Цели:
- Углубить знания детей о человеке как части природы, о строении зубов и их функциях.
- Формировать у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта.
- Способствовать развитию основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевания ротовой полости.
- Расширить кругозор детей, способствовать развитию памяти, внимания, мышления учащихся.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью, чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование и реквизит:
- Небольшие зеркальца (по количеству учащихся).
- Яблоки (по количеству учащихся).
- Мильтимедийный проектор. Презентация.
- Рисунки-маски (по количеству учащихся).
- Плакат «Улыбки людей».
- Запись песни «Улыбка».
- На урок приглашается стоматолог.
- Эпиграф на доске:
Свои зубки сбереги,
Сам себе ты помоги!
И тогда улыбки свет
Сохранишь намного лет!
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы урока.
Учитель. Прозвенел уже звонок – вот и начался урок. Поприветствуйте друг друга приветливой улыбкой. Надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдёт интересно, слаженно, с пользой для всех. Ребята, у нас очередной урок здоровья. Объясните значение слова «здоровье».
Дети. Здоровье – это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезни.
У. Чему мы учимся на этих уроках?
Д. На уроках здоровья мы учимся любить свой организм, заботиться о нём.
У. А какая у нас сегодня тема? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте её внимательно и постарайтесь найти ответ:
«Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?»
У. Правильно, улыбкой. Посмотрите на плакат, на фотографиях люди улыбаются. Давайте и мы широко улыбнёмся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент.
Д. Зубки.
У. Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала «Как сохранить улыбку красивой на всю жизнь?» Наш журнал не читают, а смотрят и слушают. Он сможет подсказать многим из вас, для чего нужны здоровые зубы. Итак, смотрите и слушайте. Слайд 1
II. Работа по теме урока.
Первая страница «Человек – часть природы».
Слайд 2
У. Самое сложное и удивительное из того, что есть на Земле – это человек. Человек – часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. В отличии от животных существо особенное: человек мыслит, обладает речью, трудится. Организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно. Ответьте на вопросы:
- С помощью какого органа вы видите, что изображено на экране? (Глаз.)
- С помощью какого органа вы узнаёте о том, что залаяла собака, прозвучала мелодия? (Ухо. Органа слуха.)
- Какой орган помогает вам почувствовать запах хлеба, цветов? (Нос. Орган обоняния.)
А теперь отгадайте загадки:
- Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
- Всю жизнь ходят на перегонки, а обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
- У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. (Руки, пальцы.)
- Когда мы едим – они работают. Когда не едим – отдыхают. Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)
Знать свой организм нужно для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье.
Вторая страница «Мы и наши зубы».
1. Упражнение «Что находится во рту?»
У. Ребята, возьмите в руки зеркальца, откройте ротики и рассмотрите полость рта. Что вы там увидели?
Пощупайте язычком свои зубы и дёсны, опишите, что вы почувствовали. Какие они? Гладкие? Шершавые? Твёрдые или мягкие?
- Представьте себе человека, у которого нет рта. Что не сможет делать такой человек?
Д. Не сможет кушать, разговаривать, улыбаться.
- Попробуйте откусить кусочек от яблока, закрыв передние зубы губами. Почему это не получилось?
Д. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.
- Попробуйте сказать своё имя, слово «улыбка», не касаясь языком передних зубов.
Д. Зубы помогают говорить.
- Покажите, как бы вы улыбались, если бы у вас не было зубов или они были бы некрасивыми.
Д. Зубы помогают нам красиво улыбаться.
2. Беседа стоматолога.
У. У нас в гостях стоматолог нашей поликлиники – Данилкина А.В. Давайте её послушаем.
Стоматолог. Я думаю, что вам интересно узнать, что зубы – это такая же живая часть вашего тела, как руки, ноги или нос, например. А знаете ли вы, что зубы выполняют разные функции, они не одинаковы? Как называются вот эти зубы?
Д. Резцы, клыки, коренные зубы.
Слайд 3
С. В полости рта мы видим только белую часть зуба, которая называется коронкой. Остальная часть зуба спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Между коронкой и корнем располагается шейка зуба. Она прикрыта десной. О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?
Д. О коронке.
С. У человека зубы вырастают два раза. Первые – временные, их ещё называют молочными зубами, их 20. Вторые – постоянные, их от 28 до 32. Смена зубов – это естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться. Но если каким – то образом вы потеряете постоянный зуб, на его месте другой уже не вырастет, поэтому эти зубы нужна беречь. Помните ли вы, когда у вас выпал первый молочный зуб? Что вы делали? Расскажите.
(Дети рассказывают несколько историй о выпадении зуба.)
3. Рассказ учителя.
У. В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением молочных зубов.
- Например, в Испании обычай таков: ребёнок кладёт вечером свой зуб под подушку, а ночью приходит мышонок и приносит ему деньги или подарок. Мышонка испанцы называют Ротансито Перес – Господин мышонок Перес. Другой испанский обычай: нужно забросить зуб на крышу дома, рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, чтобы взять зуб и принести новый.
- Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись зуб в Они!» Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.
- У корейцев Ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый!» Чёрная птица в Корее символизирует удачу.
Ребята, а чем покрыты наши зубы? (Ответы детей.)
Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск, предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается.
4. Опыт.
У. Давайте понаблюдаем. От чего может разрушиться эмаль зубов? (Учитель проводит опыт, комментируя свои действия.)
Возьмём кусочек стекла. Нагреем его на огне. Опустим его в стакан с холодной водой. Что произошло со стеклом?
Д. Стекло треснуло.
У. Эмаль зубов может так же растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!
Третья страница «Болят зубы – скорее к стоматологу!»
Стихотворение читает ребёнок.
В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы,
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли.
