Политическое развитие России в начале XVII века. Первые Романовы: ужесточение самодержавия

Разделы: История и обществознание


Одна из главных задач российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования, развития и становления личности, способной жить в изменяющемся информационном мире. Важнейшим условием решения этой задачи является применение учителями в своей педагогической практике современных образовательных технологий.

В профессиональной деятельности учителю истории и обществознания необходимы:

  • Глубокие, всесторонние теоретические и практические знания истории, обществознания, правоведения, мировой художественной культуры, краеведения;
  • Овладение современными педагогическими технологиями;
  • Умение разрабатывать и использовать собственные программы и оригинальные методики;
  • Высокий уровень коммуникативной культуры, который демонстрирует способность к сотрудничеству с учащимися.

В современных педагогических технологиях преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную важность при обучении социально-гуманитарным дисциплинам.

В теории обучения существует несколько классификаций методов, многие из которых относятся к типологии активных. Активные методы включают различные приемы, такие, как, например, работа в группах, творческие задания, обучающие игры (ролевые игры и имитация, деловые игры и моделирование), тренинги.

К активным методам преподавания истории и обществознания относят работу с документами, разрешение сложных и дискуссионных проблем с помощью дебатов, дискуссий, элементы технологии развития критического мышления, “мозговой штурм”, проектный метод, применение информационных технологий. Особую значимость активные методы обучения приобретают в период подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ , начиная уже с 5 класса.

Одна из перспективных технологий образования вообще и исторического образования в частности – модульное обучение.

Модульное обучение помогает преодолеть многие трудности, с которыми сопряжено усвоение исторического материала. Благодаря модульной технологии обеспечивается разнообразие видов познавательной деятельности школьников, реальные очертания приобретают идеи педагогики сотрудничества, ученик на деле становится активным субъектом обучения. По рекомендациям М.Н. Черновой (3) в структуре урока может быть:

  • Входной контроль (Приложение 2);
  • Анализ фактов – событий (в группе);
  • Работа с историческими документами по группам и ответы на вопросы к документам (Приложение 7);
  • Презентация к теме (Приложение 1);
  • Завершающий контроль.

Любой модуль обязательно содержит блок информации (содержание модуля), систему заданий для учащихся, советы учителя ученикам. Начинается модульное обучение с выбора учителем темы урока (уроков), определения места этих уроков в курсе истории и постановки комплексной и частных дидактических целей. Я поделюсь собранной мною информацией по проведению урока истории России на заявленную выше тему. Предполагается широкое использование уровневой дифференциации, проблемных заданий и поэтапный контроль над усвоением знаний (в целях выявления пробелов и их ликвидации).

М.Н. Чернова рекомендует, чтобы на модульных уроках школьники работали с разнотипными источниками, атласами и контурными картами, сравнительными таблицами, графиками, диаграммами, иллюстративным материалом (3).

Работа может осуществляться индивидуально, в парах, в подгруппах, на любом этапе работы ученик сориентирован на поиск проблем или выбор путей их решения. Каждый школьник получает возможность работать по индивидуализированным программам в своем темпе, взаимодействуя при этом со сверстниками и педагогом.

Эту технологию можно использовать как на уроках повторения, так и в процессе усвоения нового материала. Думается, что изучение экономической истории или социальных движений можно полностью организовать на основе уроков-модулей.

Модульный урок включает в себя ряд учебных элементов (этапов). Начинается урок с входного контроля. Осуществляя его, учитель проверяет степень усвоения учениками знаний (на основе выполнения различных по сложности заданий). Входной контроль дает возможность логично перейти к изучению нового материала.

Работа над каждым учебным элементом обязательно мотивируется и локализуется во времени. Самостоятельная работа с источниками сочетается с обсуждением проблемных вопросов.

По рекомендациям Н.И. Шевченко (5) и Тюляевой (4) учитель осуществляет текущий и промежуточный контроль в целях выявления пробелов в знаниях и трудностей, возникающих в процессе усвоения материала. Преподаватель управляет процессом обучения. Можно применять самоконтроль и взаимный контроль. В этом случае учащиеся сопоставляют свои версии ответов с правильными вариантами в листе ответов и проставляют в оценочный лист оценку в баллах; взаимный контроль осуществляется при работе в подгруппе или учебной паре.

