Цель:
- Учить сравнивать звуки Ч–Щ и различать их в речи.
- Учить различать и находить различия в артикуляции звуков.
- Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
- Расширять словарный запас.
- Развивать навыки звукобуквенного и звукослогового анализа.
- Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-пренебрежительными суффиксами.
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала, предметные картинки,
- звуковые линейки, звуковые модели, пластилин,
- набор букв и наборное полотно,
- индивидуальные карточки с заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) прочитайте слова: ЧЕЛКА, ЩЕЛКА.
б) одинаковое значение слов или разное?
в) что обозначает слово ЧЕЛКА:
- прядь гривы, падающая на лоб;
- род прически – опущенная на лоб и подстриженная прядь волос.
ЩЕЛКА – маленькая щель.
г) какими звуками отличаются эти слова Ч–Щ.
д) Сообщение темы. Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки Ч–Щ.
2. Сравнение звуков по артикуляции:
Ч | Щ | |
Губы | Трубочкой | Трубочкой, немного растянуты в улыбке |
Зубы | Сближены | Сближены |
Язык | Поднят кончик языка к альвеолам верхнего неба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. | Поднят кончик языка к альвеолам верхнего неба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы напряжены. |
Голосовые связки | Не работают | Не работают |
По-разному работают губы, а зубы, язык и голосовые связки работают одинаково.
3. Характеристика звуков.
Ч – согласный, глухой, мягкий.
Щ – согласный, глухой, мягкий.
4. Соотнесение звука и буквы
– какой буквой на письме обозначается звук Ч.
– какой буквой на письме обозначается звук Щ.
5. Посмотрим мы с вами в щель и увидим…
а) звуковая линейка (определение место звука в словах по цифровому ряду).
звук Ч кабачки (5), чеснок (1), одуванчик (7), паучки (4), черника (1).
(предметные картинки)
Назовите слово, которое состоит:
из 4-ех слогов (одуванчик),
из 2-ух слогов (чеснок).
Составьте звуковую модель этих слов.
6. Прошли мы с вами огород и (снова смотрим в щель) попали в чащу.
Что такое чаща? (Чаща – это густой ,труднопроходимый лес.)
А в чаще растут разные деревья березы, сосны, ели. Нам нужно найти задание. Под грибочком, который растет справа от земляники, но слева от маленькой елки, лежит наше задание.
Поставить плюсы в квадратах, напротив букв Ч, Щ, если услышите в словах заданные звуки.
Овощи, печенье, чудовище, камыш, защищать, чучело. Проверка с моей таблицей. Кто помнит слова, которые были названы?
Чудовище – это сказочное страшное существо, или уродливый, безобразный, внушающий страх человек или животное.
Камыш – это высокое водное или болотное растение.
Чучело – это фигура животного из набитой чем-нибудь шкуры, или пугало для птиц в виде куклы, или говорят так о грязном, небрежно одетом человеке.
Ч | Щ | Ч – Щ | – | |
1. | + | |||
2. | + | |||
3. | + + | |||
4. | + | |||
5. | + + | |||
6. | + + |
7. Песочная поляна.
Заглянем в щель. Песочная поляна перед нами, а кто это лежит? (Ящерица.)
Игра “Волшебный мешочек”. Найдите букву Ч среди других букв, и заменить букву Щ на букву Ч, прочитать слова, объяснить значение, слова записаны в транскрипции.
ПИЩАТЬ (издавать писк) – ПЕЧАТЬ (напечатанные произведения, знак)
ТАЩУ (нести кого-то) – ТОЧУ (делать острым, трением о камень)
ЩЕТКА (изделие для чистки с волосками) – ЧЕТКО (говорить четко)
ПЛАЩ – ПЛАЧ
МОЩЬ (могущество, сила) – МОЧЬ (может)
8. Физминутка.
9. Графический диктант (по предметным картинкам). Работа в тетрадях. Число, месяц. ЯЩЕРИЦА, ОВОЩИ, СВЕЧА, ЧУЛОК, ЩУКА, БАБОЧКА, БОЧКА, СПИЧКИ, ЩЕНОК, МЯЧ, КЛЕЩИ, ОЧКИ, УДОЧКА. Проверяем, с моим графиком. Сколько букв Ч–8, Щ–5.
10. Посмотрим снова в щель. А там … (болото).
Кто знает, что такое болото? (топкое место со стоячей водой). Что растет на болоте? (камыши). А кто живет на болоте? (лягушки). И вот следующее задание.
Назвать предметы ласково, чтобы слышался звук Ч и очень большущие предметы, чтобы слышался звук Щ.
Лягушка – лягушечка, лягушище.
Диван – диванчик, диванище.
Заяц – зайчик, зайчище.
Тигр – тигреночек, тигрище.
Составить словосочетания со словом лягушечка, выбирая подходящие слова из данных слов (мокрая, зеленая, квадратная, холодная, прозрачная, добрая). Проверяем.
11. И снова в щель мы видим… Дальше нам встретилась ручей.
По ручью плывут слова. Нужно так слова поставить, чтобы получилось предложение по заданной схеме.
Мальчик поймал на удочку хищную щуку.
Поставить над схемой соответствующие буквы Ч–Щ.
Проверяем.
12. Посмотрели в щель и увидели почтовый ящик, а в нем задание. Прочитать текст, исправить ошибки. Восстановить текст, пересказать по памяти.
Возле щулана сидел ченок. Он еще совсем маленький. Слущайно его лапка попала в чель, и ченок запичал. Мальщики смастерили для ченка ячик, положили на дно старый плач.
Что такое чулан – это помещение в доме, служащее кладовой.
13. Итог занятия.
– Какие звуки сравнивали на занятии?
– Какие органы артикуляции работают одинаково?
– Где мы побывали, что увидели?
Спасибо!
Литература
- Лопухина И. С. “ Логопедия.Упражнения для развития речи.” Дельта. Санкт-Петербург 1997 г.
- Милостивенко Л.Г. “Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма”. Санкт-Петербург. 1995г.
- Садовникова И.Н. “Нарушение письменной речи у младших школьников”. М., 1983 г.
- Сухарева Э.Л. “ Учим играя”. Ярославль 1992 г.