Урок по музыке в 6-м классе "В чем сила музыки"

Разделы: Музыка


Цель: Расширить и углубить нравственно-эстетические впечатления от музыки, придти к пониманию того, что сила воздействия музыки определяется двумя самыми главными качествами: красотой и правдой.

Образовательные задачи: На конкретных примерах закрепить и углубить знание средств музыкальной выразительности, музыкальной формы, интонации, музыкальных образов.

Воспитательные задачи: формировать способность нравственного осмысления искусства и окружающего мира.

Развивающие задачи: создать у учащихся эмоциональный настрой на восприятие музыки, подвести к пониманию понятий "красота и правда музыки" и "красота и правда жизни" через конкретные образы в музыке.

Музыкальный материал:

  • Э.Григ - "Песня Сольвейг"
  • Л.Бетховен - "К Элизе"
  • В.Моцарт - 1 часть Симфонии №40
  • В.Егоров - песня "Облака"

Ход урока

Тема, которую мы сейчас рассматриваем, одна из самых непростых.

Вот мы говорим: притягательная сила искусства. Почему люди, живущие в разных концах мира, наделяли искусство огромной силой?

Уильям Шекспир, например, утверждал: "Нет на земле живого существа, столь жёсткого, крутого, адски злого, чтоб не могла, хотя б на миг один, в нём музыка свершить переворота."

А вспомним мифы, легенды, сказки народов мира, где музыку наделяли волшебной силой?

- Русские былины: Садко. Помните, Волхова растекается речкой? Что заставило холодную морскую царевну пожертвовать собой?

(Ответы учащихся)

- Да, Волхова полюбила Садко за песни русские.

- А древнегреческий миф об Орфее и Эвридике?

- Реки текли вспять, замирали птицы на ветвях, когда пел и играл на кифаре Орфей. Он мог усмирить своим искусством диких зверей и чудищ подземного мира и даже воскресить свою умершую жену- прекрасную Эвридику.

- Прекрасная весенняя сказка Островского "Снегурочка".

Вспомните, что влечёт Снегурочку в мир людей?

- Людские песни.

Видите, даже холодное сердце трогает искусство.

Я пишу на доске два значительных слова: правда и красота

Скажите, как вы думаете, правда и красота в искусстве такие же, как и в жизни, или немного другие?

(Ответы ребят)

Красота и правда музыки- это прежде всего красота и правда внутреннего мира человека.

Представьте, каким же талантом должен обладать композитор, чтобы взволновать слушателя, не оставить его равнодушным.

Воплощая свой замысел, композитор использует разнообразные средства выразительности, продумывает форму произведения, все её особенности.

Чтобы понять музыкальное произведение, мы должны понять музыкальный язык, на котором оно обращается к нам.

Вспомните музыкальные формы и главный принцип построения .

(Ответы уч-ся)

- Это контраст и повторность музыкальных тем.

Форма музыки - это носитель содержания, характера, всего смысла музыкального произведения.

По тому, как звучит музыка, что в ней главенствует, каковы особенности её построения, мы можем судить о музыкальном образе, характере, настроении, т.е. существует единство содержания и формы.

Сейчас мы послушаем два произведения и попробуем определить форму и замысел композитора.

  Песня Сольвейг - Э.Григ "К Элизе"- Л.Бетховен
Форма Двухчастная Рондо
Замысел 1часть - печаль о разлуке.

2 часть - надежда на встречу.

Главная тема - образ юной девушки, нежной и грациозной, чередуется с тревожными эпизодами окружающей жизни. Эпизоды вносят контраст и оживление в произведение.

 А сейчас я дам вам послушать фрагмент музыкального произведения, которое вы ,конечно, знаете и все люди знают.

(Звучит 1-ая часть Симфонии №40 В.А.Моцарта)

- Вы обратили внимание, что вся она словно вырастает из одной интонации (мельчайшей частице мелодии, в которой уже заложен характер и настроение)

- Вот как в трёх нотах можно уловить состояние человека.

Какое это состояние?

Ответы ребят

(Взволнованное, беспокойное, тревожное, с оттенком печали)

Моцарт писал эту симфонию в трудное время своей жизни. Слишком сложная для любителей развлекательной, лёгкой музыки, затрагивающая глубокие чувства человеческой души, эта музыка многим казалась непонятной, сложной.

Войти в мир такого композитора, как Моцарт- это значит войти в мир сложных чувств, переживаний. Удивительная музыка, и не случайно её знают и любят во всём мире.

- О какой же правде жизни говорит она?

(Жизнь человека наполнена волнением, бесконечным беспокойством, поиском- нет успокоенности)

"Из такой же интонации может возникнуть и другой музыкальный образ.

Вот строчки этой интонации из песни:

- Облака, облака, облака:

- Что такое облака?

Одни видят в них прекрасные замки, фантастические фигуры.

А если исходить из житейской правды, то облака - это результат круговорота воды в природе.

А человеку этого мало:Он видит образ.

(учитель поёт песню "Облака")

Интонация стона, жалобы, вздоха - боль за всех погибших на войне.

Вот как по-разному может одно и тоже увидеть человек.

Обычное жизненное явление вырастает до поэтического образа, в котором концентрируется "высокая, глубочайшая правда".

Эта песня могла родиться только из большой боли за всех, кого нет." [1]

(Разучивание песни)

- Есть ли тут ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни точка.

Почему её здесь нет?

Подумайте!

Литература.

1. Вендрова, Т.Е. Пусть музыка звучит. - М. : Просвещение, 1990. - 96 с.