Хотите ли Вы, не хотите ли.
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего мы – родители,
А все остальное потом.
Р. Рождественский
Цель: создание условий для сотрудничества семьи и школы в воспитании школьников.
Задачи:
- повышать педагогическую культуру родителей;
- содействовать сплочению родительского коллектива;
- пропагандировать успешный опыт семейного воспитания.
Сотрудничество семьи и школы осуществляется по следующим направлениям:
- психолого-педагогическое просвещение;
- вовлечение в образовательный процесс;
- диагностическая работа;
- коррекционная работа.
Психолого-педагогическое просвещение
Цель данного направления – помочь родителям увидеть себя и других в обсуждаемых проблемах, сравнить образцы подходов к их решению и сделать соответствующие выводы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в групповой и индивидуальной формах.
Групповые формы работы: собрание, конференция, встреча, обмен мнениями, тренинг, круглый стол, урок семейной любви, устный журнал, деловая игра, семейный клуб, практикум, семинар-практикум, семейная гостиная.
Палитра тематических родительских собраний:
Класс / собрание | 1 собрание | 2 собрание | 3 собрание |
1 класс | Круглый стол «Особенности адаптации ребенка в школе» | Урок семейной любви «Родительский дом – начало начал» | Урок семейной любви «Какие мы родители?» |
2 класс | Снова вместе. Собрание рецептов «Режим дня школьника. Каким он должен быть?» | Собрание-консультация «В науку нет коротких путей» | Круглый стол «Книга в жизни семьи и ребенка» |
3 класс | Интеллектуальный марафон «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» | Урок семейной любви «Мамы в судьбе ребенка» | Мужской разговор отцов «Отец в судьбе ребенка» |
4 класс | Обмен мнениями «Память и интеллектуальное развитие школьника» | Устный журнал «Готовимся к профильной школе» | Урок семейной любви «Ребенок – это праздник, который пока со мной» |
Кроме тематических собраний проводятся:
- текущие, на которых рассматриваются результаты успеваемости каждого учебного триместра, результаты проводимых мероприятий;
- итоговые, на которых подводятся результаты развития детского коллектива за определенный период времени.
Класс | Тематика итоговых собраний |
Форма проведения |
1 | Перелистывая страницы первого учебного года |
Устный журнал |
2 | Праздники и будни нашей жизни | Родительско-ученический капустник |
3 | О родных и близких людях с любовью |
Час сердечного общения |
4 | Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» |
Праздник |
Традиции родительского собрания: поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, а также посещающих все родительские собрания (грамоты, дипломы, благодарности, сувениры), благодарственные письма на работу родителей и домой ко дню рождения ребенка, «Волшебная шкатулка» (вручение родителям писем, написанных детьми), высказывание мнений по проведенным собраниям (рефлексия), обмен опытом по воспитанию детей.
Индивидуальные формы работы: индивидуальные консультации «Поговорим наедине», беседы, задушевный разговор, совместный поиск решения проблемы, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, посещение на дому.
Формы опосредованного взаимодействия: памятки, календари мероприятий на месяц, рекламы конкурсов, приглашения на проводимые мероприятия, благодарность в дневнике, переписка, заметки в местной газете.
Примерная тематика индивидуальной работы:
Психологическая тематика | Учебная тематика | Тематика на темы воспитания |
1 класс | ||
• Как развивать произвольное внимание • Если ребенок – левша • Непослушный ребенок |
• Режим дня первоклассника • Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания |
• Детский эгоизм. Как его преодолеть? • Предупреждение детских капризов • Ваши семейные традиции |
2 класс | ||
• Как развивать самостоятельность при выполнении домашних заданий • Учите детей мыслить • Ребенок в среде сверстников |
• Как помочь ребенку грамотно писать • Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания • Работа с дневником вашего ребенка |
• Ребенок в коллективе детей • Как воспитывать нравственность • Правила «хорошей» ссоры |
3 класс | ||
• Индивидуальные особенности вашего ребенка • Детское лидерство • Как развивать память |
• Как готовить устные уроки • Учи ребенка учиться • Как учить ребенка понимать смысл прочитанного |
• Детское одиночество. Его причины • Поощрения и наказания • Телевидение и дети |
4 класс | ||
• Почему дети лгут? • Развитие творческих способностей ребенка • Психологический контакт между ребенком и родителем |
• Методика заучивания стихотворений, правил • Что такое осмысленное запоминание |
• Как помочь избавиться от вредных привычек • Традиции семейного чтения • Здоровый образ жизни школьника |
Вовлечение в образовательный процесс
Узнать можно лишь тогда, когда учишься;
Дойти можно лишь тогда, когда идешь.
Вьетнамская пословица
Цели направления – формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение их в образовательный процесс.
Вовлечение родителей в образовательный процесс происходит через клуб «Солнышко», представителями которого являются все участники образовательного процесса (учащиеся, учитель, родители).
