Строение и жизнедеятельность бактерий

Разделы: Биология


В разделе "Царства Бактерии и Грибы" - это первый урок. Его тема "Строение и жизнедеятельность бактерий". На данном уроке учитель знакомит учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрывает особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий с использованием различных форм деятельности: мультимедиа презентация, работа с учебником, изображение изучаемых обьектов, беседа с использованием проблемных вопросов. Таким образом, комбинирование на уроке традиционных и современных технологий дает положительный результат при изучении большого объема материала, стимулирует познавательный интерес учащихся.

Задачи на урок.

  • Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.
  • Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, делать выводы; продолжать формировать умение изображать биологические объекты.
  • Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, мотивировать к соблюдению правил личной гигиены; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к одноклассникам.

Средства.

Методы:

  • по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;
  • по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно- поисковые;
  • по стимулированию интереса к учению: опережающие задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации;
  • методы контроля: взаимоконтроль.

Приемы: беседа, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией, выполнение заданий в тетради с печатной основой, выполнение рисунков в рабочей тетради.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование.

Таблица "Бактерии", компьютерная презентация "БАКТЕРИИ"

Структура урока.

Организационный момент.

а) приветствие;

б) учет посещаемости.

Актуализация знаний.

Ответ учащегося у доски о строении растительной клетки. Презентация (Слайд 1)

Изучение нового материала.

План:

1. Какие они, бактерии? (Слайд 2)

2. История изучения. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули".

Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.

В 1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С. Н. Виноградский.

Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е. В 1937 году Э. Чаттон предложил делить все организмы по типу клеточного строения на прокариот и эукариот, и в 1961 году Стейниер и Ван Ниль окончательно оформили это разделение. Развитие молекулярной биологии привело к открытию в 1977 году К. Вёзе коренных различий и среди самих прокариот.

3. Где живут бактерии? Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных. (Слайд 6,7)

Найдите из представленных мест обитаний бактерий то, где они не могут жить.

4. Размеры бактерий

Средний размер бактерий составляет примерно 2 мкм в длину и около 1 мкм в ширину. Среди бактерий имеются такие, которые находятся на границе разрешающей способности микроскопа, то есть -0,15 мкм, а также бактерии-гиганты, достигающие 100 мкм (некоторые серобактерии).

(Слайд 8)

5. Строение и распространение бактерий.

Бактериальная клетка по строению похожа на растительную клетку и состоит из цитоплазмы, вакуоли с клеточным соком и оболочки. Но ядра нет, ДНК располагается прямо в цитоплазме, не отделена от нее оболочкой. Бактериальные клетки имеют оболочку. Эта оболочка упругая, как автомобильная шина, состоит из вещества муреина (от лат. мура - стенка). У ряда бактерий оболочка разбухает и ослизняется, образуя вокруг клетки капсулу.

Из органоидов бактериального организма следует отметить жгутики, с помощью которых бактерии движутся. Вращаясь со скоростью 3000 об/мин, они тянут за собой бактериальную клетку. Скорость движения может быть достаточно велика. Так, например, вибрион холеры может смещаться на 3 тысячи длин своего тела в одну минуту. (Если бы человек двигался с такой скоростью, то он проходил бы за один час 20-30 км.) Жгутиков может быть до нескольких десятков, и они могут располагаться по всей поверхности тела или находиться на одном конце клетки в виде пучка жгутиков. (Слайд 9)

Запишите отличительные признаки бактерий самостоятельно себе в тетрадь.

Проверьте себя.

6. Форма бактерий. Форма бактерий разнообразна. Шарообразные бактерии называются кокками. Если они лежат беспорядочно, их называют микрококками. Если образуют пакеты из восьми и более числа клеток, их называют сарацинами. Палочковидные формы бактерий - бактерии и бациллы - различаются по способности к спорообразованию. Бактерии не образуют спор, а бациллы их образуют. Бактерии, имеющие форму запятой, называются вибрионами. Сильно изогнутые - спириллы, а длинные сильно изогнутые - спирохеты. (Слайд 10)

Выполните задание в тетради с печатной основой № 21.

7. Питание бактерий. Существует два принципиально различных способа питания организмов: гетеротрофное и автотрофное. Автотрофные бактерии могут быть зелеными и бесцветными. У зеленых бактерий автотрофное питание осуществляется путем бактериального фотосинтеза за счет солнечной энергии. У бесцветных бактерий автотрофное питание происходит за счет энергии окисления неорганических соединений. Этот процесс получил название хемосинтеза.

Бактерии-гетеротрофы делятся на две группы: сапрофиты и паразиты. Сапрофиты питаются мертвым органическим веществом, то есть остатками тел животных и растений или их выделениями. Паразиты поселяются на живых растениях и животных и питаются органическими веществами самого организма, называемого хозяином. (Слайд 11)

8. Способы дыхания бактерий.

9. Размножение бактерий. Размножаются бактерии чаще всего путем деления одной бактериальной клетки на две. Одна бактериальная клетка за 10 суток при нормальных условиях может воспроизвести количество клеток, по объему равное объему нашей планеты. Почему же этого не происходит? Истратив все ресурсы, популяция бактерий останавливает рост. Далее численность их начинает снижаться из-за отравления продуктами своего же обмена. (Слайд 12)

10. Образование спор. В неблагоприятных условиях многие бактерии образуют споры - покоящиеся стадии. Большая часть внутреннего содержимого клетки уплотняется, в оболочке откладываются воскообразные вещества. Оболочка спор настолько прочна, что они выдерживают даже кипячение. Попадая в благоприятные условия, спора прорастает. Оболочка лопается, и из нее вырастает бактериальная клетка. Споры некоторых бактерий способны оставаться жизнеспособными многие годы, например споры сибирской язвы в почве сохраняют жизнеспособность десятки лет. (Слайд 13)

11. Разнообразие бактерий.

12. "Последние новости".

  • бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;
  • некоторые архебактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
  • в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;
  • в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
  • в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

Закрепление.

С помощью цветных карточек попробуйте ответить на вопросы теста:

А - синяя карточка

Б -- желтая карточка

- Самостоятельно выполнить задания в тетради с печатной основой №№ 22, 24,25 (без использования учебника и рабочей тетради).

- Взаимопроверка: обменяться тетрадями с соседом по парте, отметить ошибки карандашом, оценить работу.

Подведение итогов (рефлексия).

Домашнее задание.

Изучить п.5, выполнить задание в тетради с печатной основой № 23.

Приложение.