Урок физики «Погода в доме»
Продолжительность урока 45 минут.
При подготовке и проведении урока использованы следующие источники информации:
- www.animac.ru/forum/index.pnp:
- Kb_nn.narod.ru/chess/fon/animation.html
- С. А. Тихомирова. Физика в пословицах, загадках и сказках;
- Учебник С. В. Громов, Н. А. Родина. Физика 8.
- Н. И. Павленко, К. П. Павленко Тестовые задания по физике 8 класс. Москва., «Школьная пресса», 2003
- М. Ю. Демидова, Н. И. Павленко Внутришкольный контроль по физике 7-9 классы, Москва. «Школьная пресса», 2003
- А. Е. Школьник Печное отопление малоэтажных зданий
Девиз урока:
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить
Э. Кант (немецкий философ).
Цель: развитие познавательной активности и аналитического мышления учащихся.
Задачи:
- Научить учащихся использовать физические знания в жизни.
- Уметь анализировать, производить экономические расчеты и делать выводы.
- Владеть предметными (физическими) компетентностями:
- решение по алгоритму;
- тестирование;
- работа на компьютере.
Проблемный вопрос: Откуда тепло в доме?
Оптимальный ответ на проблемный вопрос: Наличие заготовленных дров.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Компьютеры;
- Полено сосновое, полено березовое;
- Компьютерная модель молекулы СО2
Раздаточный материал:
- Таблицы сравнения березовых и сосновых дров.
- «Полезные» советы.
- Разноуровневое домашнее задание.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Я рад встрече с вами!
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет!»
? Что имел в виду Александр Сергеевич Пушкин, произнося эти слова?
(поговорки, пословицы, загадки)
Да, речь здесь идет о пословицах, загадках и поговорках. Во многих из них ярко отражены физические явления, где в краткой форме заключено богатое содержание.
Попробуйте отгадать следующую загадку: « Чего в избе не видно?» (Ответ: Тепла). Возможные ответы (Воздух, Пыль, … – обратить внимание на слово «изба», Подсказка: Что создает уют в доме?)
* (На каждый ответ на доске вывешивать плакат с возможными ответами)
Верный ответ: Тепла.
? А откуда тепло в доме? (От батареи, от печки, от нагревательных приборов)
То есть от любого источника тепла. В том числе и от теплоты человеческих взаимоотношений.
Но мы с вами сегодня будем говорить только о физической сути.
Вспомните, пожалуйста, и ответьте на вопрос: Какие факты в отношении строения вещества вы знаете? (Ожидаемый ответ: 1) Вещество (Тв, Ж, Г) дискретно, то есть состоит из частиц. Частицы это молекулы и атомы; 2) Между частицами есть промежутки; 3) Частицы взаимодействуют друг с другом).
Эти факты мы назвали основными положениями молекулярной теории.
Выделим то, что вещество дискретно и то, что молекулы взаимодействуют.
(Открыть первый слайд презентации Приложение 6)
Чтобы разделить молекулу на атомы, нужно совершить работу против силы притяжения, а это значит, что затратить энергию. В химии такое разделение называется реакцией разложения.
(Слайд 2 презентации Приложение 6)
А если атомы соединяются в молекулу, что происходит с энергией?
(Ответ: Энергия должна выделяться)
Правильно!
Обычное топливо содержит углерод. При горении атомы углерода соединяются с атомами кислорода, который содержится в воздухе и при этом образуется молекула углекислого газа + Энергия
Какие вещества можно отнести к топливу?
(Дрова, уголь….)
Итак, при сжигании топлива выделяется ….
(Тепло)
Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?
(Выход на тему урока) Количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании топлива.
Ранее, вы к топливу отнесли дрова. Перед вами два полена.
Какое дерево? (березовое и сосновое).
Как вы думаете, какие дрова лучше? (большинство скажут, что березовые).
