По результатам диагностики игровой деятельности, выявили, трое детей имеют низкий уровень игровой деятельности. Играть не имеют мальчики. Мальчики играют: техникой, инструментами. Подражают водителям, слесарям, мы решили разработать проект игры «Мы – нефтяники»
Многие дети имеют представления о труде нефтяников, так как родители работают в нефтяной отрасли. Юго- восток республики Татарстан и границы соседних областей заняты добычей нефти и разработкой нефтедобычи. Добычей нефти заняты районы Севера.
Чтобы подвести детей к игре, необходимо познакомить их с профессиями нефтяников.
Работая по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости», взрослые и дети познакомились с моделью «Лесенка успеха». Она помогает обучать дошкольника выполнению каждого вида деятельности.
Например, если мы знакомим детей с профессией, то лесенка будет выглядеть так:
- 5-я ступенька Результат, полученный в процессе деятельности.
- 4-я ступенька Порядок действия (что сначала, что потом).
- 3-я ступенька. Средства преобразования (чем будет делать? Что будет инструментом?)
- 2-я ступенька Материал (из чего будет делать?)
- 1-я ступенька Замысел (что задумал сделать?)
Готовим ребенка, к какому-либо виду деятельности.
- 5-я ступенька Получилось ли у тебя то, что ты задумал? (анализ продукта, самооценка)
- 4-я ступенька. В каком порядке будешь работать? Что сначала, что потом?
- 3-я ступенька. Чем будешь делать? (подбор инструмента или орудия преобразования)
- 2-я ступенька. Из чего или на чем будешь? (выбор предмета или материала).
- 1-я ступенька. Что хочешь сделать? (формулирование замысла)
Тема: Знакомимся с профессией нефтяников. Сказание о буровиках.
Задачи:
- знакомить детей с профессией нефтяников «Бурильщик».
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Закрепить в словаре детей слова: обсадная колонна (колонна труб), долото, ротор, двигатель, бурильщик, скважина.
- Воспитывать уважение к труду буровиков. Труд буровиков очень тяжелый.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением нефтепромыслового оборудования (станок-качалка, буровая, резервуар). Выбор оборудования для буровиков (буровая). Буровая очень высокая, крюк поднимает трубы вверх, трубы длинные (рассмотрели макет буровой вышки) Макет выполнен из бросового материала. Рассмотрели картинку с изображением скважины в разрезе. Очень глубокая, узкая скважина, в нее опущены трубы. Обратили внимание на специальную одежду буровиков. На голове обязательно каска, она защищает человека, рассматривали каску-шлем. Обратили внимание на подшлемник, он находится внутри каски. Буровики работают бригадой, труд очень тяжелый, одному не справиться. Рассмотрели лесенку-модель (замысел, материал, инструмент преобразования, ход действия, результат).Сюжетно-ролевая игра «Нефтяники».Воспитываем дружеские взаимоотношения между детьми на примерах взрослых. Нефтяники молодцы, они работают сообща и добиваются хорошего результата. Работа проводилась индивидуально, подгруппами, фронтальное занятие.
Материал: Изготовленная буровая вышка (из бросового материала, трубы, изготовленные из бумаги и деревянных палочек).
Рассматривание книг, книжных иллюстраций, фотографий, плакатов.
Мотивация: Незнайка сидит с лопатой в руках.
– Ребята, спросим у Незнайки, куда он собрался с лопатой в руках?
Дети: «Незнайка, ты куда собрался, зачем лопату взял?»
Незнайка: «Я решил стать буровиком, выкопаю скважину, окажу помощь другим нефтяникам в добыче нефти».
– Ребята, как вы считаете, можно с помощью лопаты выкопать скважину?
– Нет.
– Поможем Незнайке, расскажем с помощью какого оборудования нефтяники бурят скважины? Позавтракаем, а потом расскажем. Ты, Незнайка, подожди нас.
Ход занятия
1. Попросили как-то геологи бурильщиков пробурить скважину. Указали им место, где бурить. А место то было в чистом поле, далеко от леса.
2. Привезли буровики на больших машинах вышку буровую, установили её (показать картинку).