Только Кате не до смеха:
У неё во рту «потеха»,
Заболел молочный зуб,
Рот «подушечкой» припух.
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слёзы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги,
Утешают от души:
«Не грусти, забудь о зубе,
Нас попробуй – рассмеши…»
Только как же тут забыться,
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь её унять?
Стоматолог. По всей вероятности, у Кати самая распространённая болезнь зубов – кариес. Слайд 4
Кариес – это разрушение зуба с образованием в нём полости (дырочки). Раньше эту болезнь называли «костоедой», потому что происходит постоянное разрушение, как бы поедание зуба. Лечение больного зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому, при появлении в зубе даже небольшой дырочки, советую вам сразу же обратиться к стоматологу.
Четвёртая страница «Полезные советы».
Слайд 5
1. Правила.
У. Запомните несколько правил борьбы с кариесом:
- Чисть зубы 2 раза в день (утром и вечером), не забывай почистить язык.
- Полощи полость рта после приёма пищи кипячёной водой. Можешь применить жевательную резинку без сахара (но жуй её не более 10-15 минут).
- Как можно реже ешь сладости, не увлекайся газированной водой.
- Меняй зубную щётку каждые 3 месяца.
- Ходи к стоматологу 2 раза в год, и тогда у тебя будет ослепительная улыбка.
Чтобы не болели зубы, не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: кушать много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить молоко. Если вы будете регулярно употреблять все эти продукты, то получите все необходимые вещества и витамины.
2. Сценка «Бабушкин гостинчик».
Бабушка. Здравствуй, внучек! А я тебе гостинчик принесла. Очень полезный для зубов. Угадай, что здесь?
Автор. Потрогал Илюша бабушкин кулёк.
Илюша. В нём что-то удлинённое, твёрдое, на банан немного похожее…
Автор. И нет, не угадал! В кульке оказалась морковка. А бабушка сказала...
Бабушка. У нас в деревне ребятишки любят хрумкать огурцы, яблоки, капустную кочерыжку, морковку. Овощи и фрукты чистят и укрепляют зубы. А у сластён, у тех, кто лакомится вафлями, конфетами, зубы-то чаще всего и болят.
У. Ребята, а как вы думаете, что вредно для зубов, чего нельзя делать?
Дети.
- ковырять в зубах булавкой, иглой и другими металлическими предметами – для этого есть зубочистки, зубные нити;
- откусывать нитки;
- держать в зубах иголки, гвозди;
- открывать зубами бутылки с газированной водой;
- грызть твёрдые конфеты, ручки, орехи.
3. Чтение по ролям рассказа «Щёлк – орех раскололся».
– Во какие у меня зубы! – похвастался Гриша и вынул из скорлупы отличное ядрышко.
– И я так могу! – не выдержал Саша. Положил орех между зубами. Напрягся. Никак. Ещё сильнее напрягся. Щелчка не получилось.
– Ой, ой, ой! – закричал Саша. Орех остался цел, а на ладошке лежал… зуб.
У. Нет, зубы не щипцы для колки орехов!
Пятая страница «Кто как кусает?»
Слайд 6
У. Отгадайте загадку:
Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку…
Не проглотит лишь ерша.
Д. Щука.
У. Всем известна кусака щука! Рот у неё большой, а в нём полным-полно мелких и острых зубов. Растут они на верхней и нижней челюстях в несколько рядов. Все направлены назад – ужас! Только без таких зубов щуке не прожить: ведь ловит она скользкую рыбу в твёрдой чешуе, трудно удержать её в пасти, того и гляди вырвется.
Вьётся верёвка,
На конце головка.
Д. Змея.
У. Ядовитые змеи кусают, когда нападают на добычу: мышей, лягушек, или когда защищаются. На верхней челюсти у них 2 ядовитых зуба-шприца. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в ранку жертвы яд. От яда может пострадать и неосторожный человек. Если вы встретите змею в лесу, не трогайте её, обойдите. Не обижайте её и вас не укусят!
Эти строители –
Речные жители.
Пилят древесину,
Строят плотину.
Д. Бобры.
У. У бобров зубы – стамески. Они всю жизнь ими грызут, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут. Такое свойство имеют зубы у бобров, белок, сусликов, мышей-полёвок.
Шестая страница «Берегите зубы!»
Слайд 7
У. А вы, ребята, запомнили, как нужно относиться к своим зубам? Сейчас я это проверю.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ
Говорите «нет, нет, нет».
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный:
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный ответ?
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Маме говорила Люба:
«Я не буду чистить зубы».
А теперь у нашей Любы
Дырка в каждом-каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять,
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ?
Молодчина Люда?
Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Навсегда запомните,
Милые друзья:
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что нет.
III. Итог урока.
У. давайте подведём итог всему. О чём мы говорили на уроке. Как же сохранить улыбку красивой на всю жизнь?
Д. Нужно заботиться о своих зубах, беречь их.
У. На ваших столах лежат рисунки-маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то не хватает. Давайте «оживим» их. А чтобы вам работалось веселее, я включу музыкальное сопровождение. (Звучит песня «Улыбка», дети «оживляют» маски.)
У. Итак, вижу, что ваши маски «ожили», (некоторые из них крепим на доску). Посмотрите, как светло и весело стало в нашем классе. А теперь возьмитесь за руки и пустите искорку тепла, доброты – улыбнитесь друг другу!
Если только рассмеяться,
То настанут чудеса:
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка. взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!
Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь. Что вы будете помнить и применять те рекомендации, которые получили. Я довольна вами, благодарю вас за урок.
Используемая литература:
- Газета «ПедСовет» №5, май 2005.
- Классные часы. 3 класс. I часть./ Сост. М.А.Фисенко.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2005.
- Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королёва. – М.: Медиа Сфера, 1996.