Примерная тематика встреч в рамках формирования культуры принадлежности к образовательному пространству школы:
Традиционные мероприятия:
Школа для родителей | Родители для детей и школы |
• Совместный урок Знаний • Встречи с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой • Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику» • День открытых дверей • День здоровья • Презентация классного журнала «Новости школьных уроков» • Знакомство с достижениями школы • Знакомство с Уставом гимназии • Практикумы по трудным темам программы • Публикации в местной газете о лучших родителях • Чествование лучших родителей на школьном празднике «Весенняя капель» и классном празднике в конце учебного года |
• День выходного дня • Организация и проведение родительских уроков • Помощь детям в оформлении портфолио • Оформление классной комнаты к новому учебному году, к праздникам • Рейды по проверке учебников и внешнего вида учащихся • Участие в совместных коллективных творческих делах • Собеседования с детьми, имеющими отклонения в поведении • Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей • Проведение классных часов • Руководство кружками • Спонсорская помощь в награждении детей |
Тематика привлечений родителей к образовательному пространству школы и класса корректируется по мере разработки программы деятельности классного коллектива на каждый учебный год.
Класс | Тематика привлечений родителей |
1 | • Знакомство со школой и школьными службами • Обсуждение «Традиции класса, которым быть» • Реализация социального проекта «Лучик надежды» • Участие в конкурсах, объявленных газетой «Начальная школа» • Помощь в организации экскурсий к памятникам К.Савельеву и чернобыльцам • Организация и проведение внеклассных мероприятий • Подумаем о школьной форме • Работа над программой развития классного коллектива • Оформление стендовой документации • Кружок «Рукодельница» |
2 | • День первой отметки (эксперты) • День творчества детей и родителей • Участие в конкурсах «Елочка», объявленного газетой «Начальная школа» и «Елочка, живи!», объявленного ФНМЦ им. Л.В.Занкова • Проведение внеклассных мероприятий • Беседы с учащимися, нарушающими правила для учащихся • Привлечение к работе клуба «Юный исследователь» • Знакомство с критериями оценки устных ответов и письменных работ учащихся • Кружок «Рукодельница» |
3 | • Общественный смотр знаний (эксперты) • День открытых уроков • Организация экскурсий на места работы родителей • Участие в конкурсе «Символика класса» • Привлечение к работе клуба «Проект и мы» • Традиции школы • Приглашение родителей на мероприятия, подготовленные детьми • Конкурс «Лучшая семья года» • Привлечение к руководству кружков |
4 | • Педагоги, работающие в основной школе • Общественный смотр знаний (эксперты) • День открытых уроков • Приглашение родителей на мероприятия, подготовленные детьми • Конкурс «Лучшая семья года» • Привлечение к руководству кружков |
Формы содружества учителя, учащихся и родителей
Классные собрания, творческие отчеты по предметам, общественные смотры знаний, праздник знаний и творчества, день первой отметки, день открытых уроков, турниры знатоков, оформление кабинета, создание классной библиотеки, совместные праздники, подготовка концертов,, соревнований, клубы «Юный исследователь», «Проектировщик».
Привлечение родителей к управлению образовательным процессом
Перечень структурных подразделений, в которых принимают и могут принимать участие родители класса:
Управляющий совет гимназии, Попечительский совет, родительское собрание, Совет класса, клуб «Солнышко», родительский комитет класса, руководство кружками, творческие группы по подготовке мероприятий с детьми.
Диагностическая работа
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.
Д. Добсон
Цели направления – изучение семей, выявление проблемных моментов семейного воспитания, выбор правильной линии в работе с родителями.
С этой целью проводится предварительная, тематическая, оперативная и итоговая диагностика.
Предварительная диагностика включает изучение семьи.
Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Методики: анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива», «Портрет будущего первоклассника», «Наказания в семье», методика «Незаконченные предложения».
Тематическая диагностика необходима при подготовке различных мероприятий с родителями по определенной теме (к родительским собраниям).
Оперативная диагностика проводится в конфликтной ситуациимежду родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
Итоговая диагностика целесообразна в конце учебного года.
Методики: анкета «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения», «Работа в классе и участие в ней родителей».
Коррекционная работа
Целью направления является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания (нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей).
Формы работы: встречи (с психологом, социальным педагогом, работниками правоохранительных органов и т.п.), беседы, консультации, тренинги, анализ трудных ситуаций.
Показатели процесса взаимодействия школы и семьи
- Определены структура и полномочия органов родительского самоуправления.
- Выстроена система психолого-педагогического просвещения родителей.
- Разработана система совместных дел родителей и детей.
- Действует диагностика взаимодействия семьи и школы.
- Существует система стимулирования и поощрения родителей.
Критерии оценки процесса взаимодействия школы и семьи
- Родитель – помощник и мудрый наставник.
- Добровольное включение в решение проблем класса.
- Участие в проводимых мероприятиях.
- Степень удовлетворенности родителей деятельностью школы и класса.
Используемая литература
- Дереклеева Н.И.и др. Справочник классного руководителя 5-9 классы. Вако, М., 2006.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. Вако, М., 2006.
- Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Феникс, Ростов-на-Дону, 2007.
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя 1-4 классы. Глобус, М., 2007.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания 1-4 классы. Глобус, М., 2007.