Тип урока: комбинированный.
Вид урока: формирование новых знаний.
Цели:
- Повторить о графике и ее разновидностью – прикладной графикой;
- Совершенствовать навыки рисования, аппликации, гармонического сочетания разных техник;
- Развивать глазомер, аккуратность, усидчивость, тонкую моторику руки, взаимовыручку, социально важные качества, аналитические способности, вкус;
- Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям.
Задачи:
- Вырабатывать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- Приучать соблюдать порядок на рабочем месте, технику безопасности при работе клеем, ножницами;
- Выполнить эскиз (макет) простейших объектов прикладной графики (открытка) на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции с дополнением аппликацией;
- Укреплять межпредметные связи (литература, история).
Методическая цель:
- Работа по данной теме должна стимулировать учащихся заниматься проектной деятельностью.
- Выполненная работа будет являться основной частью творческого проекта открытки.
Оборудование: цветной картон, фольга, ножницы, клей, акварель, гуашь, шаблоны деталей,
Зрительный ряд: праздничные открытки к Шагаа (Приложение 2.), рисунки животных 12-летнего цикла (Приложение 3.), таблички со словами, методические таблицы по цветоведению, инструкционная карта последовательности выполнения открытки, Презентация на компьютере.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. (Слайд 2.)
– Здравствуйте ребята, садитесь.
– Кто отсутствует? (отметить)
II. Актуализация знаний.
– Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней.
– Ребята, скажите, что является антонимом понятия “будни”? (Слайд 3.)
– Праздник. (Отвечают ученики.)
– Молодцы, правильно. Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится?
– Украсить место проведения праздника; праздничные костюмы; атрибуты праздника; музыка; продумать действие; создать настроение; заранее поздравить своих близких родственников, друзей открытками. (На доске заранее вывешивать таблички с надписями: нарядные костюмы; атрибуты праздника; музыка; создать настроение; заранее поздравить своих близких родственников, друзей открытками). (Слайд 4.)
– Какие ассоциации вызывает у нас само это слово “праздник”? А если это не просто праздник, а Шагаа?
– Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Яркие краски. Нарядные люди. Тувинские национальные игры. Обычаи. Обряды. (На доске заранее вывешивать таблички с надписями: Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Яркие краски. Нарядные люди. Тувинские национальные игры. Обычаи. Обряды). (Слайд 5.)
– Молодцы.
III. Повторение о графике:
– Ребята, что такое графика?
– Какие произведения графики знаете?
– В каких художественных материалах могут выполняться произведения графики?
– Кто расскажет о прикладной графике?
IV. Сообщение темы, задачи урока. (Слайд 6–13.)
Тема сегодняшнего занятия: Изготовление открытки к празднику Шагаа. (Слайд 1.)
Цель: выполнить модель открытки по шаблонам, зарисовать его и создать открытку к празднику Шагаа.
– Сегодня вы попробуете поработать волшебниками, а точнее художниками – дизайнерами. А роль волшебной палочки играют ваша фантазия, руки, рабочие инструменты и материалы. Итак, вы готовы? (Ответ учащихся.)
Все вы знаете что, скоро 14 февраля будет праздник Шагаа. Это традиционный праздник проводов старого года и встречи нового тувинцы называют Шагаа, а в Монголии – Сагаа, что означает белый праздник. История проведения Шагаа, уходит в глубь веков. Тувинцы праздновали Шагаа, соблюдая 12-летний цикл, где каждому году соответствует какое-то животное. Порядок его таков:
- Год мышки.
- Год коровы.
- Год тигра.
- Год кролика.
- Год дракона.
- Год змеи.
- Год лошади.
- Год овцы.
- Год обезьяны.
- Год курицы.
- Год собаки.
- Год свиньи.
Из этих животных в Туве имеются девять: мышь, корова, кролик, змея, лошадь, овца, курица, собака, свинья.
Тувинцы начинали подготовку к Шагаа, сразу после уборки урожая, заготавливали будущее угощение, до наступления сильных морозов резали баранов и волов, а мясо хранили до Шагаа. Также заранее готовили праздничную обувь, одежду, для ношения в дни Шагаа. В дни Шагаа араты приглашали и угощали друг друга. Сперва угощали в юрте пожилых людей, затем хозяева юрты приглашают родственников, соседей, родственников.
V. Сообщение учащегося “ Из истории открытки”. (Слайд14–15.)
Сообщение подготовила Сангыр-оол Алдын-Кыс.
– Ребята, перед тем как приступить к работе Алдын-Кыс вас познакомит с историей появления открытки.
Открытка – появилась в конце XIX в. Благодаря техническому прогрессу производители бумаги и книгоиздатели получили самые совершенные для того времени машины. Это позволило выпускать качественную бумагу высокой плотности и печатать на ней художественное изображение. Технический прогресс способствовал миграции населения: с изобретением паровоза, а затем и первого автомобиля люди охотнее отправлялись на заработки в другие страны, чаще путешествовали, что увеличило потребность в почтовом сообщении.
