Знакомимся с профессией нефтяников

Разделы: Работа с дошкольниками


По результатам диагностики игровой деятельности, выявили, трое детей имеют низкий уровень игровой деятельности. Играть не имеют мальчики. Мальчики играют: техникой, инструментами. Подражают водителям, слесарям, мы решили разработать проект игры «Мы – нефтяники»

Многие дети имеют представления о труде нефтяников, так как родители работают в нефтяной отрасли. Юго- восток республики Татарстан и границы соседних областей заняты добычей нефти и разработкой нефтедобычи. Добычей нефти заняты районы Севера.

Чтобы подвести детей к игре, необходимо познакомить их с профессиями нефтяников.

Работая по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости», взрослые и дети познакомились с моделью «Лесенка успеха». Она помогает обучать дошкольника выполнению каждого вида деятельности.

Например, если мы знакомим детей с профессией, то лесенка будет выглядеть так:

  • 5-я ступенька Результат, полученный в процессе деятельности.
  • 4-я ступенька Порядок действия (что сначала, что потом).
  • 3-я ступенька. Средства преобразования (чем будет делать? Что будет инструментом?)
  • 2-я ступенька Материал (из чего будет делать?)
  • 1-я ступенька Замысел (что задумал сделать?)

Готовим ребенка, к какому-либо виду деятельности.

  • 5-я ступенька Получилось ли у тебя то, что ты задумал? (анализ продукта, самооценка)
  • 4-я ступенька. В каком порядке будешь работать? Что сначала, что потом?
  • 3-я ступенька. Чем будешь делать? (подбор инструмента или орудия преобразования)
  • 2-я ступенька. Из чего или на чем будешь? (выбор предмета или материала).
  • 1-я ступенька. Что хочешь сделать? (формулирование замысла)

Тема: Знакомимся с профессией нефтяников. Сказание о буровиках.

Задачи:

  • знакомить детей с профессией нефтяников «Бурильщик».
  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Закрепить в словаре детей слова: обсадная колонна (колонна труб), долото, ротор, двигатель, бурильщик, скважина.
  • Воспитывать уважение к труду буровиков. Труд буровиков очень тяжелый.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением нефтепромыслового оборудования (станок-качалка, буровая, резервуар). Выбор оборудования для буровиков (буровая). Буровая очень высокая, крюк поднимает трубы вверх, трубы длинные (рассмотрели макет буровой вышки) Макет выполнен из бросового материала. Рассмотрели картинку с изображением скважины в разрезе. Очень глубокая, узкая скважина, в нее опущены трубы. Обратили внимание на специальную одежду буровиков. На голове обязательно каска, она защищает человека, рассматривали каску-шлем. Обратили внимание на подшлемник, он находится внутри каски. Буровики работают бригадой, труд очень тяжелый, одному не справиться. Рассмотрели лесенку-модель (замысел, материал, инструмент преобразования, ход действия, результат).Сюжетно-ролевая игра «Нефтяники».Воспитываем дружеские взаимоотношения между детьми на примерах взрослых. Нефтяники молодцы, они работают сообща и добиваются хорошего результата. Работа проводилась индивидуально, подгруппами, фронтальное занятие.

Материал: Изготовленная буровая вышка (из бросового материала, трубы, изготовленные из бумаги и деревянных палочек).

Рассматривание книг, книжных иллюстраций, фотографий, плакатов.

Мотивация: Незнайка сидит с лопатой в руках.

– Ребята, спросим у Незнайки, куда он собрался с лопатой в руках?

Дети: «Незнайка, ты куда собрался, зачем лопату взял?»

Незнайка: «Я решил стать буровиком, выкопаю скважину, окажу помощь другим нефтяникам в добыче нефти».

– Ребята, как вы считаете, можно с помощью лопаты выкопать скважину?

– Нет.

– Поможем Незнайке, расскажем с помощью какого оборудования нефтяники бурят скважины? Позавтракаем, а потом расскажем. Ты, Незнайка, подожди нас.

Ход занятия

1. Попросили как-то геологи бурильщиков пробурить скважину. Указали им место, где бурить. А место то было в чистом поле, далеко от леса.

2. Привезли буровики на больших машинах вышку буровую, установили её (показать картинку).

