Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, или средство контроля и оценки качества обучения. В настоящее время с помощью мультимедийного проектора представляется возможным использовать компьютер даже для фронтальной работы, например, при организации устного счета, или при проверке самостоятельной работы. Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе PowerPoint позволило отказаться почти ото всех ТСО старого поколения. Применение ИКТ на уроках геометрии позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, совершенствовать самоподготовку обучающихся, способствует сокращению времени на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверке знаний учащихся в интерактивном режиме. Предлагаем план-конспект урока геометрии в 10 классе по теме "Параллелепипед", разработанный по системе развивающего обучения (учебник "Геометрия 10-11" Л.С.Атанасян).
План конспект урока.
Тема "Параллелепипед"
Цель урока:
- Ввести понятие параллелепипеда.
- Рассмотреть свойства ребер, граней, диагоналей параллелепипеда.
- Повторить свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата.
- Воспитывать навыки ведения научной дискуссии.
- Развивать способность к исследовательской деятельности.
Оснащение:
- кабинет информатики (для компьютерного тестирования),
- мультимедийный проектор (для показа презентации урока),
- электронный учебник "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 10 класс",
- презентация к уроку (Приложение 1).
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Вопросы учителя, содержание деятельности | Предполагаемые ответы | № слайда презентации |
Здравствуйте. Сегодня у нас урок геометрии. Какой раздел геометрии мы сейчас изучаем и что изучает эта наука? | Стереометрия, свойства фигур, тел в пространстве. | 1 | ||
1 | Актуализация знаний. | Назовите геометрическую форму данных предметов. | Прямоугольный параллелепипед. | 2 |
Дайте определение этого геометрического тела. | Поверхность, составленная из 6, попарно равных, прямоугольников. | 3 | ||
2 | "Открытие" детьми новых знаний. | Рассмотрим следующую фигуру. Как ее можно назвать? | Параллелепипед. | 4 |
Назовите тему и цель нашего урока. Запишите тему в тетрадях. |
Тема: "Параллелепипед", а цель - изучение его свойств. | |||
Дайте определение параллелепипеда. | Поверхность, составленная из 6 параллелограммов. | |||
Продолжите ряд 1. Как называются эти параллелограммы? | Грани параллелепипеда. | 5 | ||
Продолжите ряд 2. Как называются эти точки и отрезки? | Вершины и ребра параллелепипеда. | |||
Как вы считаете, какие грани называются смежными, а какие противоположными? Сформулируйте определение. | Две грани параллелепипеда, имеющие общее ребро, называются смежными, а не имеющие общих ребер - противоположными. | 6 7 |
||
Назовите противоположные вершины параллелепипеда. Сформулируйте определение. | Две вершины, не принадлежащие одной грани. | 8 | ||
Отрезок, соединяющий две противоположные вершины, называется диагональю параллелепипеда. Сколько диагоналей имеет параллелепипед? Назовите их. | Четыре: А1С, В1D, AC1, BD1. | |||
3 | Закрепление во внешней речи | Проверим, сделанные нами выводы, по учебнику. Прочитайте определение параллелепипеда и его основных элементов. | ||
Рассмотрим, какими свойствами обладает данное геометрическое тело. (Рассмотреть свойства параллелепипеда из "Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 10 класс", урок №11 "тетраэдр и параллелепипед") | 9 | |||
Доказать свойства параллелепипеда: 1. Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны. 2. Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам. (Записи сделать на доске и в тетрадях.) |
||||
4 | Рефлексия | При возможности работы в кабинете
информатики, провести контрольный тест из
"Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки
геометрии 10 класс", урок №11 "тетраэдр и
параллелепипед". Работа с учебником: стр. 32, вопрос 15. |
Ответы: а) нет; б) нет; в) нет; г) да; д) нет. |
|
Устно (по готовым чертежам) из учебника №76,78. | 10 | |||
Самостоятельная работа по вариантам. | 11 | |||
Самопроверка. Оцените свою работу. |
12 | |||
Углубление | В последней задаче, вы рассмотрели параллелепипед, состоящий из ромбов. Как его можно назвать? | Ромбоэдр | 13 | |
Форму ромбоэдра имеют кристаллы исландского шпата, которые широко применяются в оптике и лазерной технике. | 14 | |||
5 | Итог урока. | Что вам понравилось на уроке? Что узнали
нового? Повторить определение параллелепипеда и его свойства. |
Кристаллы, свойства параллелепипеда, определения его основных элементов. | |
6 | Домашнее задание. | Глава 1, параграф 4. п. 13, определение и свойства параллелепипеда (с доказательством), № 77, 109, 110. Творческое задание №112. | 15 |