Методическая разработка урока по теме "Почтовая марка" (виртуальная экскурсия в мир филателии)

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: знакомство с историей возникновения и развития почтовой марки, как одного из видов прикладной графики (графического дизайна).

Задачи урока:

  • Формирование представлений о многообразии форм графического дизайна.
  • Расширить кругозор учащихся путем приобщения их к миру филателии.
  • Развивать творческую и познавательную активность через нетрадиционные формы урока; умений вести поисковую работу.
  • Прививать интерес к истории своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации по теме.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с миром филателии.
  • Создать атмосферу общего успеха и заинтересованность к теме. через различные формы работы.

Ожидаемый результат:

  • У учащихся сформируется представление об одном из интереснейших видов прикладной графики – почтовой марке как объекте исследования и как художественном произведении.
  • Углубление знаний, полученных на предыдущих уроках.
  • Учащиеся должны обобщить материал и дать ответ на вопрос: “Чем для нас является почтовая марка?”
  • Привлечение внимания молодежи к одному из интересных и распространенных форм досуга.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, поисковый.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-экскурсия.

Формы познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: МХК, история, внеклассная работа.

Оборудование и материалы:

  • ПК;
  • Мультимедийное оборудование;
  • Видеоаппаратура;
  • Документ-камера;
  • Доступ в Интернет;
  • Принтер;
  • Электронные наглядные пособия;
  • Конверты, ручки, клей.

Зрительный ряд: марки из различных коллекций, альбомы с марками, видеоряд марок, проекты марок, выполненные учащимися, презентация по теме урока.

Раздаточный материал: карточки со словами (почта, письмо, марка, виды искусства, изобразительное искусство, живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, графика, монументальная графика, станковая графика, книжная, прикладная(дизайн),марки, конверты, открытки), конверты без марок.

Подготовительный этап: деление класса на группы; выбор “экскурсоводов” и разъяснение им характера исследований и поиска их сообщений; каждый учащийся разрабатывает свой проект почтовой марки, приносит на урок марки, альбомы с марками; подготовка группой учащихся видеофильма (интервью с коллекционерами марок).

Музыкальный ряд: современная классическая музыка.

План урока.

  • Организационный момент;
  • Мотивация учащихся;
  • Введение в тему;
  • Экскурсия в виртуальный музей филателии;
  • Творческая мастерская;
  • Подведение итогов.

Ход урока

Учитель: Каждый из вас бывал на почте, и ни один раз. Ее история закладывалась еще с каменного века: передача информации дымом костров, ударами в сигнальный барабан…

В Ассирии, Египте, Риме имели уже хорошо организованную почту, основы русской почты, одной из старейших в Европе, закладывалась в последней четверти 19 века. Если вдуматься, понятие “почта” гораздо шире, чем только учреждение по корреспонденции или собственно корреспонденция. Почта-это вести: добрые, радостные, грустные... Почта-поиск новых путей передачи корреспонденции. Так возникла подводная, корабельная, космическая, электронная почта. Это общение…(слайды 1-2). Почта-это искусство. Появляются открытки, марки. Над их проектами работают чаще всего художники (слайд 3).

У: Каждый из вас хотя бы раз отправлял письмо, открытку в конверте, Перед тем, как отправить, мы наклеиваем на конверт маленький кусочек бумажки с рисунком, именуемый марка.

- Какая же связь существует между письмом, маркой и изобразительным искусством? У вас на столах лежат карточки со словами-терминами. Составьте, пожалуйста, схему из слов, которая укажет на логическую связь между письмом, маркой и изобразительным искусством.

- Ваши варианты? (Учащиеся дают свои ответы).
- Давайте сравним (слайд 4). у кого получилась такая схема? (Учащиеся поднимают руки).

У: В зависимости от того, куда направляется письмо, на деревню дедушке или в заморскую страну, наклеиваются марки – почтовые знаки по разной цене, то есть мы оплачиваем услуги заранее. Но так было не всегда. Раньше когда-то платили по факту. Принесли письмо – заплати. Но из-за отказов почта оказывалась проигрыше. Это и вынудило перейти на предоплату.

Надо отдать должное почтовикам. Они предложили в качестве оплаты не скучную квитанцию, а красивые почтовые марки. Новшество так понравилось, что люди стали коллекционировать конверты с марками, открытки и сами марки. Так зародилась филателия.

Познать эту огромную страну за короткий период времени невозможно, поэтому мы совершим виртуальную обзорную экскурсию в мир филателии и темой экскурсии станет “Почтовая марка (слайд 5).

Цель нашей экскурсии: знакомство с историей рождения и развития марки, приобщение к миру филателии. А результатом должен стать ответ “Чем для нас является маленькая почтовая марка?”

Проведут эту экскурсию ваши одноклассники

Экс. 1: Что только не собирали люди! И монеты, и газетные вырезки, пластинки…

Однако, подавляющее большинство коллекционеров отдает свое предпочтение, свой досуг почтовой марке. Во многих семьях есть альбомы с марками. Чем же скромная почтовая марка прельстила такое небывалое количество людей? Оказывается и у нас в школе есть замечательные коллекционеры. Это наши учителя. Давайте посмотрим интервью с ними.

Чем привлекла их внимание марка, почему коллекционирование марок стало увлечением на всю жизнь? (Показ видеофильма, созданного группой учащихся).

- Пройдемте в наш первый зал к экспозиции “Что такое филателия” (Приложение, слайды 6-14)

Экс. 2: Давайте пройдем к следующей экспозиции.

Приглашаю вас познакомиться с рождением почтовой марки.

(Приложение, слайды 15-22)

Экс. 3: А я вам расскажу немного из истории марки России.

(Приложение, слайды 23-31)

У: Предлагаю вам рассмотреть “живую” выставку марок. У вас на столе находятся альбомы с марками, которые вы принесли из дома, коллекции, предоставленные учителями-филателистами. Марок много, разные. Коллекционировать все виды тяжело. Поэтому марки классифицируют. Попытайтесь определить тематику коллекций.

Работа в группах. После просмотра следуют ответы учащихся. Выясняем, что многие марки посвящены изобразительному искусству, творчеству художников, различным вехам в истории страны. (Приложение, слайды 32-40)

Экс. 4: В следующем “ зале” мы познакомимся с видами почтовых марок.

(Приложение, слайды 41-58)

Марки – это не только белый листочек бумаги с рисунком. Я расскажу вам забавные факты из жизни марок. (Приложение, слайд 59)

- Наша виртуальная экскурсия подошла к концу. Последний зал – это “Творческая мастерская”. Здесь готовят проекты марок.

(Приложение, слайды 60-62)

У: Ваше домашнее задание – разработка собственного проекта почтовой марки, посвященной родному краю. Наклейте вашу марку на конверт и подпишите, кому бы вы хотели послать письмо. Предлагаю оформить выставку конвертов с собственными марками (Учащиеся прикрепляют на доску свои работы).

У: Подведем итоги. У вас получились замечательные собственные проекты марок. Экскурсия завершилась. Так что же для нас марка? О чем рассказала вам марка? (Учащиеся высказывают свои мнения)

Делаем выводы (Приложение, слайд 63)

- Я беру свой старенький альбом с марками, с трепетом рассматриваю его. В нем отражение всех событий, с которыми я соприкоснулась или участвовала в своей жизни. Это жизнь моего поколения. И я рада буду, если это знакомство с маркой даст старт вашему новому досугу. Благодарю всех за урок.