Цели: облагораживание души и сердца детей, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нём светлых и добрых образов и мыслей.
Задачи:
- Развивать потребность в нравственном самосовершенствовании;
- Сориентировать на ценности человеческой личности;
- Сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова.
Оформление: на доске высказывания о доброте и вежливости, ТСО.
Ход мероприятия
Дети становятся полукругом, здороваются хором с гостями.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Как известно, человек, который вежлив и добр по отношению к другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец – несчастлив. И.Тургенев писал: “Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”. Доброта и вежливость – понятия неразделимые.
Человек, который неуважительно относится к людям и любит только себя, не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
Добрый и вежливый человек всегда обаятельный.. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах. Хочется , чтобы добрых и вежливых людей было как можно больше. Вот поэтому я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие в страну вежливости и доброты.
Звучит музыка (Маленькая страна).
И сегодня в этот час я поведу с собою вас.
За полями, за горами есть Волшебная страна,
В ней много разных испытаний и чудес она полна.
А попасть туда нам помогут волшебные бусины. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше всего понравится. А теперь, когда вы выбрали волшебную бусинку, сожмите её в правом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, но обязательно от души, подумайте о чём-то хорошем, А теперь откройте глаза.
Ну, вот мы и попали в волшебную страну вежливости и доброты. Я думаю, вам здесь очень понравится.
А вы заметили, что вы уже проявили вежливость, поздоровавшись с нашими гостями. Мы с вами уже оказались на улице “Приветствия”. Общение всегда начинается с приветствия. Кивок головой, поклон, рукопожатие, простое “добрый день”, “здравствуйте”. А вы знаете, как приветствуют люди друг друга в разных странах?
Дети:
1-й : Европейцы при приветствии приподнимают
шляпу и слегка кланяются.
2-й: Англичане в качестве приветственного
жеста пожимают друг другу руки.
3-й: Американцы приветствуют приятеля,
обнимая и хлопая его по спине.
4-й: Французы целуют друг друга в щёку.
Учитель: А у нас на Руси издавна существовал обычай приветствовать гостей хлебом и солью. А вы знаете, откуда пришёл к нам обычай – здороваясь, снимать перчатки?
5-й ученик: Этот обычай возник во времена рыцарей. Сняв перчатку, рыцарь показывал , что в руке не зажато оружие. что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас мы снимаем перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.
Учитель: А как вы думаете, почему, входя в дом и приветствуя хозяина, мужчина должен снять головной убор?
6-й: Рыцари постоянно странствовали по стране, облачённые в доспехи. Входя в дом. рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: “Я не опасаюсь тебя”. Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался.
Учитель:
Итак, мы побывали на одной из улиц Волшебной страны.
В волшебную страну попасть легко – не надо ехать далеко.
Зажмурь глаза и сделай шаг, теперь в ладоши хлопнем так,
Один хлопок, ещё хлопок.
Мы прибыли! Открой глаза, дружок!
Мы на улице “Волшебных слов”.
В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте вспомним волшебные слова.
(Дети называют их: здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, до свидания, пожалуйста, спасибо, будьте добры, будьте любезны, прости, извините, благодарю вас).
Выступления детей:
1-й ученик:
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
2-й ученик:
Нам желают: “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3-й ученик:
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку.
И здоровым будет много лет.
4-й ученик:
За что мы говорим “спасибо”?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
5-й ученик:
Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Учитель: Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее.
Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок.
Все мы знаем большое количество сказок, в них всегда добро побеждает зло, а человек, совершивший доброе дело, становится счастливее. Но вежливости нужно учиться. Сейчас нам предстоит встреча с одним из сказочных героев, который ещё учится совершать добрые и вежливые поступки.
Звучит музыка. Вбегает Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте! Я вижу у вас тут
весело и очень интересно. Можно мне побыть с вами?
Учитель: Конечно, можно. Но мы не только
веселимся, мы учимся словам вежливости и доброты.
Незнайка: Я понял это и хочу вам помочь. Пусть
ребята отгадают мои весёлые загадки.
Они особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на неё нужно всем вместе сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!” А если загадка с подвохом, надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром” скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
Кто из вас в автобусе тесном уступает взрослым место?
Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго “спасибо?”
Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Учитель: Вот, Незнайка, ты убедился, что ребята хорошо понимают : стать вежливым нелегко и в дальнейшей жизни очень пригодится. А ты хочешь ещё раз повторить и запомнить законы вежливости?
Незнайка: Конечно, хочу!
1-й ученик:
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место, без сомнения,
Уступите старухе.
2-й ученик:
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
3-й ученик:
Ежели вы вежливы,
То сидя на уроке
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
4-й ученик:
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
5-й ученик:
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
6-й ученик:
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее
Вы будете защитником
Пред сильным не робея
Незнайка: Вместе с вами я тоже
запомнил “волшебные слова”.
Учитель: А сейчас мы это проверим. Итак,
Незнайка, представь, что ты школьник и тебе надо
вставать с утра пораньше, чтобы не опоздать на
урок. Утром мама разбудила тебя, что ты должен
сказать?
Незнайка: Ой, мама, давай скорее завтракать, а
то я в школу опоздаю!
Учитель: А ещё раньше, что ты говоришь?
Незнайка: Мам, а где мои носки? Я забыл,
куда их вечером бросил.
Учитель: А ещё раньше, что надо сказать?
Незнайка: Ещё раньше? Ой, мам, чего ты меня
будишь? Ведь рано ещё!
Учитель: Да нет, ты забыл, что надо сказать
маме в первую очередь, когда утром только раскрыл
глаза и потянулся. Помогайте, ребята!
Незнайка: Мне пора. Спасибо вам, ребята, за урок. До свидания! Дети: До свидания! Учитель: Ну что, пора двигаться дальше. О добрых и вежливых поступках мы узнаём не только из сказок. В музыке есть такой жанр, который называется частушкой. Этот музыкальный жанр всегда содержит иронию, то есть насмешку над какими-то поступками людей. Невежливые поступки не являются исключением. Наши девочки исполнят весёлые частушки о поступках, которые нельзя назвать вежливыми Частушки.
1.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
2.
Лида в круг вбежала смело
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
3.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак
Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
4.
Гриша ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
5.
В поезд входят три юнната
“Ух, народу сколько тут.
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут
6.
Говорит лентяйке мать:
“Убери свою кровать”.
“Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.
7.
Петя ловко ловит рыбу
Может лодки мастерить.
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорить.
8.
Даже в Танин день рожденья
Юра по привычке
Таню вместо поздравленья
Дёрнул за косички.
9.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Учитель: Молодцы! Ну а теперь последняя наша остановка на бульваре “Театральном”. .Давайте посмотрим сценку в исполнении ребят и посмотрим, как вы усвоили все правила доброты и вежливости.
Дети смотрят сценку, после этого идёт её обсуждение.
1-й ученик: Мальчик Кирилл хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться вежливыми словами. Послушайте, что у него получилось. Обещал отцу Кирилл:
2-й:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке,
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал.
А Кирилл как заорёт:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок,
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Кирилл догнал Иринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда, Иринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку
- Как невежлива девчонка…
Нёс вожатый стопку книг,
А Кирилл с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал,
- И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Учитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, каждый из вас унесёт с собой что-то полезное для себя.
1-й ученик:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
2-й ученик:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
3-й ученик:
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Слова- словами, а дела – делами.
Мы сегодня говорили о добрых отношениях между людьми. А как вы думаете, способны ли животные на добрые поступки? Я предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет. Смотрим сюжет.
А где же наши волшебные бусинки?