Цели игры:
- развитие логического мышления;
- повышение интереса к изучению математики;
- развитие памяти, наблюдательности, смекалки.
Оборудование:
- математические знаки и символы;
- плакаты с высказываниями о математике;
- юла;
- песочные часы; черный ящик,
- винт от мясорубки,
- кубик,
- циркуль.
Игра проводится в 5-м классе, класс делится на 4 команды, и команда из родителей выбираются капитаны. Каждой команде предлагается за 2 минуты ответить по возможности на большее число вопросов, каждая команда готовит музыкальную паузу.
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас всех на игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может быть ученым,
И будешь математику любить.
Вы не раз, ребята, принимали участие в разных играх, но в математической игре «Что? Где? Когда?» участвуете впервые. И для того, чтобы выиграть сегодня, не нужно забывать, как говорят пословицы: «Обдумай цель раньше, чем дело начать», «Видит око далеко, а ум дальше». Наши команды приготовились идти по нелегкому пути к победе. И пусть математика + удача сопутствуют вам в игре.
Вопросы первой команде
- Коллектив воспитателей детского сада спрашивает: «В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике?» (Кубик.)
- В корзине лежат 5 яблок. Разделите их между пятью лицами так, чтобы одно осталось в корзине, и каждый получил по одному яблоку. (Одно из яблок отдать вместе с корзиной.)
- Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего Незнайка отметил шесть точек. Покажите, как он это сделал.
- Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч)
Вопросы второй команде
- Вопрос одноклассника: «Коля поспорил, что определит, каким будет счет перед началом матча футбольных команд “Спартак” – “Динамо”. И выиграл спор. Какой был счет?» (0:0)
- У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер? (Одна.)
- Из Москвы в Петербург помчал на «Volvo» предприниматель Вася. Навстречу на велосипеде выехал доцент Иван Петрович. Кто из них в момент встречи был ближе к Москве? (Они будут на одинаковом расстоянии.)
- На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (Три.)
Вопросы третьей команде
- Работники столовой спрашивают: «Осталось 3 целых яблока, 4 половинки, 8 четвертинок. Сколько всего яблок осталось?» (7 штук.)
- Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с юрой играли на разных инструментах? (Юра играл на гитаре.)
- В двух кошельках лежат две одинаковые монеты, причем в одном кошельке монет вдвое больше, чем в другом. Может ли так быть? (Один из кошельков лежит внутри другого.)
- Двое играли в шахматы четыре часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа.)
Вопросы четвертой команде
- Вопрос от учителей математики: «То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, он же придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике?» (Циркуль.)
- Когда мы смотрим на 2, а говорим 10? (На часах минутная стрелка на 2-х, а говорят: «10 минут».)
- Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два.)
- В названии какой сказки встречается число, которое в старину называлось дюжиной? («Двенадцать месяцев».)
Вопросы команде родителей
- Вопрос от домохозяйки: «Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами– катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое поныне используется в быту. Что в черном ящике?» (Винт от мясорубки.)
- Вопрос от рабочих: «Требуется распилить бревно на 6 частей, каждый распил занимает 2,5 минуты. Сколько времени необходимо, чтобы выполнить эту работу?» (12,5 минут.)
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (100 – сто.)
- Мера веса драгоценных камней. (Карат.)
Вопросы капитанам
- Как в древние времена называли «ноль»? (Цифра.)
- Старинная мера длины. (Аршин.)
- Старинная мера веса. (Пуд.)
- Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года.)
- Для родителей: Сколько музыкантов в квартете? (4.)