Урок обобщения по теме "Электрические явления" в 8-м классе – час занимательной физики

Разделы: Физика


На протяжении более 20 лет я преподаю физику в школах города Кирова. Конечно, выработан свой стиль работы, главное в котором - сделать преподавание физики увлекательным. Я преподаю в общеобразовательной школе по типовым программам, но стремлюсь, чтобы дети не только понимали физику, но и любили эту удивительную науку.

Поэтому стараюсь проводить уроки не в традиционной форме: путешествие по станциям, урок-КВН, смотр знаний, урок-конференция, урок деловая игра.

Стараюсь также, чтобы мои уроки имели ярко выраженную практическую направленность, а знания, полученные на уроках, пригодились бы моим ученикам в жизни.

Один из уроков, какие я обычно провожу в 8 классе при обобщении темы "Электрические явления", - час занимательной физики.

Сценарий урока физики в 8 классе.

Тема: "Электрические явления".

Общедидактическая цель учебного занятия: организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности, осмыслению связей и отношений в объектах изучения.

Триединая дидактическая цель.

Образовательный аспект:

  • обобщить полученные знания по теме "Электрические явления";
  • проверить применение изученных законов и формул;
  • правильное применение формул для решения задач;
  • умение правильно составлять электрические схемы;
  • способствовать развитию навыка самостоятельного поиска информации.

Развивающий аспект:

  • развивать умение мыслить, осуществлять сравнительный анализ объектов;
  • способствовать обогащению и усложнению словарного запаса учащихся;
  • развивать креативное мышление учащихся;
  • способствовать развитию эмоциональности учащихся через игровую форму урока.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать познавательные потребности;
  • развивать интерес к предмету;
  • формировать коммуникативные качества личности: сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказывать свое мнение;
  • формировать качества личности: коллективизм, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении намеченной цели.

Цель для учащихся:

  • обогатить свою память знаниями в разделе физики "Электрические явления";
  • развивать умение решать задачи, составлять электрические схемы.

Планируемый результат: Учащиеся самостоятельно находят сведения об электрических явлениях, решают типовые задачи, применяют полученные знания в жизни.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Нетрадиционная форма организации образовательного процесса: час занимательной физики.

Структура занятия

Этапы учебного занятия Образовательные задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный (1-2 мин.) Подготовка обучаемых к работе, обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии, психологическая подготовка учащихся к общению Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, раскрытие общей цели занятия и плана его проведения Готовность класса к занятию, быстрое включение в деловой ритм
2. Подготовка к работе на основном этапе (2-3 мин.) 1. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока

2. Актуализация субъектного опыта обучаемых: личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений

Сообщение темы занятия, формулирование целей занятия вместе с обучаемыми, показ социальной и практической значимости изучаемого материала, постановка перед учащимися учебной проблемы, актуализация субъективного опыта учащихся Готовность к активной учебно-познавательной деятельности, понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала
3. Этап обобщения и систематизации знаний (30 мин.) 1. Обеспечить формирование целостной системы основных физических понятий

2. Обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений Активная и продуктивная деятельность обучаемых, систематизация знаний, выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей
4. Этап подведения итогов занятия (5 мин.) Дать качественную оценку работе групп учащихся Подведение итогов учебного занятия  
5. Этап рефлексии (5-7 мин.) Инициировать рефлексию детей по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с другими учащимися в группе Мобилизация детей на рефлексию своего поведения Открытость обучаемых в осмыслении своих действий и самооценке

Содержание обучения: задания проблемного и частично-поискового характера по теме "Электрические явления".

Методы обучения: частично-поисковый метод, метод проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока:

  • Приборы для составления схем.
  • Кубик с формулами.
  • Кубик с обозначениями и наименованиями физических величин.
  • Кубик с формулами, схемами, в которых есть ошибки (для болельщиков).
  • Раздаточный материал с алгоритмами решения задач.
  • Таблицы для членов жюри.
  • Жетоны для болельщиков.

Ход урока

Организационный этап.

Учащиеся рассаживаются по группам:

1 команда (6 учащихся);

2 команда (6 учащихся);

3 группа (10 чел.) - болельщики, группа поддержки;

4 группа (3 ученика) - жюри.

Прежде чем перейти непосредственно к проведению урока, подробно остановиться на организационном моменте.

Этап мотивации и актуализации субъектного опыта учащихся.

Слово учителя.

Физика - одна из наук о природе. Слово "физика" происходит от греческого слова "фюзис", что означает природа. В физике изучают различные физические явления, в том числе и электрические.

Тема нашего урока: "Обобщение по теме "Электрические явления". На нем мы постараемся обобщить, систематизировать знания, которые мы получили при изучении темы "Электрические явления". Опираясь на знания, полученные при изучении этой темы, вы сможете объяснять многие физические явления, с которыми сталкиваетесь в повседневной жизни: загорается лампочка, нагревается утюг, плитка и т.д.

