Тип урока: постановка учебной задачи.
Ход урока
I. Чистописание. Словарная работа
Цели этапа:
- Закрепить умение задавать вопросы учителю для определения нужной буквы.
- Повторить теоретические знания по фонетике.
- Отработать написание словарных слов и буквосочетаний.
На доске: ж.лает, св.ркает, б.рот?ся.
Списать, вставить орфограммы.
Проверить по словарю.
Поставить оценку в лист самооценки. (Приложение 1)
– Задайте вопрос, для того, чтобы узнать, написание какой буквы будем повторять. (Согласный или гласный звук означает? Парный или непарный звук по звонкости – глухости?)
На доске: тт ти тл тм
II. Мотивационный. Постановка учебной задачи.
Цели этапа:
- Помочь разграничить знания от незнания.
- Подвести к пониманию необходимости уметь определять спряжение глагола по инфинитиву.
– Определите спряжение записанных вами слов? (первые два слова I спряжения, в 3-м слове не можем определить спряжение)
– Почему? (оно записано в неопределённой форме)
– Чему должны научиться?(определять спряжение по неопределённой форме)
– Что умеете определять в неопределённой форме? (усекаемая или неусекаемая основа)
III. Решение учебной задачи.
Цель этапа: Помочь открыть особенности основ глаголов II спряжения.
1. Практическая работа. Наблюдение.
– Определите усекаемость основы слов, записанных на карточках . (Приложение 2)
2. Проверить работу друг друга по таблице. (Приложение 3)
– Оцените свою работу. (Приложение 1)
– Что заметили? (У слов II спряжения все основы усекаемые)
– У слов I спряжения тоже есть усекаемые основы.
– Что нужно выделить при определении усекаемости? (Суффиксы)
3. Коллективная работа по выделению суффиксов
Вынесение на доску результатов работы:
– Как вы думаете, у слов какого спряжения легче выделить особенности? (У слов II спряжения у них мало суффиксов)
– Определите, чем основы слов I спряжения с такими же суффиксами отличаются от основ слов II спряжения. (У слов II спряжения суффикс после шипящего, суффиксы , в усекаемых основах, в словах I спряжения, суффиксы , в словах с неусекаемой основой)
– Вынесем наши наблюдения на доску:
IV. Обобщение знаний. Моделирование.
Цель этапа: Составление алгоритма по определению спряжения глагола.
– Работая в паре, составьте алгоритм определения спряжения слов, называющих действия. (Все варианты выносятся на доску и обсуждаются, составляем алгоритм)
Приложение 4.
– Нужно ли проверять спряжение у слов с суффиксами о, у, я, ы? (не нужно, потому что у слов II спряжения таких суффиксов нет)
– Оцените свою работу по составлению алгоритма.
Приложение 1.
V. Первичное закрепление.
Цель: 1. Помочь в практическом использовании алгоритма по определению спряжения.
– Упражнение 245. все пропущенные буквы являются орфограммами? Почему? (В словах «не идет, упадет, помчит» окончания ударные – это не орфограммы).
– Как определить спряжение у остальных слов? (по алгоритму)
– Работаем по цепочке.
(ед.т – ехать (у) – I спр. – едет
Поддерж.шь – поддержать (у) – II спр. – пустишь.
VI. Рефлексия.
Цели этапа:
- Подвести итог по определению получения знаний.
- Помочь выработать адекватную самооценку.
- поставить задачу на следующий урок.
– Заполните лист самооценки.
– Что узнали нового?
– Над чем будем еще работать?
Д/з: упр. 246