На доске запись (по полярно – структурному методу)
Работа с приложением 1 (Форма: работа в группах, пояснить 1 группа – достоинства и недостатки березовых дров, а вторая группа сосновых дров (Ответы могут быть самые разнообразные: плотнее, больше тепла дают, кора хорошо горит…)
Чтобы ответить на наш вопрос, нужно дрова поставить в одинаковые условия, например, сжечь полностью 1 кг березовых дров и 1 кг сосновых.
Незадолго до этого урока, группа ребят провела исследование и оформила результат в виде проекта. Давайте посмотрим их работу.
(Презентация: Приложение 5). (Во время демонстрации обратить внимание на рисунки: Уместно вспомнить стихи:
«Мороз и солнце день чудесный….» или « … В нашем доме топят печки, в небо дым идет столбом…»
Итак, по их мнению, лучше использовать дрова березовые.
? А если все будут заготавливать березовые дрова? Какой вред будет нанесен березовым рощам?
Схема по ПСМ (вывести на «середину», то есть смешивать дрова)
То есть нужно бережное отношение к природе. Ведь топливо не только дрова. Запасы полезных ископаемых не безграничны. В Карагайском районе есть село Нердва, которое раньше называлось «осинным гнездом». В этом селении был завод графа Строгонова по изготовлению железа из чугуна. Изготавливали решетки, ограды, якоря. А тепло получали за счет сжигания древесного угля. Жгли уголь из осины, позднее из березы, которые рубили около деревни Левино. Прошло уже более 100 лет, а до сих пор в этом месте осины и березы мало.
Пауза.
? А как подсчитать количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании топлива? При равных условиях сжигаем по 1 кг топлива.
(Презентация 3 слайд Приложение 6)
Обратить внимание на определение удельной теплоты сгорания топлива (Обозначение, единицы измерения, смысл)
Итак, чтобы сравнивать топливо, необходимо знать удельную теплоту сгорания. У березы она 14 МДж/кг, а у сосны – 13 МДж/кг. А с другой стороны, дрова измеряются по объему, то есть в кубических метрах. Но так как плотность березовых дров больше плотности сосновых, то и масса березовых дров тоже больше.
(3 слайд презентации Приложение 6) Работа над формулой по определению количества теплоты.)
А как подсчитать сколько тепла выделится при полном сгорании топлива массой m кг?
(Разные варианты. Если нет верного решения, то можно анимировать подсказку)
Про треугольник (горизонталь – деление, вертикаль – умножение)
Итак, чтобы найти Q? (Ответ). (Хором)
Чтобы найти q? (Ответ). (Хором)
Чтобы найти m? (Ответ). (Хором)
Я предлагаю вам проверить знания с помощью теста. Загрузите программу и внимательно прочитайте инструкцию к ее выполнению. (Приложение 3) Время на выполнение 5 минут. (Алгоритм. Пояснить) Включить музыку.
Давайте подведем итоги теста. У кого сколько баллов?
Давайте вместе проверим. (Общий анализ теста – совместное выполнение теста через проектор).
Любой результат – это результат. И, как говорится в японской пословице: «Три года на камне просидишь – и камень нагреется» Или в русской интерпретации: «Если долго мучаться, что-нибудь получится».
Сегодня на уроке мы с вами обсуждали проблему: откуда тепло в доме, рассмотрев только один вид топлива – дрова, печное отопление.
У вас на столах лежат листочки с написанными на них полезными советами. Выберите из них, действительно, на ваш взгляд, полезные и предложите свои. (Приложение 2)
А скажите, ребята, какие исследования еще можно провести?
Я предлагаю вам выполнить на выбор домашнее задание.(Вывести на экран)
Если вас заинтересовала эта тема, если вы готовы продолжить самостоятельное исследование, я буду рад сотрудничеству с вами, результаты своих исследований можно присылать по адресу электронной почты: karschool2@mail.ru
Мне было приятно с вами общаться.
Спасибо за урок. До свидания.