Начали бурить. Подняли высоко трубу. Труба называется обсадная. Прикрутили к одному концу долото (показать картинку), на долото сделали специальные металлические зубы, другой конец трубы зажали специальным замком, включили двигатель; двигатель начал крутить замок вместе с трубой и долотом. Долото начало грызть землю, делая в ней отверстие.

Физкультурная минутка:

Мы бурим, мы бурим, мы бурим целый день.
Смотрите, руки (поднять вверх и посмотреть), ноги устали ли они,
Нет!
И снова на работу готовы ли идти?
Готовы!

3. – А буровая у нас, где стоит? В поле, в лесу. Налетел сильный ветер и завыл: «Зачем портите землю? Я помешаю вам, не дам бурить». Ветер дул сильнее и сильнее. Но буровики народ сильный, выносливый, не обращают внимания на ветер, знай себе, работают.

Разозлился ветер и говорит: «Ах, так! Ну, подождите». Полетел к тучке. Сестрица тучка помоги, хотел я буровиков угнать с поля, как ни дул на них, у меня ничего не получилось.

Полетела тучка к скважине, стала капли дождя на буровиков посылать. Ах, говорит: «Сейчас я вас проучу». Как думаете, буровики закончили работать? А буровики знай себе, работают. Вторую трубу прикрутили. Ведь скважину глубокую бурить надо.

Разозлилась тучка, да ливнем и вылила всю воду из себя. А буровики знай себе, работают.

Полетела тучка к братцу-солнцу и говорит: «Братец-солнце, помоги буровиков с поля угнать, а то они в сестрице-земле скважину задумали пробурить». Ветер гнал, гнал, не смог выгнать. Я ливнем выплеснула на них, и тоже не смогла выгнать.

Поднялось солнце высоко и стало посылать свои яркие, палящие лучи на землю. Долго палило, вот уже всё от жары изнывает, а буровики всё продолжают работать.

«Подождите» – говорит солнце. «Вот наступит осень, за осенью зима, узнаете тогда». Но ни осени, ни зимы буровики не боятся. И холод, и жару всё стерпят, лишь бы только скважину пробурить, да нефть добыть.

А иногда и такое случается, пробурят скважину, а нефть как хлынет да и обольёт их, им бы плакать, а они радуются: «Вот она золотая, добурились».

Физкультурная минутка:

Мы бурим, мы бурим, мы бурим целый день (руки в замке, круговые движения перед собой).
Смотрите руки (руки вверх и посмотреть на них), ноги (посмотреть на ноги) устали ли они.
Нет!
И снова на работу готовы ли идти?
Готовы!

4. Как считаете, лёгкий труд у буровиков? Они работают и в жару, и в холод, и днём, и ночью и как бы трудно не было, не покидают буровую.

– Так о ком же мы сказание слушали?

– О буровиках (бурильщиках).

– Правильно о бурильщиках.

– Так что же задумали бурильщики?

– Пробурить скважину. (1-я ступенька лесенки)

– А если бурильщики задумали пробурить скважину, что же у них будет материалом (что же в процессе труда бурильщика может измениться)?

– Земля. (2-я ступенька лесенки)

– Конечно, земля да ещё труба. На поле была глубокая дырка в земле? (Нет)

– А труба была в земле? (Нет )

– А бурильщики поработали и прорубили скважину(глубокую дыру) и оставили в ней обсадную трубу.

– Изменилась на поле земля? (Конечно, изменилась)

– А труба изменилась? (Да, она стала длинной)

– А вот интересно, чем они бурили? Что же у них было инструментом?

– Да, конечно - это ключи, долото, ротор, двигатель, буровая вышка.(Картинки с изображением инструментов и механизмов установить на 3-й ступеньке)

– Как делали всё по порядку? (Рассказы детей)

– Привезли буровую, установили, подключили к электролинии, подняли наверх трубу, на конец трубы прикрутили долото, зажали трубу в специальном ключе и включили двигатель. Двигатель вместе с ротором вращает трубу, долото рыхлит землю, труба опускается всё глубже и глубже, пока не добурится до нефтяного пласта.

– Хорошо бурильщики поработали, и что же в результате получили?

– В результате пробуренная скважина. (Картинка на 5 ой ступеньке лесенки).

– Картинки 1ой ступеньки и 5 ой ступеньки всегда одинаковые.

Минутка шалости: дети проползают под столами и встают на ковер.

