Математическая игра "Что? Где? Когда?"

Разделы: Математика


Цели игры:

  • развитие логического мышления;
  • повышение интереса к изучению математики;
  • развитие памяти, наблюдательности, смекалки.

Оборудование:

  • математические знаки и символы;
  • плакаты с высказываниями о математике;
  • юла;
  • песочные часы; черный ящик,
  • винт от мясорубки,
  • кубик,
  • циркуль.

Игра проводится в 5-м классе, класс делится на 4 команды, и команда из родителей выбираются капитаны. Каждой команде предлагается за 2 минуты ответить по возможности на большее число вопросов, каждая команда готовит музыкальную паузу.
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас всех на игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».

Мой юный друг!
Сегодня ты пришел в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может быть ученым,
И будешь математику любить.

Вы не раз, ребята, принимали участие в разных играх, но в математической игре «Что? Где? Когда?» участвуете впервые. И для того, чтобы выиграть сегодня, не нужно забывать, как говорят пословицы: «Обдумай цель раньше, чем дело начать», «Видит око далеко, а ум дальше». Наши команды приготовились идти по нелегкому пути к победе. И пусть математика + удача сопутствуют вам в игре.

Вопросы первой команде

  1. Коллектив воспитателей детского сада спрашивает: «В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике?» (Кубик.)
  2. В корзине лежат 5 яблок. Разделите их между пятью лицами так, чтобы одно осталось в корзине, и каждый получил по одному яблоку. (Одно из яблок отдать вместе с корзиной.)
  3. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего Незнайка отметил шесть точек. Покажите, как он это сделал.
  4. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч)

Вопросы второй команде

  1. Вопрос одноклассника: «Коля поспорил, что определит, каким будет счет перед началом матча футбольных команд “Спартак” – “Динамо”. И выиграл спор. Какой был счет?» (0:0)
  2. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер? (Одна.)
  3. Из Москвы в Петербург помчал на «Volvo» предприниматель Вася. Навстречу на велосипеде выехал доцент Иван Петрович. Кто из них в момент встречи был ближе к Москве? (Они будут на одинаковом расстоянии.)
  4. На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (Три.)

Вопросы третьей команде

  1. Работники столовой спрашивают: «Осталось 3 целых яблока, 4 половинки, 8 четвертинок. Сколько всего яблок осталось?» (7 штук.)
  2. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с юрой играли на разных инструментах? (Юра играл на гитаре.)
  3. В двух кошельках лежат две одинаковые монеты, причем в одном кошельке монет вдвое больше, чем в другом. Может ли так быть? (Один из кошельков лежит внутри другого.)
  4. Двое играли в шахматы четыре часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа.)

Вопросы четвертой команде

  1. Вопрос от учителей математики: «То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, он же придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике?» (Циркуль.)
  2. Когда мы смотрим на 2, а говорим 10? (На часах минутная стрелка на 2-х, а говорят: «10 минут».)
  3. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два.)
  4. В названии какой сказки встречается число, которое в старину называлось дюжиной? («Двенадцать месяцев».)

Вопросы команде родителей

  1. Вопрос от домохозяйки: «Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами– катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое поныне используется в быту. Что в черном ящике?» (Винт от мясорубки.)
  2. Вопрос от рабочих: «Требуется распилить бревно на 6 частей, каждый распил занимает 2,5 минуты. Сколько времени необходимо, чтобы выполнить эту работу?» (12,5 минут.)
  3. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (100 – сто.)
  4. Мера веса драгоценных камней. (Карат.)

Вопросы капитанам

  1. Как в древние времена называли «ноль»? (Цифра.)
  2. Старинная мера длины. (Аршин.)
  3. Старинная мера веса. (Пуд.)
  4. Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года.)
  5. Для родителей: Сколько музыкантов в квартете? (4.)