Комнатные растения в жизни человека

Разделы: Технология


Тип урока: комбинированный

Образовательная цель: Познакомить учащихся с технологическим процессом по уходу за комнатными растениями; сформировать представление о видах комнатных растений, размещении комнатных растений в интерьере.

Развивающая цель: развивать информационную культуру учащихся, творческое мышление, сенсорную сферу учащихся (глазомер, точность), учить анализировать, сравнивать, обобщать, способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательная цель: формировать эстетические, творческие, трудовые, экологические качества личности, коммуникативные отношения в коллективе.

Методы обучения:

  • интерактивные, практические,
  • наглядные, проблемно-поисковые.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: Комнатные растения, инструменты и приспособления по уходу за комнатными растениями.

Дидактическое обеспечение: Презентация, памятки по видам растений, схемы размещения растений, тетради, инструкционные карты по уходу за комнатными растениями.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • мотивация учебной деятельности учащихся: (Слайд1)

У меня в волшебном сундучке находится то, что хотел показать Маленький Принц своему другу.

Послушайте, что он при этом рассказал: «У меня всегда росли простые скромные цветы. У них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. Но вот однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, пророс росток. Я не сводил глаз с крохотного ростка. Кустик быстро перестал тянуться ввысь и на нем появился бутон. Неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой комнатки все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала являться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Таинственное приготовление длилось день за днем, и вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, расцвела. Знаете, что я вам скажу? Надо смотреть на цветы и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю планету. О цветах, как и о людях, надо судить не по словам, а по делам. Она дарит мне свой аромат, озаряет жизнь».

Что же хотел показать Маленький Принц? (Розу)

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания:

(Слайд 2)

Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед отечеством, надевали венки из лавра. Сообщения из истории комнатных растений, обычаях украшать цветами жилище рассказывают учащиеся.

3. Изложение нового материала:

Разновидности комнатных растений. (Слайды 3, 4)

Требования растений к окружающим условиям неодинаковы. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим – меньше (субтропические); некоторым достаточно малого света (теневыносливые), а многие требовательны к нему (светолюбивые растения).

По степени освещенности все растения можно условно разделить на три группы:

  1. светолюбивые;
  2. теневыносливые;
  3. тенелюбивые.

При выборе растения большое значение имеет его внешний вид и размеры.

Низкое, небольшое растение, где уместно разместить? Где лучше поместить высокое древовидное растение?

По внешним данным практически все комнатные растения можно разделить на группы:

  1. Злаковидные отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями (аир, осока, хлорофитум, нарцисс, валлота)
  2. Растения с прямостоячими стеблями имеют различную высоту. Существуют столбовидые разновидности растений (клейстокактус Штрауса, цереус перуанский), деревья (лавр, фикус каучуконосный), ложные пальмы (драцена, юкка).
  3. Лианы и ампельные растения, их стебли нуждаются в опоре или свисают по сторонам горшка (пассифлора, стефанотис, бегония повислая, зигокактус)
  4. Розеточные растения, сближенные в одной точке. Распространены плоские (глоксиния, примула), суккуленты (алоэ карликовое), воронкообразные (гусмания, эхмея).
  5. Шаровидные растения не имеют плоских листьев, стебель почти гладкий, либо покрыт волосками или колючками (астрофитум, ребуция)
  6. Кустистые растения, растения у которых из земли растут несколько стеблей (ахименес, маранта).

Комнатные растения в интерьере. (Слайды 5, 6, 7, 8,)

Цветы – один из элементов убранства квартиры. Их красота воспринимается во взаимосвязи со всем интерьером и подбираются по законам аранжировки. Существуют основные приемы размещения комнатных растений.

4. Физкультминутка.

Уход за растениями. (Слайды 9, 10, 11)

Каждому комнатному растению для нормального роста и развития требуется уход, который включает подбор почвенной смеси, поливку, подкормку, перевалку, чистку.

5. Практическая работа. «Уход за комнатными растениями». (Слайд 12)

Учащиеся разбиваются на группы:

I группа выполняет пересадку (перевалку) цветов.

II группа поливает, чистит комнатные растения.

Инструктаж учителя, предупреждение о возможных трудностях в работе.

6. Закрепление изученного: (Слайд 13)

Работают в группах, выбирая вопросы конкурса «Своя игра».

7. Итоги урока.

Рефлексия.

Оценка результатов индивидуальной работы учащихся.

Выставление оценок проводится по набранным баллам и с учетом рефлексии учащихся.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Творческий проект «Растения в интерьере».

Разработать проект озеленения класса, кухни, своей комнаты (по выбору)

  1. Проект включает в себя план-чертеж помещения, размещение комнатных растений в выбранном помещении.
  2. В пояснительной записке рекомендации по размещению цветов по степени освещенности помещения, по законам аранжировки.
  3. К защите проекта подготовить рекомендации по уходу за комнатными растениями.

9. Уборка рабочих мест.

10. Литература.

  1. Г.Янтра. Цветы в нашем доме - «Интербук-бизнес», 1994
  2. С.Субботина. Мир комнатных растений - ОАО «Радуга», 1998
  3. С.Субботина. Комнатные растения в интерьере - ОАО «Радуга», 1998
  4. В. Чуб, К . Лезина. Все о комнатных растениях –ООО «Издательство «Эксмо», 2002
  5. Ресурсы Интернета.