Факультативный курс "Географическое краеведение"

Разделы: География, Краеведение


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа факультативного курса включает в себя теоретический курс, практическую часть и камеральную обработку краеведческого материала.

Программа рассчитана на учащихся 7-9 Кл.

Первая часть: Содержит вводный лекционный курс по основам метеорологии, гидрографии, почвоведения, минералогии, геологии, этнографии, экономике и других наук, что способствует пониманию учащимися окружающей природной среды и природных ресурсов как необходимого условия в создании и развитии материального производства.

Вторая часть: Отводится непосредственно практической деятельности, определению географического положения села и других природных комплексов, поиску полезных ископаемых, изучению местных рек, озёр, болот, грунтовых вод, растительности и животного мира, почв, микроклимата, этнографических особенностей населения. Осуществляется сбор и обработка различного по содержанию краеведческого материала.

Третья часть: Производится камеральная обработка материала, предполагает систематизацию краеведческого материала, письменно-графическое его оформление, составление творческих отчётов, докладов, рефератов, донесение наиболее интересной информации через, выступление на уроках, конференциях, оформление стендов, альбомов.

Все три части программы структурно дополняют друг друга: занятия по источниковедению, работа с краеведческой литературой предполагает одновременное закрепление знаний через собранные материалы, параллельно проводится исследовательская деятельность.

Формой итогового контроля работы учащихся на занятиях факультативного курса является составление или творческих отчётов о собранном краеведческом материале, подкреплённом письменно-графическим оформлением.

Примерный тематический план

Название темы Количество часов
Теоретич. занятия Практика
В классе На местности
  Введение. 1    
1 Г.П. села. Туристические возможности села Бражного 2 1 2
2 Геология. Рельеф. Полезные ископаемые. 2 - 2
3 Микроклимат. 2 1 2
4 Гидрологические наблюдения. 2 1 2
5 Почвы. 1 - 2
6 Растительный и животный мир. 2 1 1
7 Этнографические особенности населения. 2 2 5
8 Организация и проведение экспедиции. Летние каникулы.
Итого: 14 6 16

Тематическое планирование

Введение.

Краеведение. Карты неотъемлемая часть исследовательской работы. Библиография. Походы и экскурсии. Камеральная обработка.

Раздел № 1. Г. П. села. Бражного.

Ф-Г характеристика села. Туристические возможности. Экскурсионные объекты: собор “Святых Петра и Павла”, памятник участникам В О В и труженикам тыла, сельская библиотека.

Справочники, учебники, краеведческая литература по родному краю.

Раздел № 2. Геология. Рельеф. Полезные ископаемые.

Геологическое строение местности. Микрорельеф. Видовой состав полезных ископаемых, их поиск. Использование.

Пр. занятие: составление коллекции полезных ископаемых, нивелирование склона, сбор топонимов, вычерчивание профиля.

Раздел № 3. Микроклимат.

Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство ( термометр, барометр, осадкомер, гигрометр, флюгер). Фиксация наблюдений. Метеорологическая служба района.

Пр. занятие : метеонаблюдения по приборам, изучение устройство приборов и работа с ними, вычерчивание графиков и схем, составление розы ветров, ведение дневника наблюдений.

Раздел№4. Гидрологические наблюдения.

Изучение гидрографии окрестностей села. Исследование рек и озёр, искусственных водоёмов, грунтовых и подземных вод. Охрана вод. Сведения об использовании воды в хозяйстве и на производстве. Топонимы.

Пр. занятие: определение свойств воды р. Кан и озера. Определение ширины реки, скорости течения, глубины в определённых местах, пород, слагающих берега.

Раздел №5. Почвы.

Взаимосвязь между рельефом и другими компонентами природного комплекса. Природная зона. Типы почв. Строение почвы, смена генетических горизонтов.

Пр. занятие: определение мощности почвы и отдельных её горизонтов, окраски, влажности, механического состава, структуры, новообразований. Составление почвенного профиля.

Раздел №6. Растительный и животный мир.

Природная зона. Видовой состав леса. Виды животных. Млекопитающие. Рыбы. Насекомые.

Пр. занятие: сбор гербария местных растений, оформление альбома “Лекарственные растения”.

Раздел №7. Этнографические особенности населения.

Национальности, проживающие в селе. Жилища, одежда и утварь, орудия производства. Фольклор разных национальностей. Прикладное искусство. Обряды.

Пр. занятие: сбор информации у населения, составление генерологического дерева семей учащихся. Создание проекта жилища.

Раздел №8. Организация и проведение экспедиции.

Определение цели района проведения экспедиции. Комплектование групп, распределение обязанностей, разработка маршрута. Групповое и личное снаряжение.

Пр. занятие: изучение реки, изучение рельефа, почв, растительного и животного мира, химического состава воды. Подготовка материала к конференции.

Подведение итогов:

  • Оформление практических работ.
  • Составление творческих отчётов.
  • Оформление альбомов , коллекций, гербариев.
  • Составление проектов, рефератов.
  • Организация выставки.
  • Проведение летней экспедиции.
  • Проведение заключительной отчётной конференции по итогам экспедиции.

Методическое обеспечение

Тема Форма занятий Техническое оснащение
Г.П. села. Туристические возможности села. Экскурсия. Компасы, карты.
Геология. Микрорельеф. Полезные ископаемые. Топонимы. Лекция. Анализ карт. Диалог с населением. Экскурсия. Практические занятия. Компасы, отбойные молотки, лотки для минералов.
Микроклимат. Наблюдение за погодой. Комплект метеорологического оборудования.
Гидрография. Лекция. Практическое занятие на реке. Комплект гидрологического оборудования.
Многообразие растительного и животного мира. Лекция, экскурсия, практическое занятие. Комплект оборудования для обработки растений.
Этнография. Диалог с населением. Фотоаппарат, видеокамера.
Экспедиция. Практическая работа на местности. Туристское снаряжение, комплекты оборудования для географических исследований.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Познавательная компетенция:

  1. Иметь представления о Ф –Г положении своего села;
  2. О рельефе и полезных ископаемых;
  3. О климате;
  4. О реках, озёрах, грунтовых водах окрестностей села;
  5. О почвах, растительном и животном мире;
  6. О населении;
  7. О состоянии окружающей среды.

2. Информационно-коммуникативная компетенция:

  1. Интерпретировать информацию окружающей природной среды в качестве средства обеспечения собственной безопасности;
  2. Умение получать необходимую информацию от других людей.

3. Рефлексивная компетенция:

  1. Уметь вести наблюдения за погодой;
  2. Вести диалог;
  3. Делать измерения;
  4. Вести камеральную обработку материала исследований.

4. Уметь обеспечивать безопасность жизнедеятельности в природных условиях, перестраивать стиль общения адекватно ситуации.

Список используемой литературы:

  1. Антимонов Н. А. Школьные походы по изучению рек, озёр и болот родного края. М., Просвещение, 1963.
  2. Безруких В. А. Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и республики Хакасии. Красноярское книжное издательство. Учебное пособие, 1995.
  3. Безруких В. А. Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и республики Хакасии. Хрестоматия. Красноярское книжное издательство. Учебное пособие,1995.
  4. Пелевин В. И. Охрана природы. М., Просвещение, 1971.
  5. Фарб Питер. Популярная экология. М., издательство “Мир”.
  6. Экологическое воспитание и образование в Казахстане. 1971. Межвузовский сборник научных трудов. Алма-А