ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа факультативного курса включает в себя теоретический курс, практическую часть и камеральную обработку краеведческого материала.
Программа рассчитана на учащихся 7-9 Кл.
Первая часть: Содержит вводный лекционный курс по основам метеорологии, гидрографии, почвоведения, минералогии, геологии, этнографии, экономике и других наук, что способствует пониманию учащимися окружающей природной среды и природных ресурсов как необходимого условия в создании и развитии материального производства.
Вторая часть: Отводится непосредственно практической деятельности, определению географического положения села и других природных комплексов, поиску полезных ископаемых, изучению местных рек, озёр, болот, грунтовых вод, растительности и животного мира, почв, микроклимата, этнографических особенностей населения. Осуществляется сбор и обработка различного по содержанию краеведческого материала.
Третья часть: Производится камеральная обработка материала, предполагает систематизацию краеведческого материала, письменно-графическое его оформление, составление творческих отчётов, докладов, рефератов, донесение наиболее интересной информации через, выступление на уроках, конференциях, оформление стендов, альбомов.
Все три части программы структурно дополняют друг друга: занятия по источниковедению, работа с краеведческой литературой предполагает одновременное закрепление знаний через собранные материалы, параллельно проводится исследовательская деятельность.
Формой итогового контроля работы учащихся на занятиях факультативного курса является составление или творческих отчётов о собранном краеведческом материале, подкреплённом письменно-графическим оформлением.
Примерный тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теоретич. занятия | Практика | |||
В классе | На местности | |||
Введение. | 1 | |||
1 | Г.П. села. Туристические возможности села Бражного | 2 | 1 | 2 |
2 | Геология. Рельеф. Полезные ископаемые. | 2 | - | 2 |
3 | Микроклимат. | 2 | 1 | 2 |
4 | Гидрологические наблюдения. | 2 | 1 | 2 |
5 | Почвы. | 1 | - | 2 |
6 | Растительный и животный мир. | 2 | 1 | 1 |
7 | Этнографические особенности населения. | 2 | 2 | 5 |
8 | Организация и проведение экспедиции. | Летние каникулы. | ||
Итого: | 14 | 6 | 16 |
Тематическое планирование
Введение.
Краеведение. Карты неотъемлемая часть исследовательской работы. Библиография. Походы и экскурсии. Камеральная обработка.
Раздел № 1. Г. П. села. Бражного.
Ф-Г характеристика села. Туристические возможности. Экскурсионные объекты: собор “Святых Петра и Павла”, памятник участникам В О В и труженикам тыла, сельская библиотека.
Справочники, учебники, краеведческая литература по родному краю.
Раздел № 2. Геология. Рельеф. Полезные ископаемые.
Геологическое строение местности. Микрорельеф. Видовой состав полезных ископаемых, их поиск. Использование.
Пр. занятие: составление коллекции полезных ископаемых, нивелирование склона, сбор топонимов, вычерчивание профиля.
Раздел № 3. Микроклимат.
Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство ( термометр, барометр, осадкомер, гигрометр, флюгер). Фиксация наблюдений. Метеорологическая служба района.
Пр. занятие : метеонаблюдения по приборам, изучение устройство приборов и работа с ними, вычерчивание графиков и схем, составление розы ветров, ведение дневника наблюдений.
Раздел№4. Гидрологические наблюдения.
Изучение гидрографии окрестностей села. Исследование рек и озёр, искусственных водоёмов, грунтовых и подземных вод. Охрана вод. Сведения об использовании воды в хозяйстве и на производстве. Топонимы.
Пр. занятие: определение свойств воды р. Кан и озера. Определение ширины реки, скорости течения, глубины в определённых местах, пород, слагающих берега.
Раздел №5. Почвы.
Взаимосвязь между рельефом и другими компонентами природного комплекса. Природная зона. Типы почв. Строение почвы, смена генетических горизонтов.
Пр. занятие: определение мощности почвы и отдельных её горизонтов, окраски, влажности, механического состава, структуры, новообразований. Составление почвенного профиля.
Раздел №6. Растительный и животный мир.
Природная зона. Видовой состав леса. Виды животных. Млекопитающие. Рыбы. Насекомые.
Пр. занятие: сбор гербария местных растений, оформление альбома “Лекарственные растения”.
Раздел №7. Этнографические особенности населения.
Национальности, проживающие в селе. Жилища, одежда и утварь, орудия производства. Фольклор разных национальностей. Прикладное искусство. Обряды.
Пр. занятие: сбор информации у населения, составление генерологического дерева семей учащихся. Создание проекта жилища.
Раздел №8. Организация и проведение экспедиции.
Определение цели района проведения экспедиции. Комплектование групп, распределение обязанностей, разработка маршрута. Групповое и личное снаряжение.
Пр. занятие: изучение реки, изучение рельефа, почв, растительного и животного мира, химического состава воды. Подготовка материала к конференции.
Подведение итогов:
- Оформление практических работ.
- Составление творческих отчётов.
- Оформление альбомов , коллекций, гербариев.
- Составление проектов, рефератов.
- Организация выставки.
- Проведение летней экспедиции.
- Проведение заключительной отчётной конференции по итогам экспедиции.
Методическое обеспечение
Тема | Форма занятий | Техническое оснащение |
Г.П. села. Туристические возможности села. | Экскурсия. | Компасы, карты. |
Геология. Микрорельеф. Полезные ископаемые. Топонимы. | Лекция. Анализ карт. Диалог с населением. Экскурсия. Практические занятия. | Компасы, отбойные молотки, лотки для минералов. |
Микроклимат. | Наблюдение за погодой. | Комплект метеорологического оборудования. |
Гидрография. | Лекция. Практическое занятие на реке. | Комплект гидрологического оборудования. |
Многообразие растительного и животного мира. | Лекция, экскурсия, практическое занятие. | Комплект оборудования для обработки растений. |
Этнография. | Диалог с населением. | Фотоаппарат, видеокамера. |
Экспедиция. | Практическая работа на местности. | Туристское снаряжение, комплекты оборудования для географических исследований. |
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Познавательная компетенция:
- Иметь представления о Ф –Г положении своего села;
- О рельефе и полезных ископаемых;
- О климате;
- О реках, озёрах, грунтовых водах окрестностей села;
- О почвах, растительном и животном мире;
- О населении;
- О состоянии окружающей среды.
2. Информационно-коммуникативная компетенция:
- Интерпретировать информацию окружающей природной среды в качестве средства обеспечения собственной безопасности;
- Умение получать необходимую информацию от других людей.
3. Рефлексивная компетенция:
- Уметь вести наблюдения за погодой;
- Вести диалог;
- Делать измерения;
- Вести камеральную обработку материала исследований.
4. Уметь обеспечивать безопасность жизнедеятельности в природных условиях, перестраивать стиль общения адекватно ситуации.
Список используемой литературы:
- Антимонов Н. А. Школьные походы по изучению рек, озёр и болот родного края. М., Просвещение, 1963.
- Безруких В. А. Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и республики Хакасии. Красноярское книжное издательство. Учебное пособие, 1995.
- Безруких В. А. Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и республики Хакасии. Хрестоматия. Красноярское книжное издательство. Учебное пособие,1995.
- Пелевин В. И. Охрана природы. М., Просвещение, 1971.
- Фарб Питер. Популярная экология. М., издательство “Мир”.
- Экологическое воспитание и образование в Казахстане. 1971. Межвузовский сборник научных трудов. Алма-А