Разработка урока стереометрии с применением ИКТ

Разделы: Математика


Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, или средство контроля и оценки качества обучения. В настоящее время с помощью мультимедийного проектора представляется возможным использовать компьютер даже для фронтальной работы, например, при организации устного счета, или при проверке самостоятельной работы. Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе PowerPoint позволило отказаться почти ото всех ТСО старого поколения. Применение ИКТ на уроках геометрии позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, совершенствовать самоподготовку обучающихся, способствует сокращению времени на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверке знаний учащихся в интерактивном режиме. Предлагаем план-конспект урока геометрии в 10 классе по теме "Параллелепипед", разработанный по системе развивающего обучения (учебник "Геометрия 10-11" Л.С.Атанасян).

План конспект урока.

Тема "Параллелепипед"

Цель урока:

  • Ввести понятие параллелепипеда.
  • Рассмотреть свойства ребер, граней, диагоналей параллелепипеда.
  • Повторить свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата.
  • Воспитывать навыки ведения научной дискуссии.
  • Развивать способность к исследовательской деятельности.

Оснащение:

  • кабинет информатики (для компьютерного тестирования),
  • мультимедийный проектор (для показа презентации урока),
  • электронный учебник "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 10 класс",
  • презентация к уроку (Приложение 1).

Ход урока

№ п/п Этап урока Вопросы учителя, содержание деятельности Предполагаемые ответы № слайда презентации
    Здравствуйте. Сегодня у нас урок геометрии. Какой раздел геометрии мы сейчас изучаем и что изучает эта наука? Стереометрия, свойства фигур, тел в пространстве. 1
1 Актуализация знаний. Назовите геометрическую форму данных предметов. Прямоугольный параллелепипед. 2
Дайте определение этого геометрического тела. Поверхность, составленная из 6, попарно равных, прямоугольников. 3
2 "Открытие" детьми новых знаний. Рассмотрим следующую фигуру. Как ее можно назвать? Параллелепипед. 4
Назовите тему и цель нашего урока.

Запишите тему в тетрадях.

Тема: "Параллелепипед", а цель - изучение его свойств.
Дайте определение параллелепипеда. Поверхность, составленная из 6 параллелограммов.
Продолжите ряд 1. Как называются эти параллелограммы? Грани параллелепипеда. 5
Продолжите ряд 2. Как называются эти точки и отрезки? Вершины и ребра параллелепипеда.
Как вы считаете, какие грани называются смежными, а какие противоположными? Сформулируйте определение. Две грани параллелепипеда, имеющие общее ребро, называются смежными, а не имеющие общих ребер - противоположными. 6

7

    Назовите противоположные вершины параллелепипеда. Сформулируйте определение. Две вершины, не принадлежащие одной грани. 8
Отрезок, соединяющий две противоположные вершины, называется диагональю параллелепипеда. Сколько диагоналей имеет параллелепипед? Назовите их. Четыре: А1С, В1D, AC1, BD1.
3 Закрепление во внешней речи Проверим, сделанные нами выводы, по учебнику. Прочитайте определение параллелепипеда и его основных элементов.    
Рассмотрим, какими свойствами обладает данное геометрическое тело. (Рассмотреть свойства параллелепипеда из "Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 10 класс", урок №11 "тетраэдр и параллелепипед")   9
Доказать свойства параллелепипеда:

1. Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны.

2. Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам. (Записи сделать на доске и в тетрадях.)

 
4 Рефлексия При возможности работы в кабинете информатики, провести контрольный тест из "Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 10 класс", урок  №11 "тетраэдр и параллелепипед".

Работа с учебником: стр. 32, вопрос 15.

 

Ответы:

а) нет; б) нет; в) нет; г) да; д) нет.

 
Устно (по готовым чертежам) из учебника №76,78. 10
Самостоятельная работа по вариантам.   11
Самопроверка.

Оцените свою работу.

  12
  Углубление В последней задаче, вы рассмотрели параллелепипед, состоящий из ромбов. Как его можно назвать? Ромбоэдр 13
  Форму ромбоэдра имеют кристаллы исландского шпата, которые широко применяются в оптике и лазерной технике.   14
5 Итог урока. Что вам понравилось на уроке? Что узнали нового?

Повторить определение параллелепипеда и его свойства.

Кристаллы, свойства параллелепипеда, определения его основных элементов.  
6 Домашнее задание. Глава 1, параграф 4. п. 13, определение и свойства параллелепипеда (с доказательством), № 77, 109, 110. Творческое задание №112.   15

Приложение 1: Презентация к уроку.