Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок - деловая игра.
Цели урока:
Образовательные:
- Учить решать задачи на вычисление объёмов, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.
- Показать сферу практического применения формулы объёма прямоугольного параллелепипеда в расчётах.
- Формировать умения и навыки, закрепить знания по данной теме.
Развивающие:
- Развивать внимание, мышление, способность к сосредоточению, аккуратность, математическую речь.
- Через решение задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к "видению" проблемы, оценочным действиям, обобщению.
- Формировать умение чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу и умение работать в парах.
- Формировать у учащихся познавательный и устойчивый интерес к учению математики.
- Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенству своих знаний.
- Формировать умение проверять результаты деятельности.
- Воспитывать самостоятельность и творчество.
Оборудование: ПК, проектор, электронный носитель с авторскими материалами презентационных слайдов, цветные оценочные карточки.
Ход урока
I. Самоопределение к
деятельности (Организационный момент) Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке |
||
Приложение 1.
Слайд 1 Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок необычный. Вы знаете, что в городе очень активно ведется строительство новых домов. И, конечно же, новоселы мечтают не только о больших и светлых новых квартирах. Им, также хочется, чтобы в новом жилище было уютно и красиво. Поэтому профессия дизайнера очень востребована. А настоящих мастеров очень мало, ведь дизайнеры должны не только уметь моделировать пространство, но и производить расчеты. Одна из фирм прослышала, что в вашей школе, в вашем классе самые лучшие знатоки расчетов и вычислений. Сегодня рано утром, вы познакомились с понятием объёма, единицами его измерений и даже знаете формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда. Жильцы нового дома очень просят вас, помочь им смоделировать современную и удобную кухню, помочь в расчетах, а то они совсем запутались! Поможем?! Только будьте очень внимательны и не подведите жильцов! Откройте свои тетради и запишите число, классная работа. Слайд 2 Тема урока: Объёмы. Слайд 3 Цель нашей работы: научиться применять формулы объёма прямоугольного параллелепипеда в моделировании современного интерьера. Слайд 4 |
Работа учащихся. Осознание цели работы. Эмоциональное включение в работу. |
|
II. Актуализация опорных знаний Задача: Подготовка мышления к проектировочной деятельности; установить правильность и осознанность выполнения действия в нестандартной ситуации. |
||
Чтобы успешно выполнить все
расчёты, нам необходимо провести умственную
зарядку. Внимание на экран. Покажите как вы умеете быстро считать и записывать результаты. Сейчас вы увидите очень быстро проплывающие примеры. Вам нужно быстро и правильно считать и записывать результаты в тетрадь. Слайд 5 Задание 1. Вычислите:
Слайд 6 Проверка. Слайд 7 Задание 2. Из предложенного ряда геометрических фигур выберите те, которые имеют объём: Учитель: Ребята, а какие вы знаете предметы, окружающие нас и имеющие форму прямоугольного параллелепипеда? Слайд 8 Слайд 8 Задание 3. Выберите из предложенного ряда единицы те, которые применяются для измерения объемов. 1 см; 1 дм3 ; 1га; 1 м2; 1м3; 1л; 1км; 1 см3; 1а; 1т. Слайд 9 -12 Задание 4. Из кубиков с ребром 1 см составлены фигуры. Найдите их объёмы. Учитель: Чему равен объём куба, если длина его ребра равна 1 см? - Как посчитать объём фигуры, если она составлена из 4 таких кубиков? Во сколько раз объём фигуры больше объёма кубика? Слайд 13 - 14 Задание5. Назовите измерения данных геометрических фигур. Учитель: Как называется фигура, которую вы видите? Сколько у неё измерений? Назовите её измерения. Какие измерения куба, одинаковые? Слайд 15.Задание 6. Запишите формулу для определения объёма прямоугольного параллелепипеда. Учитель: Какой буквой обозначают объём? V= abc, где а - длина, b - ширина, С - высота. Объём куба V = aaa =a3? Где а - ребро куба Слайд 16 Задание 6. Запишите формулу для определения объёма куба. |
Учащиеся выполняют устно вычисления и записывают результаты вычислений в тетрадь, затем проверяют. 53 = 125 17 * 10 = 170 93 : 3 = 31 30 * 20 * 30 = 18000 16 * 4 = 64 102 = 100 23 = 8 100 : 5 = 20 6 * 10 : 2 = 300 Учащиеся называют среди изображённых фигур объёмные.
Учащиеся записывают единицы объёма в тетрадь и проверяют. 1 дм3; 1м3; 1л; 1 см3.
1 см3. Нужно 1 умножить на 4. Объём фигуры в 4 раза больше объёма кубика. Учащиеся считают объёмы изображённых на слайдах фигур.
Это прямоугольный параллелепипед. У него три измерения. Его измерения: длина, ширина, высота. Это куб. У него три измерения: длина, ширина, высота. У куба все три измерения равны.
Учащиеся записывают формулы для определения объёма прямоугольного параллелепипеда и куба и сверяют записи с записями на слайдах. |
|
III. Постановка учебной и
практической задачи, связанной с применением
знаний в жизненной ситуации. Усвоение и применение "нового" знания Задача: Включение детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи. Фиксация разрешения учебной задачи. |
||
Учитель: Молодцы! Мы с вами
вспомнили всё, что нам потребуется в дальнейшей
работе. Наша задача: смоделировать нишу для
встроенной кухонной техники и создать проект
современной кухни. Сейчас вам предстоит, работая в парах выполнить необходимые расчеты. Слайд 16 1.Найдите объёмы показанных предметов: 1 ряд
2 ряд
3 ряд
|
Учащиеся вычисляют объём, работая в парах, и сверяют ответы. Первые правильно решившие получают оценочную карточку. 1 ряд
2 ряд
3 ряд
|
|
Слайд 16 1.Найдите объёмы показанных предметов: 1 ряд
2 ряд
3 ряд
Слайд 16 Найдите высоту навесного шкафа, если его длина 80 см, ширина 30 см, а объём 177600см3. Физкультминутка: Высказывания на слайде, выполнение упражнений и моделирование кухни. Учитель: Теперь нам нужно рассчитать размеры ниши, в которую мы разместим мебель и встроенную технику. Какие измерения нам понадобятся? Какую величину нам нужно узнать, прежде чем вычислять объём ниши? Какое действие для вычисления длины нужно выполнить? Слайд 16 Вычислите размеры ниши в которую мы должны разместить мебель и технику. Учитель: Поздравляю! Вы успешно справились с поставленной задачей. Запишите задание на дом. Какие измерения нужно выполнить? Подведение итогов. Выставление отметок самым активным. |
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Один учащийся считает на доске, остальные в тетради. b = 177600 : (80 * 30) = 74 см
Нам понадобятся три измерения: высота, длина и ширина. Сначала нужно посчитать длину, выполнив действие сложение. Учащиеся вычисляют объём, работая в парах, и сверяют ответы. V = 84 * 60 * (40 + 80 + 80) = 5040 * 200 = 1008000 cм3 |