Конспект урока в малокомплектном классе (1–3)

Разделы: Начальная школа


3-й класс
Урок русского языка.
1-й класс
Урок обучения грамоте.

Тема урока

Упражнение в правописании предлогов и приставок. Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный глухой и мягкий звук [щ']

Цели урока:

1. Развивать умение писать предлоги отдельно, а приставки слитно и графически верно
  1. Познакомить с новыми буквами, формировать представление детей о звуке [щ'] как о глухом мягком непарном звуке.
  2. Формировать навыки чтения, работы с текстом, умение фантазировать, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам
Ход урока

I. Организационный момент.

Работа с учителем.

Самостоятельная работа.

II. Минутка чистописания.

_енок такой т_едушный был!
Его я –ами все кормил.
(от)злющей стужи (за)щищал,
_енок от радости пи_ал.

Используя тест на доске, определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Сегодня мы будем писать букву щ щау щуа)

- Определите порядок букв в каждой цепочке. (После строчной щ пишутся строчные буквы а и у. ща-пиши с а, щу-пиши с у.)

III. Упражнение в правописании приставок и предлогов

1. На д о с к е записаны цепочки слов:
по линейке, по квартире, побежал;
зашел, задел, за садом;
до вечера, до зимы, дочитал; на земле, на совести, написал.

Исключите лишнее слово в каждой цепочке.

Перед какими словами не стоят предлоги? (Предлог не стоит перед словами, обозначающими действие предмета.)

2. Чтение правила, с. 131.

3. На доске записано стихотворение:

(За)ревел медве..ь (со)сна,
И в густом л.. су,
Вздрогнув, стукнула с.,сна
Ш..шкою л..су.
Я. Козловский

Спишите, вставив пропущенные буквы, раскройте скобки.

II. Самостоятельная работа.

Составьте слова из букв разрезной азбуки. Подумайте, какая буква пропущена во всех этих словах. (слова записаны на доске.)

2. Разделите все гласные на две группы и распределите первую группу справа от солнышка, вторую слева от солнышка.


Рис. 1

3. Дорисуйте щенка и дайте ему имя.

Раскрасьте шары с буквой ш в красный цвет. С другой буквой в зеленый


Рис. 2

Физкультминутка

Самостоятельная работа Работа с учителем
Самостоятельная работа над упражнением 346. III. Проверка самостоятельной работы.

Какое имя дали щенку?

На какие две группы разделили гласные буквы? (На гласные, обозначающие твердость согласных и гласные, обозначающие мягкость согласных звуков.)

IV. Постановка темы и цели

– Какая буква пропущена во всех этих словах?

– Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ], научимся писать букву Щ.

V. Работа над новым материалом

1. Артикуляция, характеристика звука.

Вывод: согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

2. Придумайте слова с новым звуком.

3. Где спрятался звук?

овощи
товарищи
роща
ищет
шербет
щеколда
трещать
щипцы
щеки
хрящи
чаща
щеголь
щетина
щебень
щит
пищат

4. Знакомство с буквами Щ, щ.

На расческу Щ похожа,
Три зубца всего? Ну что же!
 Е. Тарлапан

Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
В. Степанов

– Найдите в разрезной азбуке букву щ и вставьте в середину солнышка.

Прочитаем слоги и найдем гласные буквы с которыми щ не дружит.

5. Чтение слогов

6. Чтение с доски.

ща
щу
щи
ще
ще
щавель
щука
плащи
щепотка
щетка
то-ва-рищ
то-ва-ри-щи
о-вощ
о-во-щи
 

7. Написание строчной буквы Щ после сравнения с печатной на с. 27–28 в Прописи.

0150 Какие буквы-родственницы есть у буквы Щ (Буквы и, ц, ш.)Письмо слогов: ща, ще, щи, щу, ще.

8. Чтение слогов и слов в “Русской азбуке”, с. 187.

Работа с учителем Самостоятельная работа
IV. Проверка самостоятельной работы Запись предложения в Прописи:

Ерш и щука – хищные рыбы.

Самостоятельная работа Работа с учителем
V. Письмо по памяти. (Упр. 347.) 10. Беседа по иллюстрации.

– Составьте рассказ. Как зовут героя сказки?

– Что вы знаете о Емеле? (Лентяй.)

– О чем мечтал Емеля, лежа на печи?

– Какие его мечты сбылись? (Ведра с водой заменил водопровод; сани сами должны возить дрова, а теперь перевозит трактор или машина; он к царевне ехал на печи, а теперь юноши ездят на мотоцикле или машине.)

11. Чтение скороговорок.

12. Чтение загадок про овощи на с. 188. Использовать муляжи овощей.

Попросить детей описать их.

VI. Итоги урока

Чему учились на уроке?

Домашнее задание.
Упражнение 348, правило, с. 131.