Цель:
- формировать умение определять стиль текста, его особенности; перерабатывать текст в первоначальный вариант.
- развивать умение работы в группе, в парах.
- формировать положительную мотивацию изучения родного языка.
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, тексты и задания к ним (для каждой группы), сводная таблица характеристики стилей (Приложение 1).
Тип урока: систематизация и обобщение полученных ранее знаний.
Методическая характеристика: работа в группах, работа в парах внутри групп, использование технологии "Номера"
План урока.
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
- Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
- Заключительный этап. Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока (Приложение 2,слайд №1)
3. Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
А) Вопросы группе: какие функциональные стили языка вы знаете? Какую цель преследует каждый из них? (Приложение 2, слайд №2)
Б) практическая работа обучающихся в группах. (Приложение 2, слайды №3, №4,№5)
Описание используемой методики: учебная группа делится на три подгруппы (всем членам группы присваивается номер), каждая из которых работает со своим текстом: деловым, научным, публицистическим. Все члены подгруппы определяют стиль и жанр текста вместе. После чего подгруппа делится на 4 пары, каждой паре дается свое задание работы с текстом. В ходе работы обучающиеся заполняют сводную таблицу - каждая пара - свою графу:
Стиль | Стилевые черты. Цель | Жанр | Лексические особенности | Морфологические особенности | Синтаксические особенности |
По окончании работы всех пар делается один вывод и определяется изначальный вариант предложенного текста. Отвечать будет тот учащийся из группы, чей номер назовет преподаватель.
Группа №1
Работа с текстом №1 (Приложение 2, слайд №6)
Задание всей группе: прочитать текст, определить его стиль и жанр. Ответить на вопросы:
- Какое произведение переработано в данном варианте? Озвучьте первоначальный вариант.
Работа в парах внутри группы:
Пара 1-2
Задание: определить лексические особенности предложенного текста
Пара 3-4
Задание: определить морфологические особенности предложенного текста
Пара 5-6
Задание: определить синтаксические особенности предложенного текста
Пара 7-8
Задание: определить стилевые черты, цель.
Текст №1
Содержание особи одомашненного вида птиц отряда куриных с пятнами другого цвета на фоне основного окраса в семье мужчины и женщины преклонного возраста привело к кладке одного яйца данной особью. Яйцо, то есть оплодотворённая яйцеклетка овальной формы имело скорлупу из золота 585 пробы. Попытки мужчины и женщины разбить яйцо не дали желаемого результата, потому что золото является твёрдым металлом. Однако небольшой грызун, а именно, мышь, задев яйцо хвостом, разбил его скорлупу.
Прозрачная солоноватая жидкость, выделяемая сальными железами семейной пары преклонного возраста, произвела огромное впечатление на курицу, которая, заговорив человеческим языком, уверила пожилых людей, что в ближайшем будущем будет класть яйца, но уже не золотые, а простые.
Группа №2
Работа с текстом №2 (Приложение 2, слайд №7)
Задание всей группе: прочитать текст, определить его стиль и жанр. Ответить на вопросы:
- Какое произведение переработано в данном варианте? Озвучьте первоначальный вариант.
Работа в парах внутри группы:
пара 1-2
Задание: определить лексические особенности предложенного текста
Пара 3-4
Задание: определить морфологические особенности предложенного текста
Пара 5-6
Задание: определить синтаксические особенности предложенного текста
Пара 7-8
Задание: определить стилевые черты, цель.
Текст №2
В небольшой деревне Рязанской области произошёл сверхслучай, о котором говорят до сих пор. Пожилая пара на Пасху решила испечь не кулич, не пирожок, а какой-то колобок. Это хлебобулочное изделие вместо благодарности сделало ноги. Старики его больше не видели. До наших корреспондентов дошла информация, что Колобок был замечен в лесу. Несмотря на опасную обстановку Колобку не раз удалось уйти от преступников: Зайца, Волка и Медведя, - но он (по оперативным данным) стал жертвой хитрой мошенницы Лисы.
Дорогие детки! Будьте бдительны! Не уподобляйтесь Колобку! Не ходите в лес одни без присмотра взрослых!
Группа №3
Работа с текстом №3 (Приложение 2, слайд №8)
Задание всей группе: прочитать текст, определить его стиль и жанр. Ответить на вопросы:
- Какое произведение переработано в данном варианте? Озвучьте первоначальный вариант.
Работа в парах внутри группы:
пара 1-2
Задание: определить лексические особенности предложенного текста
Пара 3-4
Задание: определить морфологические особенности предложенного текста
Пара 5-6
Задание: определить синтаксические особенности предложенного текста
Пара 7-8
Задание: определить стилевые черты, цель.
Текст №3
Директору школы №1
Ивановой М.И.
от ученицы 1 класса "А" Машеньки
22 мая 2007 г я, Машенька, ученица 1 класса "А" пропустила занятия в школе в связи с тем, что потерялась в лесу. В течение нескольких часов мне не удавалось найти дорогу к школе. Ввиду того, что мои попытки выбраться из леса оказались безуспешными, я коротала время в незнакомой избе. Сильно проголодавшись, я съела чужую кашу. А так же сломала чужой стул и измяла чужую постель.
После неожиданного появления хозяев избы - медведей мне пришлось спасаться бегством.
Дорогу к школе я в итоге нашла, но идти на занятия смысла уже не было, т.к. в населенный пункт я вернулась затемно.
23.05. с.г. Машенька.
Итог урока. Обращение к целям урока:
Достигли ли цели? Чему научились на уроке?
Оценки выступающим от группы. (Остальные учащиеся получат оценки после проверки преподавателем их письменной работы).
Домашнее задание (Приложение 2, слайд №9):
- На оценку "3":выучить стилевые особенности каждого стиля;
- На оценку "4": написать газетную статью о нашем лицее или подготовить реферат о своеобразии функциональных стилей языка (тему формулирует сам обучающийся)
- На оценку "5": переработать любую сказку в одном из трех стилей.