Начали бурить. Подняли высоко трубу. Труба называется обсадная. Прикрутили к одному концу долото (показать картинку), на долото сделали специальные металлические зубы, другой конец трубы зажали специальным замком, включили двигатель; двигатель начал крутить замок вместе с трубой и долотом. Долото начало грызть землю, делая в ней отверстие.
Физкультурная минутка:
Мы бурим, мы бурим, мы бурим целый день.
Смотрите, руки (поднять вверх и посмотреть), ноги устали ли они,
Нет!
И снова на работу готовы ли идти?
Готовы!
3. – А буровая у нас, где стоит? В поле, в лесу. Налетел сильный ветер и завыл: «Зачем портите землю? Я помешаю вам, не дам бурить». Ветер дул сильнее и сильнее. Но буровики народ сильный, выносливый, не обращают внимания на ветер, знай себе, работают.
Разозлился ветер и говорит: «Ах, так! Ну, подождите». Полетел к тучке. Сестрица тучка помоги, хотел я буровиков угнать с поля, как ни дул на них, у меня ничего не получилось.
Полетела тучка к скважине, стала капли дождя на буровиков посылать. Ах, говорит: «Сейчас я вас проучу». Как думаете, буровики закончили работать? А буровики знай себе, работают. Вторую трубу прикрутили. Ведь скважину глубокую бурить надо.
Разозлилась тучка, да ливнем и вылила всю воду из себя. А буровики знай себе, работают.
Полетела тучка к братцу-солнцу и говорит: «Братец-солнце, помоги буровиков с поля угнать, а то они в сестрице-земле скважину задумали пробурить». Ветер гнал, гнал, не смог выгнать. Я ливнем выплеснула на них, и тоже не смогла выгнать.
Поднялось солнце высоко и стало посылать свои яркие, палящие лучи на землю. Долго палило, вот уже всё от жары изнывает, а буровики всё продолжают работать.
«Подождите» – говорит солнце. «Вот наступит осень, за осенью зима, узнаете тогда». Но ни осени, ни зимы буровики не боятся. И холод, и жару всё стерпят, лишь бы только скважину пробурить, да нефть добыть.
А иногда и такое случается, пробурят скважину, а нефть как хлынет да и обольёт их, им бы плакать, а они радуются: «Вот она золотая, добурились».
Физкультурная минутка:
Мы бурим, мы бурим, мы бурим целый день (руки в замке, круговые движения перед собой).
Смотрите руки (руки вверх и посмотреть на них), ноги (посмотреть на ноги) устали ли они.
Нет!
И снова на работу готовы ли идти?
Готовы!
4. Как считаете, лёгкий труд у буровиков? Они работают и в жару, и в холод, и днём, и ночью и как бы трудно не было, не покидают буровую.
– Так о ком же мы сказание слушали?
– О буровиках (бурильщиках).
– Правильно о бурильщиках.
– Так что же задумали бурильщики?
– Пробурить скважину. (1-я ступенька лесенки)
– А если бурильщики задумали пробурить скважину, что же у них будет материалом (что же в процессе труда бурильщика может измениться)?
– Земля. (2-я ступенька лесенки)
– Конечно, земля да ещё труба. На поле была глубокая дырка в земле? (Нет)
– А труба была в земле? (Нет )
– А бурильщики поработали и прорубили скважину(глубокую дыру) и оставили в ней обсадную трубу.
– Изменилась на поле земля? (Конечно, изменилась)
– А труба изменилась? (Да, она стала длинной)
– А вот интересно, чем они бурили? Что же у них было инструментом?
– Да, конечно - это ключи, долото, ротор, двигатель, буровая вышка.(Картинки с изображением инструментов и механизмов установить на 3-й ступеньке)
– Как делали всё по порядку? (Рассказы детей)
– Привезли буровую, установили, подключили к электролинии, подняли наверх трубу, на конец трубы прикрутили долото, зажали трубу в специальном ключе и включили двигатель. Двигатель вместе с ротором вращает трубу, долото рыхлит землю, труба опускается всё глубже и глубже, пока не добурится до нефтяного пласта.
– Хорошо бурильщики поработали, и что же в результате получили?
– В результате пробуренная скважина. (Картинка на 5 ой ступеньке лесенки).
– Картинки 1ой ступеньки и 5 ой ступеньки всегда одинаковые.
Минутка шалости: дети проползают под столами и встают на ковер.
