательства истории вопроса подыскивали историки, лингвисты подбирали необходимые сведения, которые тоже помогут нам – и мы послушаем исследования лингвистов, и, наконец, группа исследователей поделится результатами исследований, которые были предложены в качестве домашнего задания.

Слайд 2. (Пословица)

Учитель: В истории русского народа есть пословица, известная всем: “Встречают по одежке – провожают по уму”.

– Как вы ее понимаете?

(Ответы детей.)

Учитель: А наша речь является ли той одежкой, по которой встречают человека, визитной карточкой каждого говорящего?

Слайд 3. (“Является ли речь визитной карточкой говорящего?”)

(Ответы ребят.)

Учитель: Итак, о вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой, говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый.

И факты истории подтверждают, что слово является и проявлением индивидуальности. Подтверждения искали гр. “Историки”.

Историк: Нам было предложено найти доказательства роли слова, как средства общения и обнаружить известные факты борьбы за чистоту речи.

Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом одного известного философа. Однажды Эзопу велел хозяин приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подает только языки, раб ответил: “А что может быть лучше языка на свете?” В другой раз на распоряжение принесли самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать воины; язык несет горе, зло, оскорбление.

Мы видим, что слово – удивительный дар природы, которым обладает человек

Слайд 4.  (Речь – визитная карточка говорящего.)

Учитель: Это не только удивительный, но и многообразный мир. Сколько слов в языке, предлагалось выяснить группе лингвистов.

Лингвист: На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч слов собрал в своем словаре В.И.Даль. В словаре Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения – неологизмы.

Учитель: Умеют ли этим многообразием пользоваться ребята нашей школы, нужно было выяснить следующей группе учащихся – “Исследователям”.

“Исследователи”1: Мы исследовали употребление слов благодарности в родной школе, а именно, раздевалка, столовая, библиотека. И наши результаты наблюдений показали, что ребята чаще благодарят взрослых за какую – то услугу, но при этом используют только одно слово спасибо. Удручающее впечатление произвело на нас то, что в общении друг с другом наши учащиеся вообще не используют слов благодарности, часто употребляют бранные слова.

Формулировка цели исследования.

Слайд 5. (Слово.)

Учитель: Мы с вами столкнулись с противоречием: с одной стороны – слово – удивительный дар, показатель внутренней культуры, а с другой – уровень речевой культуры постоянно снижается. В чем же причина? Является ли слово великим делом, как когда-то говаривал Толстой?

Учитель: Итак, мы пришли к постановке цели сегодняшнего занятия – исследования:

Слайд 6.

1. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается?

2. Как можно обогатить собственную речь?

Задания, лежащие перед вами, помогут вам ответить на поставленные вопросы. Степень участия каждого в обсуждении будут определять жетоны. За каждый правильный ответ группа сможет получить по жетону.

Слайд 7. “Почему уровень культуры постепенно снижается? (Постепенно высвечиваются выводы.)

Выполнение заданий:

Современный русский человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. А каков ваш словарный запас?

Задание № 1. Почему председатель Вова не смог сказать не слова?

Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять.
Что-то хотел сказать,
Но решил промолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел-встал, сел-встал
И сел снова.
Устал
И упал,
Так и не взяв слова.

Учитель: Почему председатель Вова не смог сказать не слова?

(Ответы учащихся.)

Слайд 7. (На доске появляется запись: оскудение нашей речи.)

Учитель: Наша речь подвержена не только оскудению, но и засорению. В последнее время приходится сталкиваться с жаргонами, бранными словами, выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит оно в устах молодежи. Группе ребят было поручено провести анкетирование среди старшеклассников нашей школы.

“Исследователи”2.

– Что такое сквернословие?

– Используешь ли ты при общении со сверстниками бранные слова?

– Почему большинство молодых людей сквернословят?

  1. По привычке;
  2. Вокруг все сквернословят;
  3. Хотят оскорбить.

– Делаешь ли ты замечания окружающим, слыша бранную речь?

Учитель: Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта. Скверные слова даже нами не произносимые, но слышимые, незаметно проникают в наше подсознание. А знаете ли вы, что издавна сквернословие считалось не просто речевым сором, а как нарушением норм человеческого общежития. Есть ли на этот счет какие-то исторические факты?

Историки: В 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А в 19 веке матершинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов. А верующие утверждают, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы – хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

Итак, следующим фактором, снижающим уровень речевой культуры, является сквернословие.

Слайд 7. (На доске появляется слово “сквернословие”.)

Учитель. Наша повседневная речь снабжена и жаргонной лексикой. О том, что такое жаргон предстояло выяснить группе лингвистов.

