Методическая разработка урока по математике "Эти интересные полезные задачи" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Концептуальная цель: развитие компетентности решения проблем, технологической компетентности и использование информационных ресурсов.

Стратегическая цель: развитие логического мышления, внимания, самостоятельности в принятии решений.

Задачи:

  1. Применять алгоритм решения математических задач к нестандартным видам задач.
  2. Начать подготовку к экзамену по математике
  3. Использовать задачи в жизненных ситуациях.

Тезис: «Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной неизвестности мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности» (Дьердь Пойа, венгерский математик, «Математическое открытие»)

Метод: проблемно-развивающий с элементами пропедевтики (задачи из КИМов ЕГЭ – 2010).

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Разминка: решение примеров – найти ошибки, открыть слово.
  3. Основные этапы урока:
    • решение трёх разминочных задач по рядам с проверкой;
    • физкультминутка;
    • решение двух задач с объёмным содержанием (домашняя работа) с проверкой.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • приветствие учителя;
  • объяснение работы учащимися по ходу урока (работа с «Путеводителем», (Приложение 1) использование черновика, работа в парах, краткая запись решения).

Вступление:

Учитель: Какие математические задания вы считаете наиболее сложными?

Ответ: задачи

Учитель: А самые интересные и полезные задания, с которыми вы встречаетесь в жизни?

Ответ: тоже задачи

Учитель: В к/ф «Розыгрыш» в одной из песен есть такие слова:

«…но жизнь – она особенный предмет, –
Задаст вопросы новые в ответ.
А ты найди решенье непременно!»

Итак, тема урока: «Эти интересные полезные задачи!» (Приложение 2, слайд 1)

Учитель: Мы сегодня будем решать задачи. Но это не простые задачи. Мы начнём готовиться к одному из важных моментов в жизни каждого человека. К какому? (слайд 2)

2. Разминка.

Задание 1. Найдите значения выражений, исправьте ошибки и определите слово (см. «Путеводитель»)

1) 35 · 5 · 2 =1000       Е
2) 102 + 48 + 98 =350   Э
3) 155 ·49 – 49 ·55= 17   Н
4) 15х + 24х + х, при х = 2 34   М
5) 32 + 52 = 80   А
6) (4 + 6)3 = 4900   З
7) 98 : 72 + 15 = 248   К

Проверка (слайд 3)

Задача урока: мы начнём готовиться к экзамену.

Впишите слово в «Путеводитель». В конце урока я открою вам небольшую «тайну» (слайд 4)

Запишите свою цель на этот урок.

Учитель: Как правильно решать задачи?

Давайте составим алгоритм решения любых математических задач:

  1. Понять смысл задачи
  2. Составить план решения
  3. Описать решение математическими действиями (могут быть нестандартными)
  4. Проанализировать ответ. (слайд 5)

3. Основные этапы урока.

Задание 2. Работа в парах по рядам: прочитать, осмыслить, составить план решения, дать ответ на черновике

1 ряд – задача 1: «Из летнего лагеря уезжают 208 детей и 32 сопровождающих взрослых. В автобусах 44 посадочных места. Какое наименьшее количество автобусов нужно вызвать, чтобы отвезти всех домой?»

2 ряд – задача 2: «Поезд Санкт-Петербург – Нижний Новгород отправляется в 17.30, а прибывает в 8.30 на следующее утро (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?»

3 ряд – задача 3 «В супермаркете проходит рекламная акция: покупая две шоколадки, покупатель получает третью в подарок. Шоколадка стоит 35 рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на сумму 200 рублей?»

Проверка: обсуждение решений, запись краткого решения в «Путеводитель» (Слайды 6-8)

Физкультминутка: упражнения на снятие напряжения, улучшение мозгового кровообращения (стоя)

  • потереть мочки ушей большим и средним пальчиками;
  • ладонями потереть вдоль уха слегка;
  • закрыть-открыть край уха;
  • слегка потянуть за уши в сторону;
  • руки вперёд, смена положения рук (выпады вперёд) на 12 счетов;
  • руки поднять и сбросить усталость.

Задание 3. 2 задачи: 4 и 5 даны заранее в связи с объёмным текстом.

Проверка: обсуждение, запись в «Путеводитель» (слайды 9-11)

4. Домашнее задание:

(слайд 12)

По 1 и 2 задачам даны ответы, можно воспользоваться помощью родителей, ответы отправить SMS на телефон учителя.

5. Заключение.

  • сохраните листочки с решениями;
  • можно завести файловую папку и заполнять её по мере взросления;
  • «Маленькая тайна» – задачи из КИМ к ЕГЭ – 2010 г.;

Рефлексия:

  • ответьте на вопросы (слайд 13);
  • прочитайте цель на урок – достигли ли вы её?
  • тезис урока (слайд 14);

оценки за урок.