Цель:
- Учить сравнивать звуки Ч–Щ и различать их в речи.
- Учить различать и находить различия в артикуляции звуков.
- Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
- Расширять словарный запас.
- Развивать навыки звукобуквенного и звукослогового анализа.
- Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-пренебрежительными суффиксами.
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала, предметные картинки,
- звуковые линейки, звуковые модели, пластилин,
- набор букв и наборное полотно,
- индивидуальные карточки с заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) прочитайте слова: ЧЕЛКА, ЩЕЛКА.
б) одинаковое значение слов или разное?
в) что обозначает слово ЧЕЛКА:
- прядь гривы, падающая на лоб;
- род прически – опущенная на лоб и подстриженная прядь волос.
ЩЕЛКА – маленькая щель.
г) какими звуками отличаются эти слова Ч–Щ.
д) Сообщение темы. Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки Ч–Щ.
2. Сравнение звуков по артикуляции:
| Ч | Щ | |
| Губы | Трубочкой | Трубочкой, немного растянуты в улыбке |
| Зубы | Сближены | Сближены |
| Язык | Поднят кончик языка к альвеолам верхнего неба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. | Поднят кончик языка к альвеолам верхнего неба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы напряжены. |
| Голосовые связки | Не работают | Не работают |
По-разному работают губы, а зубы, язык и голосовые связки работают одинаково.
3. Характеристика звуков.
Ч – согласный, глухой, мягкий.
Щ – согласный, глухой, мягкий.
4. Соотнесение звука и буквы
– какой буквой на письме обозначается звук Ч.
– какой буквой на письме обозначается звук Щ.
5. Посмотрим мы с вами в щель и увидим…
а) звуковая линейка (определение место звука в словах по цифровому ряду).
звук Ч кабачки (5), чеснок (1), одуванчик (7), паучки (4), черника (1).
(предметные картинки)
Назовите слово, которое состоит:
из 4-ех слогов (одуванчик),
из 2-ух слогов (чеснок).
Составьте звуковую модель этих слов.
6. Прошли мы с вами огород и (снова смотрим в щель) попали в чащу.

Что такое чаща? (Чаща – это густой ,труднопроходимый лес.)
А в чаще растут разные деревья березы, сосны, ели. Нам нужно найти задание. Под грибочком, который растет справа от земляники, но слева от маленькой елки, лежит наше задание.
Поставить плюсы в квадратах, напротив букв Ч, Щ, если услышите в словах заданные звуки.
Овощи, печенье, чудовище, камыш, защищать, чучело. Проверка с моей таблицей. Кто помнит слова, которые были названы?
Чудовище – это сказочное страшное существо, или уродливый, безобразный, внушающий страх человек или животное.
Камыш – это высокое водное или болотное растение.
Чучело – это фигура животного из набитой чем-нибудь шкуры, или пугало для птиц в виде куклы, или говорят так о грязном, небрежно одетом человеке.
| Ч | Щ | Ч – Щ | – | |
| 1. | + | |||
| 2. | + | |||
| 3. | + + | |||
| 4. | + | |||
| 5. | + + | |||
| 6. | + + |
7. Песочная поляна.
Заглянем в щель. Песочная поляна перед нами, а кто это лежит? (Ящерица.)

Игра “Волшебный мешочек”. Найдите букву Ч среди других букв, и заменить букву Щ на букву Ч, прочитать слова, объяснить значение, слова записаны в транскрипции.

ПИЩАТЬ (издавать писк) – ПЕЧАТЬ (напечатанные произведения, знак)
ТАЩУ (нести кого-то) – ТОЧУ (делать острым, трением о камень)
ЩЕТКА (изделие для чистки с волосками) – ЧЕТКО (говорить четко)
ПЛАЩ – ПЛАЧ
МОЩЬ (могущество, сила) – МОЧЬ (может)
8. Физминутка.
9. Графический диктант (по предметным картинкам). Работа в тетрадях. Число, месяц. ЯЩЕРИЦА, ОВОЩИ, СВЕЧА, ЧУЛОК, ЩУКА, БАБОЧКА, БОЧКА, СПИЧКИ, ЩЕНОК, МЯЧ, КЛЕЩИ, ОЧКИ, УДОЧКА. Проверяем, с моим графиком. Сколько букв Ч–8, Щ–5.
10. Посмотрим снова в щель. А там … (болото).

Кто знает, что такое болото? (топкое место со стоячей водой). Что растет на болоте? (камыши). А кто живет на болоте? (лягушки). И вот следующее задание.
Назвать предметы ласково, чтобы слышался звук Ч и очень большущие предметы, чтобы слышался звук Щ.
Лягушка – лягушечка, лягушище.

Диван – диванчик, диванище.

Заяц – зайчик, зайчище.

Тигр – тигреночек, тигрище.

Составить словосочетания со словом лягушечка, выбирая подходящие слова из данных слов (мокрая, зеленая, квадратная, холодная, прозрачная, добрая). Проверяем.
11. И снова в щель мы видим… Дальше нам встретилась ручей.

По ручью плывут слова. Нужно так слова поставить, чтобы получилось предложение по заданной схеме.
![]()
Мальчик поймал на удочку хищную щуку.
Поставить над схемой соответствующие буквы Ч–Щ.
Проверяем.
12. Посмотрели в щель и увидели почтовый ящик, а в нем задание. Прочитать текст, исправить ошибки. Восстановить текст, пересказать по памяти.
Возле щулана сидел ченок. Он еще совсем маленький. Слущайно его лапка попала в чель, и ченок запичал. Мальщики смастерили для ченка ячик, положили на дно старый плач.
Что такое чулан – это помещение в доме, служащее кладовой.
13. Итог занятия.
– Какие звуки сравнивали на занятии?
– Какие органы артикуляции работают одинаково?
– Где мы побывали, что увидели?
Спасибо!
Литература
- Лопухина И. С. “ Логопедия.Упражнения для развития речи.” Дельта. Санкт-Петербург 1997 г.
- Милостивенко Л.Г. “Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма”. Санкт-Петербург. 1995г.
- Садовникова И.Н. “Нарушение письменной речи у младших школьников”. М., 1983 г.
- Сухарева Э.Л. “ Учим играя”. Ярославль 1992 г.