Тип урока: комбинированный
Образовательная цель: Познакомить учащихся с технологическим процессом по уходу за комнатными растениями; сформировать представление о видах комнатных растений, размещении комнатных растений в интерьере.
Развивающая цель: развивать информационную культуру учащихся, творческое мышление, сенсорную сферу учащихся (глазомер, точность), учить анализировать, сравнивать, обобщать, способствовать развитию речи учащихся.
Воспитательная цель: формировать эстетические, творческие, трудовые, экологические качества личности, коммуникативные отношения в коллективе.
Методы обучения:
- интерактивные, практические,
- наглядные, проблемно-поисковые.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: Комнатные растения, инструменты и приспособления по уходу за комнатными растениями.
Дидактическое обеспечение: Презентация, памятки по видам растений, схемы размещения растений, тетради, инструкционные карты по уходу за комнатными растениями.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- мотивация учебной деятельности учащихся: (Слайд1)
У меня в волшебном сундучке находится то, что хотел показать Маленький Принц своему другу.
Послушайте, что он при этом рассказал: «У меня всегда росли простые скромные цветы. У них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. Но вот однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, пророс росток. Я не сводил глаз с крохотного ростка. Кустик быстро перестал тянуться ввысь и на нем появился бутон. Неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой комнатки все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала являться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Таинственное приготовление длилось день за днем, и вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, расцвела. Знаете, что я вам скажу? Надо смотреть на цветы и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю планету. О цветах, как и о людях, надо судить не по словам, а по делам. Она дарит мне свой аромат, озаряет жизнь».
Что же хотел показать Маленький Принц? (Розу)
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания:
(Слайд 2)
Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед отечеством, надевали венки из лавра. Сообщения из истории комнатных растений, обычаях украшать цветами жилище рассказывают учащиеся.
3. Изложение нового материала:
Разновидности комнатных растений. (Слайды 3, 4)
Требования растений к окружающим условиям неодинаковы. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим – меньше (субтропические); некоторым достаточно малого света (теневыносливые), а многие требовательны к нему (светолюбивые растения).
По степени освещенности все растения можно условно разделить на три группы:
- светолюбивые;
- теневыносливые;
- тенелюбивые.
При выборе растения большое значение имеет его внешний вид и размеры.
Низкое, небольшое растение, где уместно разместить? Где лучше поместить высокое древовидное растение?
По внешним данным практически все комнатные растения можно разделить на группы:
- Злаковидные отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями (аир, осока, хлорофитум, нарцисс, валлота)
- Растения с прямостоячими стеблями имеют различную высоту. Существуют столбовидые разновидности растений (клейстокактус Штрауса, цереус перуанский), деревья (лавр, фикус каучуконосный), ложные пальмы (драцена, юкка).
- Лианы и ампельные растения, их стебли нуждаются в опоре или свисают по сторонам горшка (пассифлора, стефанотис, бегония повислая, зигокактус)
- Розеточные растения, сближенные в одной точке. Распространены плоские (глоксиния, примула), суккуленты (алоэ карликовое), воронкообразные (гусмания, эхмея).
- Шаровидные растения не имеют плоских листьев, стебель почти гладкий, либо покрыт волосками или колючками (астрофитум, ребуция)
- Кустистые растения, растения у которых из земли растут несколько стеблей (ахименес, маранта).
Комнатные растения в интерьере. (Слайды 5, 6, 7, 8,)
Цветы – один из элементов убранства квартиры. Их красота воспринимается во взаимосвязи со всем интерьером и подбираются по законам аранжировки. Существуют основные приемы размещения комнатных растений.
4. Физкультминутка.
Уход за растениями. (Слайды 9, 10, 11)
Каждому комнатному растению для нормального роста и развития требуется уход, который включает подбор почвенной смеси, поливку, подкормку, перевалку, чистку.
5. Практическая работа. «Уход за комнатными растениями». (Слайд 12)
Учащиеся разбиваются на группы:
I группа выполняет пересадку (перевалку) цветов.
II группа поливает, чистит комнатные растения.
Инструктаж учителя, предупреждение о возможных трудностях в работе.
6. Закрепление изученного: (Слайд 13)
Работают в группах, выбирая вопросы конкурса «Своя игра».
7. Итоги урока.
Рефлексия.
Оценка результатов индивидуальной работы учащихся.
Выставление оценок проводится по набранным баллам и с учетом рефлексии учащихся.
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Творческий проект «Растения в интерьере».
Разработать проект озеленения класса, кухни, своей комнаты (по выбору)
- Проект включает в себя план-чертеж помещения, размещение комнатных растений в выбранном помещении.
- В пояснительной записке рекомендации по размещению цветов по степени освещенности помещения, по законам аранжировки.
- К защите проекта подготовить рекомендации по уходу за комнатными растениями.
9. Уборка рабочих мест.
10. Литература.
- Г.Янтра. Цветы в нашем доме - «Интербук-бизнес», 1994
- С.Субботина. Мир комнатных растений - ОАО «Радуга», 1998
- С.Субботина. Комнатные растения в интерьере - ОАО «Радуга», 1998
- В. Чуб, К . Лезина. Все о комнатных растениях –ООО «Издательство «Эксмо», 2002
- Ресурсы Интернета.