5. И так, о ком мы сегодня узнали? О какой профессии?

– О бурильщиках.

– Наверно не обязательно иметь такую профессию нефтяникам?

– Зачем она нужна?

– Никита, как ты считаешь, профессия бурильщик нужна нефтяникам? А чем бурят скважину? А ты хотел бы стать бурильщиком?

– Диана, а ты как считаешь, можешь ты когда-нибудь стать бурильщиком?

– Нет, профессия требует много сил. Женщины на буровой работают только в качестве поваров.

Литература:

  1. «Буровые машины и механизмы» Н.И. Буяновский, В.А. Лесецкий
  2. «Альметьевнефть» нефтегазодобывающее управление 1952-2002г.г.
  3. «Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова.

Коллективное конструирование из напольного строителя на тему «Буровая вышка»

Задачи:

  • Закреплять навыки коллективной работы, сооружать постройку всей группой.
  • Развивать воображение и мышление, умение строить постройку узнаваемой.
  • Формировать умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, считаясь с мнениями товарищей.
  • Закреплять умение самостоятельно определять конструкцию и относительную величину отдельных частей

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением буровой вышки, беседы, сказание о буровиках.

Материал и оборудование: Напольный строитель, трубы из бумаги.

Мотивация:

Незнайка: Я был в гостях у Фанзии Давзятовны. В кабинете татарского языка стоит такая … высокая … забыл, как называется. Там и трубы еще есть.

Дети: Незнайка, это буровая вышка.

Незнайка: Спасибо, напомнили, правильно буровая вышка. Только я бы хотел видеть буровую вышку в группе. Давайте, принесем от Фанзии Давзятовны, поиграем и унесем.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Ребята, носить буровую вышку из бросового материала в группу и обратно в татарский кабинет тяжело. Я вам предлагаю сделать буровую вышку из напольного строительного материала.

Дети: Хорошо, мы построим.

Воспитатель: Пополдничаем и построим.

Ход занятия

1. Воспитатель: – Что мы задумали?

Дети:- Построить буровую вышку.

– Из каких деталей можно построить фундамент (мостки)?

– Из брусков.

– как думаете, бруски берем короткие или …?

– Почему решили длинные?

– Буровая внизу широкая.

– Правильно, буровая вышка напоминает пирамидку, а пирамидка внизу широкая.

Дети укладывают бруски в форме квадрата.

– Как вы считаете, полы на буровой есть?

– Конечно, есть.

Дети укладывают пластины перекрытия. Кто-то из детей несет пластину меньшего размера. Она не подходит по размерам. Дети просят поменять пластину.

Воспитатель: – А как вы думаете, буровиков от ветра можно защитить хоть немного? Что для этого нужно построить?

Дети: – Сделать стенки на первом ярусе.

Дети крепят бруски, которые стоят вертикально, тем самым как бы делают стенки, которые будут защищать бурильщиков от ветра.

Воспитатель

– Как вы думаете, поднимаясь выше вверх, стойки буровой будут располагаться шире или уже?

Дети: – Уже.

Воспитатель: – Подумайте, как это можно сделать?

Кто-то из детей предлагает на вертикальные бруски положить сначала узкие пластины, затем на низ вновь поставить вертикально бруски ближе к центру и закрепить бруски.

Затем дети повторяют еще раз подобное действие.

Воспитатель: – Вспомните, кто работает наверху?

Дети: – Бурильщик.

Воспитатель: – А ему надо прятаться от ветра?

Дети: – Надо. Строят стенки на третьем ярусе.

Четвертый ярус самый узкий. Дети завершают постройку. На пол в центр постройки кладут круги с внутренними отверстиями, вставляют круглую палочку, на которую надевают бумажные трубы.

2. Посмотрите на буровую вышку, как вы считаете, получилась у нас буровая?

Дети: – Постройка получилась похожая на буровую вышку.

Воспитатель: – почему у нас получилась буровая вышка, похожая на настоящую?

Дети: – Мы работали все вместе и обсуждали, как строить, все вместе.

Никита, если бы ты строил один, у тебя получилась бы буровая вышка: высокая, похожая на настоящую?

Никита: – Нет, я бы смог догадаться, как сделать стенки на верху.

Незнайка, можешь играть нашей постройкой, мы тебе разрешаем.