Цель: продолжить работу над уравнениями на основе взаимосвязи между частями и целым; отрабатывать умение решать задачи и правильно составлять схемы к ним; закрепить знания о величинах и состав числа 9; воспитывать интерес к математике и литературе.
Оборудование: картинки с героями сказок; схемы задач; мультимедийная установка; слайды, подготовленные к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке математики мы с вами закрепим умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым; продолжим работу над решением задач и будем отрабатывать навыки быстрого и правильного счета в пределах 9.
3. Устный счет.
- Урок у нас будет необычный, так как мы совершим путешествие в мир …. А в какой мир, вы узнаете, выполнив математический диктант.
- На сколько 2 меньше 4? (2)
- Уменьшаемое 6, вычитаемое 5. Разность? (1)
- На сколько 6 больше 3? (3)
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Сумма равна…? (6)
- 10 без 5? (5)
- 10 – это 6 и сколько? (4)
- Расставьте ответы в порядке возрастания: (сл. 1)
С к а з к а
- Как называются буквы, выделенные красным цветом? (гласные)
- А как называются буквы, выделенные черным цветом? (согласные)
- Какое еще правило есть в этом слове? (Парная согласная в корне слова)
- Как проверить парную согласную?
Молодцы! Сегодня наше путешествие произойдет в страну сказок.
- Какие виды сказок вы знаете? (народные и авторские)
- Отправимся мы на нашем паровозе и чтобы было веселее, споем песенку .
4. Отработка умения разбивать фигуры на части.
- На пути следования нам встретился, какой герой сказки? (Красная Шапочка).
- А почему ее так назвали?
- Кто автор этой сказки? (Шарль Перро)
- Значит это сказка, какая? (авторская)
-У Красной Шапочки для вас есть задание:
1) По каким признакам можно разбить фигуры на части? (сл. 2)
4+2
3+3
1+5
2) Работа с перфокартами.
9 | 3 | 4 | 6 | |||
8 | 5 | 2 |
5. Работа над задачами.
- Следующий на пути нам встретился, герой какой сказки? (Доктор Айболит)
- Кто автор этой сказки? (Корней Иванович Чуковский)
Задание:
- Подберите схемы к задачам: (сл. 3)
- У пристани стояло 3 лодки и 5 водных велосипедов. На сколько было водных велосипедов больше, чем лодок?
- В одной коробке 5 фломастеров, а в другой – 3 фломастера. Сколько всего фломастеров в двух коробках?
- В одном ящике было 4 кг груш, а в другом – на 3 кг больше. Сколько кг груш во втором ящике?
- О какой величине шла речь в последней задаче? (массе)
- Что такое величина?
- Какие величины вы знаете?
-Является ли величиной (кг)?
-Какие единицы измерения длины, объема вы знаете?
- Сравните с помощью знаков. ( сл. 4)
4 см * 8 см
9 л * 7 л
5кг * 6 см
( Проверка по сл.5)
- Массу нельзя сравнивать с длиной.
6. Физкультминутка.
7. Составление и решение уравнений.
- Герои, какой сказки нам встретились? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- Почему он превратился в козленочка?
- Чему учит эта сказка?
- А кто автор ее?
- Какая это сказка? (народная)
- Эти герои приготовили для вас задание, которое вы должны выполнить в учебнике (стр.21. № 5.)
- Что нужно сделать в этом задании? (Составить и решить уравнения)
- Что такое уравнение? (Равенство с одной неизвестной)
- Давайте составим 1 уравнение. (Комментированное письмо)
- Эти герои приготовили для вас уравнения, которые вы должны выполнить
самостоятельно. (сл. 6)
Х + 4 = 6
9 – у = 6
( Проверка по слайдам) (сл.7)
8. Работа по учебнику. Стр.21 Урок 11.
- Герой, какой сказки вам встретился? ( Незнайка).
- Кто автор этой сказки? ( Николай Николаевич Носов)
Разбор и решение задачи (учеб.№ 6.)
- Как найти, сколько всего детей каталось на катке?
- Можно ли сразу это сделать?
-Значит, какой вопрос «спрятался»?
- Этот вопрос не задан в условии, но без него мы не смогли бы решить задачу.
Следовательно, что надо узнать сначала?
А потом отвечаем на вопрос задачи.
(Запись в тетрадях)
9. Самостоятельная работа от героя сказки Г.Х Андерсена «Дюймовочка». (учеб.№ 8)
- Что общего в этих равенствах? ( Выполняются действия с именованными числами)
10. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие, и мы благополучно вернулись в школу.
- Вам понравилось путешествие?
- С героями, каких сказок мы встретились?
- А какая сказка лишняя? Почему?
- Чему учились на уроке?