Эксперты из числа школьников готовятся к уроку заранее, получив опережающие задания и обсудив их с учителем. На модульном уроке эксперты помогают учителю в проведении контроля, а также консультируют одноклассников.

Организовать и провести модульный урок довольно сложно. Необходимо осуществить выбор темы модуля, четко сформулировать для себя и для учащихся комплексную цель, интегрирующую цель, а также частные цели, достигаемые на различных этапах урока. Бывает непросто подобрать материал с учетом уровневой дифференциации, продумать сочетание индивидуальной работы и работы в парах или в подгруппах, рассчитать время. В течение всего урока учитель консультирует учащихся, участвует в обсуждении проблемных вопросов, контролирует деятельность школьников, подводит предварительные итоги (окончательные итоги работы каждого ученика, возможно подвести лишь в начале следующего урока).

Модульный урок может включать в себя подготовленные учащимися сообщения, выполнение творческих заданий, мини-спектакли и т.п. Я в своей работе практикую презентации проектных работ учащихся , над которыми они работали ранее.

Перед завершающим контролем учитель делает сообщение, напоминает ребятам о поставленных в начале урока целях, кратко характеризует итоги работы экспертов, подгрупп, класса в целом. Цель завершающего контроля – проверить, как ученики усвоили новый материал. Школьникам предлагается выполнить по выбору одно из трех заданий. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.

В конце урока школьники по десятибалльной шкале оценивают свою работу на уроке, определяют, что работа дала им. Оценка осуществляется как бы в трех измерениях, которые можно условно обозначить словами “дело”, “я”, “мы”. Таким образом, ребята выясняют, чего они достигли в деле изучения исторического материала, что они получили как индивиды и как члены коллектива. Этот – завершающий – этап работы называется рефлексией.

Учитель формулирует вопросы, позволяющие без особого труда оценить достигнутые на уроке результаты. Например, школьникам можно предложить проставить количество баллов, характеризующее степень усвоения материала:

  • 9-10 баллов – материал усвоен прочно, ученику вполне ясны вопросы, обсуждавшиеся на уроке;
  • 7-8 баллов – материал усвоен частично;
  • 4-6 баллов – над материалом нужно еще поработать. Далее ученики оценивают работу коллектива и свою роль на уроке. После этого дети отмечают, что им особенно понравилось. Ученические самооценки и суждения дают учителю немалую пищу для размышлений о выборе форм работы, о доступности предлагаемых заданий, о способах достижения поставленных целей.

Модульный урок дает учащимся возможность усвоить новые знания в течение двух учебных часов (80 минут без перемены) и обойтись без домашних заданий. Обязательным условием проведения модульного урока является наличие у каждого ученика отпечатанного диагностического материала (текста разработки, наподобие воспроизводимого ниже) и учебных пособий. В моём педагогическом арсенале есть компьютер и проектор, сканер и принтер, что даёт возможность подготовить к уроку необходимый дидактический материал.

Безусловно, наш предмет эмоционален и увлекателен. Его преподавание призвано будить воображение ученика и вдобавок учить детей грамотно излагать свои мысли. Поэтому полностью перевести преподавание истории на модульную технологию невозможно. Модульное обучение — это только один из способов активизации деятельности учащихся, формирования навыков самостоятельной работы и культуры умственного труда.

Ниже приводится достаточный методический материал к проведению модульного урока как в 7 (первый концентр), так и в 10(второй концентр) классах. Следует иметь в виду, что модульный урок длится больше, чем традиционный. Темы уроков могут быть сформулированы так:

“Первые Романовы. Самодержавие и Земские соборы”. Или “ Политическое развитие России в первой половине 17 века. Первые Романовы”.

Цели урока:

  • Уяснить, что избрание царя Михаила Романова на Земском соборе в 1613 году – прогрессивное историческое событие, которое явилось началом выхода их тяжелейшего кризиса и началом преодоления последствий Смуты. Однако царская власть в это время еще слаба и нуждается в поддержке сословий, поэтому царь, по сути дела, правит совместно с Земским собором.
  • Обучать навыкам работы с картой, документами, учить объяснять смысл понятий: стан, волость, воевода, Земский собор, сословия, самодержавие, крепостничество; навыкам поисковой деятельности (подбирать материал из нескольких источников по теме) и оформления сообщения (презентация). Учить сопоставлять различные источники, формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей;
  • Воспитывать любовь к прошлому своей Родины, историческую память. Формировать национальное самосознание на примере жизни и деятельности исторических деятелей.