На уроке не только вспомним теоретическую часть раздела "Электрические явления" и осуществим практическую: составим схемы, решим задачи, разгадаем кроссворд, проверим домашнее задание.

Надеюсь, что в ходе нашей совместной работы каждый из вас сделает свое, пусть небольшое, открытие, найдет для себя что-то новое.

Каждая команда будет получать свое задание и будет стараться давать ответ полно, правильно. Тем самым проверите свои знания по физике и получите хорошие и отличные оценки.

Эпиграфом к нашему уроку могут стать бессмертные строки А.С.Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель:

Желаю вам успеха.

Этап обобщения и систематизации знаний.

Приветствие команд

"Разминка"

Задаются вопросы сначала одной, потом другой команде. Время ограничено: каждой команде дается на ответы 2 мин.

Пример.

Команде 1

  1. Как называется прибор для измерения силы тока?
  2. Какие вы знаете виды соединений?
  3. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака?
  4. Каково строение атома водорода?
  5. Как включают вольтметр в цепь?
  6. Какая зависимость между силой тока и напряжением?
  7. Для чего предназначен реостат?
  8. :

Команде 2

  1. Как называется прибор для измерения напряжения?
  2. Как можно наэлектризовать тело?
  3. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака?
  4. Какие частицы входят в состав ядра?
  5. Какие вы знаете источники тока?
  6. Как включают амперметр в цепь?
  7. Какая зависимость между силой тока и сопротивлением?
  8. :

Жюри подсчитывает количество правильных ответов, каждой команде ставит балы.

"О чем нам рассказали формулы:"

На доске записано по 3 формулы.

I

I=I1=I2

II

U=U1=U2

Q=I2Rt

R=R1+R2

Выбрать по 2-е формулы: что можно определить по ним, какие величины входят в выбранные формулы, единицы измерения.

Конкурс капитанов "Кто быстрей"

Вызываются капитаны команд решать экспериментальную задачу. На столе приборы: источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, резистор, электрическая лампочка, звонок, ключ, провода.

Необходимо взять нужные приборы, собрать цепь, начертить схему.

"Реши задачу"

На экран спроецировано условие задачи. Команды предлагают свое решение. Жюри оценивает правильность, рациональность решения задачи.

Домашнее задание "Угадай"

Команды должны были изобразить прибор и сочинить к нему стихи.

Пример - электроскоп. На голову одному члену команды надевают шар, сделанный из фольги, на руки - лепестки из фольги. Дотрагиваясь палочкой до шара, руки-лепестки поднимаются.

Вот прибор стоит серьезный, важный, металлический.
Если ты его не тронешь, он не пошевелится.
Ну а если поднесешь палочку заряженную,
То прибор вдруг встрепенется и работать соберется:
Лепестки свои отклонит в стороны-то разные:
Ты попробуй отгадай,
Что за чудо здесь стоит, лепестками шевелит.

Меткий стрелок.

На доске прикреплены 4-6 конвертов разного цвета. В конверты вложены вопросы. Чередуясь по одному человеку от команды, отходя на определенное расстояние, бросают дротик в мишень-конверт. Открывают конверт и отвечают на вопросы. Жюри оценивает правильность ответа.

Конкурс эрудитов: отгадай кроссворд.

Каждой команде выдается по кроссворду. Необходимо прочесть слово, полученное по вертикали.

Конкурс болельщиков.

Пока команды отгадывают кроссворд, задаем вопросы болельщикам. За правильные ответы жюри дает жетоны, впоследствии болельщики отдают свои жетоны полюбившейся команде.

Пример.

  1. Какие физические величины входят в формулу закона Ома?
  2. Какова зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника?
  3. Найдите ошибки в указанной схеме (учитель показывает таблицу, где показана схема с ошибкой).
  4. Как изменится сопротивление проводника, если длину проводника увеличить в 2 раза?
  5. Прокомментировать записи на гранях кубика.
  6. :

Конкурс ("Ромашка")

На столе лежит ромашка с большими бумажными лепестками. Поочередно к ней подходят по одному члену из команды. Срывая лепестки, школьники отвечают на вопрос, записанный на обратной стороне.

Пример.

  1. Как соединены электрические лампочки в классе?
  2. При соединении поврежденных проводов электромонтер надевает резиновые перчатки. Зачем он это делает?
  3. :

Этап подведения итогов. (3 мин.)

Итак, сегодня на уроке мы еще раз вспомнили формулы, которые изучили во время этой темы, решали задачи, вспомнили, как собираются электрические цепи, творчески подошли к выполнению домашнего задания, отвечали на теоретические и практические вопросы. Все вопросы к командам и болельщикам исчерпаны. Все ребята подготовились хорошо.

Жюри подводит итоги.

Этап рефлексии.

Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Какое открытие вы сделали сегодня, какой урок вынесли для себя? Запишите свой краткий, афористичный ответ.