Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров (практическая работа для обучающихся 1-го курса НПО)

Разделы: Русский язык


Цель:

  • формировать умение определять стиль текста, его особенности; перерабатывать текст в первоначальный вариант.
  • развивать умение работы в группе, в парах.
  • формировать положительную мотивацию изучения родного языка.

Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, тексты и задания к ним (для каждой группы), сводная таблица характеристики стилей (Приложение 1).

Тип урока: систематизация и обобщение полученных ранее знаний.

Методическая характеристика: работа в группах, работа в парах внутри групп, использование технологии "Номера"

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели урока
  3. Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
  4. Заключительный этап. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.
  6. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока (Приложение 2,слайд №1)

3. Обобщение и систематизация знаний обучающихся.

А) Вопросы группе: какие функциональные стили языка вы знаете? Какую цель преследует каждый из них? (Приложение 2, слайд №2)

Б) практическая работа обучающихся в группах. (Приложение 2, слайды №3, №4,№5)

Описание используемой методики: учебная группа делится на три подгруппы (всем членам группы присваивается номер), каждая из которых работает со своим текстом: деловым, научным, публицистическим. Все члены подгруппы определяют стиль и жанр текста вместе. После чего подгруппа делится на 4 пары, каждой паре дается свое задание работы с текстом. В ходе работы обучающиеся заполняют сводную таблицу - каждая пара - свою графу:

Стиль Стилевые черты. Цель Жанр Лексические особенности Морфологические особенности Синтаксические особенности
           

По окончании работы всех пар делается один вывод и определяется изначальный вариант предложенного текста. Отвечать будет тот учащийся из группы, чей номер назовет преподаватель.

Группа №1

Работа с текстом №1 (Приложение 2, слайд №6)

Задание всей группе: прочитать текст, определить его стиль и жанр. Ответить на вопросы:

- Какое произведение переработано в данном варианте? Озвучьте первоначальный вариант.

Работа в парах внутри группы:

Пара 1-2

Задание: определить лексические особенности предложенного текста

Пара 3-4

Задание: определить морфологические особенности предложенного текста

Пара 5-6

Задание: определить синтаксические особенности предложенного текста

Пара 7-8

Задание: определить стилевые черты, цель.

Текст №1

Содержание особи одомашненного вида птиц отряда куриных с пятнами другого цвета на фоне основного окраса в семье мужчины и женщины преклонного возраста привело к кладке одного яйца данной особью. Яйцо, то есть оплодотворённая яйцеклетка овальной формы имело скорлупу из золота 585 пробы. Попытки мужчины и женщины разбить яйцо не дали желаемого результата, потому что золото является твёрдым металлом. Однако небольшой грызун, а именно, мышь, задев яйцо хвостом, разбил его скорлупу.

Прозрачная солоноватая жидкость, выделяемая сальными железами семейной пары преклонного возраста, произвела огромное впечатление на курицу, которая, заговорив человеческим языком, уверила пожилых людей, что в ближайшем будущем будет класть яйца, но уже не золотые, а простые.

 Группа №2

Работа с текстом №2 (Приложение 2, слайд №7)

Задание всей группе: прочитать текст, определить его стиль и жанр. Ответить на вопросы:

- Какое произведение переработано в данном варианте? Озвучьте первоначальный вариант.

Работа в парах внутри группы:

пара 1-2

Задание: определить лексические особенности предложенного текста

Пара 3-4

Задание: определить морфологические особенности предложенного текста

Пара 5-6

Задание: определить синтаксические особенности предложенного текста

Пара 7-8

Задание: определить стилевые черты, цель.

Текст №2

В небольшой деревне Рязанской области произошёл сверхслучай, о котором говорят до сих пор. Пожилая пара на Пасху решила испечь не кулич, не пирожок, а какой-то колобок. Это хлебобулочное изделие вместо благодарности сделало ноги. Старики его больше не видели. До наших корреспондентов дошла информация, что Колобок был замечен в лесу. Несмотря на опасную обстановку Колобку не раз удалось уйти от преступников: Зайца, Волка и Медведя, - но он (по оперативным данным) стал жертвой хитрой мошенницы Лисы.

Дорогие детки! Будьте бдительны! Не уподобляйтесь Колобку! Не ходите в лес одни без присмотра взрослых!

Группа №3

Работа с текстом №3 (Приложение 2, слайд №8)

Задание всей группе: прочитать текст, определить его стиль и жанр. Ответить на вопросы:

- Какое произведение переработано в данном варианте? Озвучьте первоначальный вариант.

Работа в парах внутри группы:

пара 1-2

Задание: определить лексические особенности предложенного текста

Пара 3-4

Задание: определить морфологические особенности предложенного текста

Пара 5-6

Задание: определить синтаксические особенности предложенного текста

Пара 7-8

Задание: определить стилевые черты, цель.

Текст №3

Директору школы №1
Ивановой М.И.
от ученицы 1 класса "А" Машеньки

22 мая 2007 г я, Машенька, ученица 1 класса "А" пропустила занятия в школе в связи с тем, что потерялась в лесу. В течение нескольких часов мне не удавалось найти дорогу к школе. Ввиду того, что мои попытки выбраться из леса оказались безуспешными, я коротала время в незнакомой избе. Сильно проголодавшись, я съела чужую кашу. А так же сломала чужой стул и измяла чужую постель.

После неожиданного появления хозяев избы - медведей мне пришлось спасаться бегством.

Дорогу к школе я в итоге нашла, но идти на занятия смысла уже не было, т.к. в населенный пункт я вернулась затемно.

23.05. с.г. Машенька.

 Итог урока. Обращение к целям урока:

Достигли ли цели? Чему научились на уроке?

Оценки выступающим от группы. (Остальные учащиеся получат оценки после проверки преподавателем их письменной работы).

Домашнее задание (Приложение 2, слайд №9):

  • На оценку "3":выучить стилевые особенности каждого стиля;
  • На оценку "4": написать газетную статью о нашем лицее или подготовить реферат о своеобразии функциональных стилей языка (тему формулирует сам обучающийся)
  • На оценку "5": переработать любую сказку в одном из трех стилей.