Место урока в тематическом планировании: данный урок является третьим главы II “Россия в XVII веке”.

Основные понятия к теме: стан, волость, воевода, Земский собор, сословия, самодержавие, крепостничество.

Программа: Программа по истории России для 6-9 классов. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. : Просвещение,2006 г.

Учебник: История России. Конец XVI-XVIIIвек.. Данилов А. А., Л.Г. Косулина. М. : Просвещение, 2009 г.

ЦОРы:

  1. Авторская презентация.
  2. История России XVII – XIX .Республиканский центр, 2004.
  3. Отечественная история до начала XX века. Институт новых технологий, 2004.

Путь к ЦОРам:

  1. Пуск – рабочий стол Мои документы – открыть презентацию “Михаил Фёдорович Романов ”;
  2. Рабочий стол – ярлык “alcohol- 120” - история – смонтировать на устройство Е – пароль – вход – альбомы –первые Романовы– выбрать;
  3. Рабочий стол – ярлык “alcohol- 120” – История Отечества – карты – анимированная “Первые Романовы ”.

Вариант использования компьютерной техники: компьютер + медиапроектор (на уроке).

При подготовке к уроку: компьютер, принтер, сканер.

Пособие для учащихся:

Рабочая тетрадь к учебнику “История России” Данилов А. А. М. : Просвещение, 2006 г.

План урока:

  1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
  2. Земские соборы.
  3. Боярская дума.
  4. Приказы.
  5. Местное управление.
  6. Законы.Соборное уложение 1649г.
№п/п Этап урока Дидактическая цель Методы обучения Формы обучения
         
         
         
         

Заполненные в ходе урока оценочные карты, учитывающие работу учащегося при подготовке к уроку, работу в ходе урока, оглашаются и сдаются учителю. Делается вывод по знаниям, умениям, навыкам.

Оценочная карта

Тема урока: __________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________
Ф. И. ученика:________________________________________________________

Оценка работы при подготовке к уроку Самооценка Оценка учителя
       
       
Оценка работы в ходе  урока        
       
Итоговая оценка        
       

В заключение занятия учитель обращает внимание на иллюстрацию учебника на с. 30 и говорит, что укрепление самодержавной власти сопровождалось дальнейшим развитием ритуалов, созданием богато украшенных атрибутов царской власти. (Приложение 7). Регалии. В начале XVII в. был создан так называемый Большой наряд, который использовался в особо торжественных случаях: венчании на царство; приеме послов и т.д. В Большой наряд входили скипетр и держава, сделанные западноевропейскими мастерами, и царский венец, выполненный в 1627 году по указу царя в кремлевских мастерских иностранными мастерами. Державу украшают сюжетные композиции с изображением эпизодов из жизни библейского царя Давида: “Помазание Давида пророком Самуилом”, “Победа Давида над Голиафом”, “Возвращение с победой”, “Гонение от Саула”. Среди драгоценных камней царского венца особенно выделяются громадные сапфиры. На двухъярусном навершии - редкий по размеру и насыщенности цвета изумруд.

Приложение 3;
Приложение 4;
Приложение 5;
Приложение 6.

Использованная литература:

  1. Л.В. Петрова. История России. Схемы ответов на уроке и экзамене. Часть1. С древнейших времён до конца XVIII века.
  2. Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России.М, Экзамен,.2006год.
  3. М.Н. Чернова. Настольная книга учителя истории. М, Эксмо,.2006, 624 стр.
  4. Т.И. Тюляева. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. Учебно-методические материалы. М, Русское слово., 2007год.стр. 3-7.
  5. Н.И. Шевченко. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Учебно-методические материалы. . М, Русское слово., 2008 год.стр. 53-57.
  6. Мультимедийные энциклопедии по истории России “Аванта” и другие.
  7. История государства Российского: Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX в. М., 1997.
  8. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник: В 2 ч. М., 1996.
  9. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991.
  10. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. В 3 кн. М., 1993.
  11. Интернет ресурсы. 1) http://www.narodko.ru/article/ahat/vid/carckie_6apki.htm; 2) http://ru.wikipedia.org/wiki/1000-Тысячелетие России.