Концептуальная цель: развитие компетентности решения проблем, технологической компетентности и использование информационных ресурсов.
Стратегическая цель: развитие логического мышления, внимания, самостоятельности в принятии решений.
Задачи:
- Применять алгоритм решения математических задач к нестандартным видам задач.
- Начать подготовку к экзамену по математике
- Использовать задачи в жизненных ситуациях.
Тезис: «Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной неизвестности мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности» (Дьердь Пойа, венгерский математик, «Математическое открытие»)
Метод: проблемно-развивающий с элементами пропедевтики (задачи из КИМов ЕГЭ – 2010).
План урока:
- Оргмомент
- Разминка: решение примеров – найти ошибки, открыть слово.
- Основные этапы урока:
- решение трёх разминочных задач по рядам с проверкой;
- физкультминутка;
- решение двух задач с объёмным содержанием (домашняя работа) с проверкой.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
- приветствие учителя;
- объяснение работы учащимися по ходу урока (работа с «Путеводителем», (Приложение 1) использование черновика, работа в парах, краткая запись решения).
Вступление:
Учитель: Какие математические задания вы считаете наиболее сложными?
Ответ: задачи
Учитель: А самые интересные и полезные задания, с которыми вы встречаетесь в жизни?
Ответ: тоже задачи
Учитель: В к/ф «Розыгрыш» в одной из песен есть такие слова:
«…но жизнь – она особенный предмет, –
Задаст вопросы новые в ответ.
А ты найди решенье непременно!»
Итак, тема урока: «Эти интересные полезные задачи!» (Приложение 2, слайд 1)
Учитель: Мы сегодня будем решать задачи. Но это не простые задачи. Мы начнём готовиться к одному из важных моментов в жизни каждого человека. К какому? (слайд 2)
2. Разминка.
Задание 1. Найдите значения выражений, исправьте ошибки и определите слово (см. «Путеводитель»)
1) 35 · 5 · 2 =1000 | Е | |
2) 102 + 48 + 98 =350 | Э | |
3) 155 ·49 – 49 ·55= 17 | Н | |
4) 15х + 24х + х, при х = 2 34 | М | |
5) 32 + 52 = 80 | А | |
6) (4 + 6)3 = 4900 | З | |
7) 98 : 72 + 15 = 248 | К |
Проверка (слайд 3)
Задача урока: мы начнём готовиться к экзамену.
Впишите слово в «Путеводитель». В конце урока я открою вам небольшую «тайну» (слайд 4)
Запишите свою цель на этот урок.
Учитель: Как правильно решать задачи?
Давайте составим алгоритм решения любых математических задач:
- Понять смысл задачи
- Составить план решения
- Описать решение математическими действиями (могут быть нестандартными)
- Проанализировать ответ. (слайд 5)
3. Основные этапы урока.
Задание 2. Работа в парах по рядам: прочитать, осмыслить, составить план решения, дать ответ на черновике
1 ряд – задача 1: «Из летнего лагеря уезжают 208 детей и 32 сопровождающих взрослых. В автобусах 44 посадочных места. Какое наименьшее количество автобусов нужно вызвать, чтобы отвезти всех домой?»
2 ряд – задача 2: «Поезд Санкт-Петербург – Нижний Новгород отправляется в 17.30, а прибывает в 8.30 на следующее утро (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?»
3 ряд – задача 3 «В супермаркете проходит рекламная акция: покупая две шоколадки, покупатель получает третью в подарок. Шоколадка стоит 35 рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на сумму 200 рублей?»
Проверка: обсуждение решений, запись краткого решения в «Путеводитель» (Слайды 6-8)
Физкультминутка: упражнения на снятие напряжения, улучшение мозгового кровообращения (стоя)
- потереть мочки ушей большим и средним пальчиками;
- ладонями потереть вдоль уха слегка;
- закрыть-открыть край уха;
- слегка потянуть за уши в сторону;
- руки вперёд, смена положения рук (выпады вперёд) на 12 счетов;
- руки поднять и сбросить усталость.
Задание 3. 2 задачи: 4 и 5 даны заранее в связи с объёмным текстом.
Проверка: обсуждение, запись в «Путеводитель» (слайды 9-11)
4. Домашнее задание:
(слайд 12)
По 1 и 2 задачам даны ответы, можно воспользоваться помощью родителей, ответы отправить SMS на телефон учителя.
5. Заключение.
- сохраните листочки с решениями;
- можно завести файловую папку и заполнять её по мере взросления;
- «Маленькая тайна» – задачи из КИМ к ЕГЭ – 2010 г.;
Рефлексия:
- ответьте на вопросы (слайд 13);
- прочитайте цель на урок – достигли ли вы её?
- тезис урока (слайд 14);
оценки за урок.