Едва появившись, открытка быстро распространилась по всему миру, поскольку была самым дешевым почтовым отправлением. Кроме того, она имела эстетическую и познавательную ценность, в связи с чем возникло новое увлечение – коллекционирование открыток, или филокартия (от греческого phileo – “люблю” и латинского carta – “исписанная бумага”).
Самая первая почтовая карточка – открытка без изображения – появилась в Австро-Венгрии в 1869 году, в России – в 1872 году. А вскоре стали печататься иллюстрированные открытки, во Франции и Германии они вошли в обиход в 1870 году, в России – в 1895 году.
В 1878 году в Париже состоялся Всемирный почтовый конгресс, на котором был утвержден международный стандарт для открытки – 9 х 14 см, с 1925 года – 10,5 х 14,8 см. Обратная сторона открытки предназначалась для указания адреса, но уже с 1904 года на ней отводилось место и для письменного сообщения.
У современных открыток, выпускаемых почтовыми ведомствами, на обратной стороне имеется знак почтовой оплаты (либо пустой квадратик – место на которое нужно наклеить марку). На иллюстрированной (цветной) стороне открытки помещена художественная репродукция или фотографическое изображение. Первыми иллюстрированными открытками были пейзажные.
Разновидностью современной художественной открытки является открытка поздравительная. Такая открытка приобретает особую ценность, если она сделана своими руками. Какой бы красивой ни была фабричная открытка, она печатается большим тиражом, поэтому ее нельзя назвать эксклюзивной. А самодельная открытка всегда единственная, она создается для конкретного получателя, и в этом заключается ее уникальность.
– Имеет значение и то, что фабричная открытка выполнена при помощи одной технологии – типографским способом, а при изготовлении самодельных открыток можно использовать различные материалы и технологии. Одним словом, ваши творческие возможности безграничны, и я надеюсь, что сегодня на уроке вы достаточно быстро освоите искусство создания оригинальных открыток, которыми будете радовать своих друзей и близких.
VI. Практическая работа учащихся.
1. Анализ наглядного материала – готовой открытки. (Слайд 16–18.) (Раздать открытки классу.).
– Ребята, давайте рассмотрим, какие бывают открытки посвященные празднику “Шагаа”. Приложение2.
– Рассмотрим приемы изображения предметов степень условности и декоративности, способы объединения надписи с рисунком.
Рисунок служит украшением почтовой открытки, предназначенной для поздравления с “Шагаа”. Слова в ней хорошо сочетаются с изображением на открытке. Художник изобразил семью тувинцев в национальной одежде. Женщина держит в руках “Кадак” с пиалой горячим молочным чаем. – это символ гостеприимство. “Кадак” – это нарядное полотно для обрядов гостеприимство и других ритуалов из национального шелка. Изображение овец на открытке означает традиционное животноводство тувинцев. В целом открытка создает праздничное благоденствие. Надпись на открытке “Шагаа – биле!” переводится “С праздником Шагаа”.
Главное, то есть слова “Шагаа-биле”, он поместил в центре. Шрифт хорошо и легко читаем, хотя и крашен декоративными элементами. Такое изображение (условное) называется декоративным.
– Я вам раздала открытки, кто желает описать свою открытку? (Дети описывают открытки.)
– Перед тем как приступить к практической части, давайте вспомним о Технике безопасности:
– Инструменты, особенно с ножницами и канцелярским ножом, класть на место осторожно, передавать друг другу правильно, то есть острием к себе, “кольцами” к берущему.
2. Самостоятельная работа. (Слайд 9–23.)
Последовательность изготовления макета открытки:
- Согнуть основу пополам открытки (лист альбома А4), чтобы открытку можно было поставить на стол.
- Оставить по 1-1,5 см по периметру “открытки” на рамку. Отчертить ее тонкими карандашными линиями.
- По шаблону (заранее приготовленную) вырезать силуэты “Домбу” и 2 пиалы;
- Детали разукрашиваем узорами по своему выбору;
- Наклеиваем на основу домбу и 2 пиалы;
- Красиво оформляем основу узорами, пишем текст “Шагаа – биле!”;
- Внутри открытки красиво, аккуратно написать поздравление и пожелание.
Ребятам напомнить правила работы:
Разметку деталей из цветной бумаги делаем не в середине листа, а с краю, в целях экономии бумаги. Если обводим шаблоны – не делать большие припуски. Размечать аккуратно, работать чисто.
Пиала. | Домба. | Пиала. |
V. Итог урока.
- Опрос учащихся:
– Ребята, что нового вы узнали на уроке?
– Как вы думаете, достигли ли мы цели которую поставили? - Подведение итогов:
- Выставление оценок.
- Домашняя задание: написать поздравительное содержание текста в открытке красиво, аккуратно. (Слайд 24)
- Уборка рабочих мест.