Лингвисты: Жаргон – это специфически искусственно созданный язык, не связанный с определенной территорией, находящейся в сходных бытовых или профессиональных условиях. Различают жаргоны социальные, профессиональные и групповые. Последние встречаются в речи подростков и молодежи под общим термином СЛЕНГ.

Учитель: Устная речь современной молодежи просто усыпана этими жаргонами.

Задание № 2.

Замените слова молодежного сленга словами, соответствующими языковой норме: сечешь, потрясно, бабки, фигеть, клево, видак, оторваться, тачка, прикольно и т.д.

Вы убедились, что в нашей речи уже существуют слова для названия всех этих явлений. Так что придуманные вами слова не только не помогают вам, а засоряют вашу речь.

Слайд 7. (На доске появляются слова жаргон и сленг.)

Учитель: Засоряют нашу речь и слова – паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся, примерно, так.

Зачитывается миниатюра “Объяснительная”.

Задание № 3.

Какие слова-паразиты доминируют в этом монологе?

“Вот, как бы, выхожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, как бы, на свое место. А начальник говорит, как бы: “Иди домой, говорит. Я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит” Вот я так и получил, как бы, дополнительный день отдыха”

Слайд 7. (На доске появляется запись слова – паразиты.)

Слайд 8. (Что поможет обогатить нашу речь?)

Учитель: Что помогает нам обогащать наш словарный запас?

Конечно же, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа, во всем многообразии его лексики и фразеологии. И я надеюсь, сейчас вы легко справитесь со следующим заданием:

Задание № 4.

Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям:

дальний родственник; еще молод и неопытен; очень умный; оказаться в глупом положении;, ничем не проймешь, все ни почем, ничто не страшно, бесследно пропасть, исчезнуть; очень мало; всем очевидно; сразу видно; избежать заслуженной кары; трудное начало.

Слова для справок:

седьмая вода на киселе, как кот наплакал, как с гуся вода, море по колено, на лбу написано, лиха беда начало, молоко на губах не обсохло, семи пядей во лбу, выйти сухим из воды, сесть в лужу, как в воду канул.

Задание № 5.

Учитель. И еще ярким примером бедности и неправильности нашей речи являются речевые ошибки из ваших сочинений.

Исправьте ошибки, допущенные в сочинениях своих одноклассников:

  1. Мы гордимся ихними заслугами.
  2. Он всегда ложил важные бумаги в ящик стола.
  3. Щенок еще не мог пить. Тогда Герасим взял его за голову и мокнул в молоко.
  4. В рассказе Тургенева “Бежин луг” я хочу рассказать о главном герое.
  5. Репин шел по берегу Невы и увидел “Бурлаков на Волге.

Учитель: Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Это наше зеркало и пусть оно не будет грязным.

Учитель: В завершении урока попробуйте дать несколько советов ровесникам, которые помогут обогатить словарный запас и позволят сформировать языковую культуру.

Задание № 6. Чтение памятки. (Сопровождается постепенным появлением  части Слайда 8.)

Итог урока.

К какому выводу мы пришли сегодня на уроке?

Слайд 9.

– Уровень речевой культуры постепенно снижается за счет засорения нашей речи, неумения пользоваться многообразным словарным богатством нашего языка.

– Мы можем обогатить собственную речь.

Учитель: Обогащению нашей речи служат прекрасные образцы русской классической литературы. Они не только могут служить примером правильной, образной речи, но и призывают беречь ее многообразие от ссора ненужных слов, учат пользоваться этим великим даром, имя которому – СЛОВО. И примером тому могут служить слова Булата Окуджавы:

Слайд 10. (Слова Окуджавы.)

Включается песня.

Давайте восклицать, друг другом
Восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты.

(Звучит песня.)

Мы сегодня сделали вывод, что слово – поистине дело великое, если им уметь пользоваться.

Учитель: Логическим завершением нашего урока будет домашнее задание.

Оно находится в листах-помощниках. (Домашнее задание дифференцировано по степени сложности).

Слайд 11.

Домашнее задание.

  1. “Выписать пословицы, поговорки о красивой и правильной речи”
  2. Дополнить памятку советами “Как обогатить нашу речь”
  3. Составить задания, помогающие обогатить нашу речь.

Вы можете выбрать любое и получить оценку на следующем уроке.

Подведение итогов, выставление оценок.

На оборотной стороне находятся таблички, по которым вы сможете оценить работу каждого участника и свою в группе. Мы обсудим степень участия каждого на следующем уроке и выставим оценки. Мне бы хотелось выделить тех ребят, которые получили самое большое количество жетонов.

Слайд 12. Приложение.

Спасибо за урок.