Стремление государства и общества сформировать приоритеты в формировании основных направлений развития современных представлений о воспитании подрастающего поколения находит свое отражение как в содержании многочисленных собраний общественности разного уровня и масштаба, так и в государственных документах последних лет. Нужно брать на вооружение положительные примеры сотрудничества соединений, частей, кораблей с регионами России, шефства над школами и военно-патриотическими клубами. Сегодня необходимо, чтобы люди в погонах, представители властей различного ранга, молодежь брали на себя работу по увековечиванию памяти защитников Родины, сохранению, благоустройству и уходу за мемориальными комплексами, памятниками, могилами павших воинов. Вдвойне важно не забыть ныне живущих победителей Великой Отечественной войны. Школьники Балтийского городского округа являются активными участниками акции “Дети - солдатам войны”. Учащимися объединений Дома детского творчества были изготовлены поздравительные письма - треугольники, проводятся субботники по уборке воинского захоронения в пос. Коса. Объединением скаутский отряд “Альбатрос” разработана и проведена военно-спортивная игра “Штурм Пиллау”, на которой присутствовали ветераны Щукин В.В.- житель блокадного Ленинграда, ветеран Военно-морского флота и Воронова С.Г. – участница Великой Отечественной войны. 25 апреля, в день штурма города Пиллау (ныне Балтийск), учащиеся Дома детского творчества несут Вахту Памяти у памятника Героям штурма Пиллау, воинам 11 Гвардейской армии.
Юные корреспонденты, учащиеся объединения “Пресс - клуб” на страницах газеты “Вестник Балтийска” регулярно печатают заметки, статьи о ветеранах ВОВ, жителях блокадного Ленинграда, ветеранах тыла.
В поисках путей духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения ученые - исследователи и педагоги нашей страны в последние годы вновь обратились к краеведению. Перемены, происшедшие в нашей стране за последние годы, серьезно повлияли на цели, задачи, функции системы дополнительного образования детей, которая в значительной степени позволила смягчить кризисные моменты в социально - образовательной сфере в период проведения реформ и оказалась гибкой системой, способной оперативно реагировать на изменение коньюктуры рынка в сфере образовательных, досуговых и других видах услуг.
Объединение “Градоведение” МОУ ДОД ДДТ в течение многих лет является активным участником Всероссийского туристско-краеведческого движения “Отечество”. За последние годы учащимися объединения написаны научно - исследовательские работы: “Морская пехота в обороне Ленинграда”, “Новые страницы штурма Вислинской косы”, “В небесах мы летали одних…(о боевом пути авиаполка “Нормандия - Неман”). Активно сотрудничая с детской городской библиотекой им. В.Г. Белинского учащиеся объединения приняли участие в проекте “Шагаю по родному краю”. Ими разработан экскурсионный маршрут “Памятники героям Второй Мировой войны от Калининграда до Балтийска”. Однако внимание уделяется не только прошедшей истории, но и истории армии сегодня.
Анклавность Калининградской области создает необходимость обязательного акцентирования на вопросах гражданского - патриотического воспитания школьников. Также, большую роль играют миграционные процессы в самом Балтийске, наличие в городе военно-морской базы.
Ежегодно Дом детского творчества проводит мероприятия, на которые ветераны ВОВ приглашаются в качестве членов жюри. Это окружной туристический слет школьных команд, окружной конкурс “Творим здоровье души и тела”. В блок вопросов предлагаемых учащимся на включены вопросы по истории России XIX - XX вв., по истории Калининградской области, Балтийска. Остро стоят вопросы воспитания здорового поколения, не только физически, но и духовно. Для формирования понятия “Будущее России в здоровом поколении” МОУ ДОД ДДТ традиционно в течение десяти лет проводит окружной конкурс исследовательских работ “Формирования культуры здорового образа жизни подростков, учащихся и молодежи”. В течение 8 лет проводится окружной фестиваль творчества учащихся дополнительного образования и внешкольного воспитания “Детство без границ”. В 2010 году основной тематикой номинаций фестиваля будет 65-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Отчетный концерт объединений Дома детского творчества “Дарим вам наши сердца”, посвящается ветеранам войны и труда.
В Доме детского творчества в поселке Коса 2-ой год работает музей “История Вислинской Косы в лицах”. Объединения декоративно - прикладного творчества, художественные коллективы МОУ ДОД ДДТ постоянные участники городских выставок и концертов, посвященных 23 февраля, 9 мая, Дню города, Дню флота. В апреле 2009 года учащиеся Дома детского творчества стали участниками Поезда Памяти в Санкт-Петербург, посвященном 64-й годовщине снятия блокады Ленинграда, в рамках целевой программы Калининградской области “Мы-россияне”.
Отсутствие исторической памяти равносильно неуважению человека не только к своему прошлому, но и к настоящему, полной беззаботности в отношении к будущему своего народа. Такие понятия как Родина, честь, совесть, достоинство должны присутствовать в каждодневной работе учителя – только тогда они станут смыслом, основой существования каждого ученика.
Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Без прошлого нет настоящего, и не будет будущего. Молодое поколение должно знать свои корни, помнить предков и героев.
Малая Родина для каждого гражданина есть его духовное начало. Каждый человек тысячами нитей связан со своей малой Родиной. У каждого города, поселка, улицы, уголка на карте – свое лицо, своя история, порой восходящая к легендам. Хотелось бы, чтобы ученики всесторонне познавали родной край в границах города и его ближайшего окружения, даже части города, пространства вокруг школы. Знания родного края, связь между прошлым и настоящим на примере родного края поможет человеку, выбирающему дорогу жизни.
В малом Калининградском анклаве России достойно жить и созидать, можно только будучи патриотом и гражданином Великой России. Поэтому острее, чем где - либо, в самом западном регионе нашей страны стоит задача - использование регионального и национального компонента в обучении и воспитании детей, привлечению их к активному изучению родного края, методике ведения краеведческого поиска. Красота родной природы, люди, живущие рядом – это то, что нужно беречь и сохранять для будущего. Для новой жизни.
Уважительное отношение к истории своего народа, к истории прошлого территории на которой дети живут, пробуждение интереса к вопросам сегодняшней истории своего города помогут учащимся стать достойными гражданами своей страны.