…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В. Л. Сухомлинский
Актуальность.
Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально - нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих, воспитывает у детей чувство любви и уважение к близким людям, гордость за свою семью.
Цель – формирование эстетических отношений к окружающему миру и приобщение детей к искусству; закрепление представления о родственных отношениях.
В эстетическом развитии ребенка значительная роль принадлежит произведениям изобразительного искусства и его собственной художественной деятельности. В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира; учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми; поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующим в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Ещё К.Д.Ушинский обращал внимание взрослых на тот факт, что, если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребёнок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. И наше настоящее этому яркий пример. Поэтому так важно, что оставили своим потомкам прадеды наши, веками отбирая всё самое лучшее и передавая его из поколения в поколение. Чтобы не шагали они по земле нашей “Иванами, родства не помнящими, а жили, как прадеды, в ладу и согласии с природой-матушкой, себе на радость, другим на загляденье, да и чтоб перед потомками не совестно было”.
С целью решения выявленных проблем мною разработан цикл занятий по развитию эстетических отношений детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру и знакомству с изобразительным искусством “ Родительский дом”.
Задачи:
1. Развивать целенаправленную деятельность и созидательную активность детей:
- Воспитывать у них положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, а также к собственной деятельности и ее результату;
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его труда (рисунок, лепка) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим ему самому (для игры, в качестве подарка и т. п.);
- Формировать у дошкольников позицию созидателя, испытывающего чувство гордости и удовлетворения результатами своей деятельности.
2. Содействовать накоплению детьми сенсорного опыта и обогащению их чувственных впечатлений:
- Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура); формировать интерес к ним и умение проникаться теми чувствами, которые они несут.
3. Активизировать воображение и творческие возможности детей:
- Развивать склонность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
- Обогащать и расширять художественный опыт старших дошкольников, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов; побуждать экспериментировать с цветом, формой.
Новизна.
В цикле занятий систематизированы задачи, средства, методы, по привитию интереса к окружающей действительности и творчеству, воспитанию у детей уважения к своим близким. Отработана система подачи программных задач, с учётом принципов последовательности и постепенности. Важным моментом в развитии интереса к изобразительному искусству и способностью проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несёт в себе оно, является использование разных видов изо-деятельности ( лепка, рисование, где дети знакомятся с живописью, графикой, скульптурой). Занятия из цикла можно проводить в течении всего года (с октября по май), а также отдельным циклом в свободное от обучающих занятий время.
Методы и приемы, используемые на занятиях по изо-деятельности.
- Эмоциональный настрой.
Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад, успокаивает возбуждённых, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
- Художественное слово.
Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту, прежде чем взять кисть и краски.
- Педагогическая драматургия.
На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину, которую потом дети воплощают в своих рисунках.
- Театр.
Элементы театра органично входят в занятия изо-деятельностью, способствуют развитию положительных чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - всё основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.
- Игра.
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребёнка является игра.
В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".
Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребёнка на самые важные ориентиры – эстетические, нравственные.
На занятиях по изо-деятельности используются
игры:
Художественно-развивающие – “Палитра”,
“Злой и добрый волшебники", "Волшебные
карточки", и др.;
Методические рекомендации:
- Данные занятия разработаны для детей старшего дошкольного возраста.
- Занятия проводятся по 25-30 минут, 1-2 раза в месяц.
Каждое занятие является комплексным (Приложение №1).
Цель - расширение знаний об окружающем мире, закрепление представления о родственных отношениях, развитие эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, мелкой моторики пальцев рук. - Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме занятия: загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика).
- К циклу занятий “ Родительский дом”, для детей старшего дошкольного возраста, разработана педагогическая диагностика, определены критерии, разработаны уровни.
- Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (октябрь; апрель).
Педагогическая диагностика к циклу занятий по нзо-деятельности “Родительский дом”
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Предметное и сюжетное рисование | Лепка | |||||||||||||||||||||||||||||||
Смешивание красок | Использование цветов и оттенков | Рисование по представлению | Рисование с натуры | Расположение на листе | По представлению | С натуры | Конструктивным способом | Скульптурным способом | Ленточным способом | По мотивам народных игрушек | ||||||||||||||||||||||||
Уровень знаний | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | |
Высокий – ;
Средний – ;
Низкий – .
Уровни развития эстетических отношений детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру по изо-деятельности.
Высокий.
- Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства.
- Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности.
- Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им.
- Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения.
- Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы и др., сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др.
Средний.
- Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира.
- Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них.
- Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.
- Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Низкий.
- Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений.
- Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им.
- Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет.
- Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения.
- Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
- Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и способы рисования.
- Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Для педагогов:
- Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
- Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
- Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
Список литературы:
- Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном и Дом, 2004.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994.
- Пантиков В.А. Учимся рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996.