5. И так, о ком мы сегодня узнали? О какой профессии?
– О бурильщиках.
– Наверно не обязательно иметь такую профессию нефтяникам?
– Зачем она нужна?
– Никита, как ты считаешь, профессия бурильщик нужна нефтяникам? А чем бурят скважину? А ты хотел бы стать бурильщиком?
– Диана, а ты как считаешь, можешь ты когда-нибудь стать бурильщиком?
– Нет, профессия требует много сил. Женщины на буровой работают только в качестве поваров.
Литература:
- «Буровые машины и механизмы» Н.И. Буяновский, В.А. Лесецкий
- «Альметьевнефть» нефтегазодобывающее управление 1952-2002г.г.
- «Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова.
Коллективное конструирование из напольного строителя на тему «Буровая вышка»
Задачи:
- Закреплять навыки коллективной работы, сооружать постройку всей группой.
- Развивать воображение и мышление, умение строить постройку узнаваемой.
- Формировать умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, считаясь с мнениями товарищей.
- Закреплять умение самостоятельно определять конструкцию и относительную величину отдельных частей
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением буровой вышки, беседы, сказание о буровиках.
Материал и оборудование: Напольный строитель, трубы из бумаги.
Мотивация:
Незнайка: Я был в гостях у Фанзии Давзятовны. В кабинете татарского языка стоит такая … высокая … забыл, как называется. Там и трубы еще есть.
Дети: Незнайка, это буровая вышка.
Незнайка: Спасибо, напомнили, правильно буровая вышка. Только я бы хотел видеть буровую вышку в группе. Давайте, принесем от Фанзии Давзятовны, поиграем и унесем.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Ребята, носить буровую вышку из бросового материала в группу и обратно в татарский кабинет тяжело. Я вам предлагаю сделать буровую вышку из напольного строительного материала.
Дети: Хорошо, мы построим.
Воспитатель: Пополдничаем и построим.
Ход занятия
1. Воспитатель: – Что мы задумали?
Дети:- Построить буровую вышку.
– Из каких деталей можно построить фундамент (мостки)?
– Из брусков.
– как думаете, бруски берем короткие или …?
– Почему решили длинные?
– Буровая внизу широкая.
– Правильно, буровая вышка напоминает пирамидку, а пирамидка внизу широкая.
Дети укладывают бруски в форме квадрата.
– Как вы считаете, полы на буровой есть?
– Конечно, есть.
Дети укладывают пластины перекрытия. Кто-то из детей несет пластину меньшего размера. Она не подходит по размерам. Дети просят поменять пластину.
Воспитатель: – А как вы думаете, буровиков от ветра можно защитить хоть немного? Что для этого нужно построить?
Дети: – Сделать стенки на первом ярусе.
Дети крепят бруски, которые стоят вертикально, тем самым как бы делают стенки, которые будут защищать бурильщиков от ветра.
Воспитатель
– Как вы думаете, поднимаясь выше вверх, стойки буровой будут располагаться шире или уже?
Дети: – Уже.
Воспитатель: – Подумайте, как это можно сделать?
Кто-то из детей предлагает на вертикальные бруски положить сначала узкие пластины, затем на низ вновь поставить вертикально бруски ближе к центру и закрепить бруски.
Затем дети повторяют еще раз подобное действие.
Воспитатель: – Вспомните, кто работает наверху?
Дети: – Бурильщик.
Воспитатель: – А ему надо прятаться от ветра?
Дети: – Надо. Строят стенки на третьем ярусе.
Четвертый ярус самый узкий. Дети завершают постройку. На пол в центр постройки кладут круги с внутренними отверстиями, вставляют круглую палочку, на которую надевают бумажные трубы.
2. Посмотрите на буровую вышку, как вы считаете, получилась у нас буровая?
Дети: – Постройка получилась похожая на буровую вышку.
Воспитатель: – почему у нас получилась буровая вышка, похожая на настоящую?
Дети: – Мы работали все вместе и обсуждали, как строить, все вместе.
Никита, если бы ты строил один, у тебя получилась бы буровая вышка: высокая, похожая на настоящую?
Никита: – Нет, я бы смог догадаться, как сделать стенки на верху.
Незнайка, можешь играть нашей постройкой, мы тебе разрешаем.