Цели:
Познавательные: Дети узнают, что придаточные определительные и причастные обороты синонимичны и что они взаимозаменяемы.
Практические:
- уметь находить в предложении причастный оборот;
- уметь находить придаточное определительное;
- понимать синонимичность этих смысловых отрезков;
- уметь заменить придаточное определительное причастным оборотом.
Материалы и оборудование.
- Распечатанные тексты на партах.
- Карточки-помощники.
- Толковый словарь.
- Листы оценивания.
Ход урока
1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. У нас сегодня на уроке гости: поздоровайтесь и с ними тоже.
2. Мотивация
Ребята, в субботу шла с работы и услышала один разговор. Я записала его на диктофон, перенесла его на бумагу и хочу, чтобы вы его услышали.
Вчера диск новый купил с игрой, которая называется «Шрек 2». Там Шрек, который спас принцессу, которая тоже превратилась в тролля, вместе с ослом, который стал его другом, отправляется в путешествие до дворца родителей Фионы, которые ее очень ждут. Шрек, который любит Фиону, преодолевает много препятствий, которые он встречает на своем пути.
А теперь внимание: вопрос!
Каким речевым недостатком обладает этот текст?
(часто повторяется местоимение который)
Что же делать?
(нужно переделать текст, убрать повторы)
Как надо переделать текст, чтобы исправить речевую ошибку, а смысл его не поменялся?
(может быть, заменить придаточные причастными оборотами или убрать придаточные и оставить простые предложения)
Если не могут: нет ли ответа в материале предыдущих уроков?
Пробуем то и другое.(тексты на доску).
Который текст выразительнее и точнее? За счет чего?
(за счет причастных оборотов)
И смысл мы не поменяли.
Скажите, эти смысловые отрезки похожи, они близки по значению?
(да)
А как в русском языке называется такое явление, когда слова или смысловые отрезки разные, но близкие по значению?
(синонимы, синонимия)
Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?
(Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных)
Давайте уточним по словарю значение слова синонимия
Синонимия – это явление в языкознании, которое определяет отношения между близкими по значению смысловыми отрезками
Для чего нужны синонимы в русском языке?
(они помогают избежать повторов, делают речь богаче)
Значит, если мы будем знать, что придаточное определительное предложение и причастный оборот синонимичны, мы всегда сможем заменить одно другим и сделать нашу речь богаче, выразительнее, разнообразнее.
К уроку я подобрала эпиграф, который, на мой взгляд, очень созвучен с тем, чем мы будем сегодня заниматься.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком… Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский
Зачитываю.
3. Постановка цели.
Так зачем мы будем рассматривать сегодня эту тему?
(будем рассматривать эту тему, чтобы мы смогли сделать нашу речь выразительнее, точнее, будем учиться пользоваться нашим родным языком)
4. Работа по новой теме.
Итак, и мы сегодня попробуем творить чудо, быть художниками слова.
Перед вами текст и задание к нему. Но чтобы правильно выполнить это задание, вам необходимо вспомнить, каким способом связываются причастия с другими словами.
(Причастия связываются способом согласование: они согласуются с существительным в роде, числе, падеже).
Дети могут получить один вариант задания и работать в паре или два варианта.
Бродячая труппа, которая вышла из парка, спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. Здесь горы, которые отступили немного назад, уступили место неширокой плоской полосе, которая была покрыта отточенными прибоем камнями. Саженях в двухстах от берега кувыркались в воде дельфины, которые показывали из нее на мгновение на мгновение свои жирные круглые спины.
Задание.
- Прочитайте текст, который получился в результате замены причастных оборотов придаточными определительными.
- Восстанови причастные обороты, и у тебя получится отрывок из рассказа А.И.Куприна.
- В 1-м предложении поставь причастный оборот перед определяемым словом.
- Подумай, почему писатель отдал предпочтение причастным оборотам
Ледяные узоры, которые замерзли на оконных стеклах, окрасились в розовый цвет утренней зари. Утро, которое сверкает разными красками, прекрасно. Снег, который нападал ночью и который еще не был изборожден полозьями, лежал ровными пеленами. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, который захватывает горло.
Задание.
- Прочитайте текст, который получился в результате замены причастных оборотов придаточными определительными.
- Восстанови причастные обороты, и у тебя получится отрывок из рассказа А.И.Куприна
- В 1-м предложении поставь причастный оборот перед определяемым словом.
- Подумай, почему писатель отдал предпочтение причастным оборотам.
Ребята, чему мы учились, выполняя это упр.?
(составлять причастные обороты, заменять ими придаточные)
А теперь прочитайте задание к упр. 539. Чем оно отличается от предыдущего?
Что мы сейчас будем делать?
5. Гимнастика для глаз.
Упр. 539
(2 человека у доски)
В чем здесь состоит ошибка?
(неверное, использование причастных оборотов)
Что нужно сделать?
(нужно обязательно заменить)
Как?
(разными способами: причастным оборотом или придаточным определительным предложением)
А давайте-ка обратимся к тексту А.П.Чехова. Зачитать отрывки.
Что мы видим?
(у Чехова текст с ошибкой)
Зачем Чехов написал текст с ошибкой?
(показать неграмотность героев, т.е. дать им характеристику)
Давайте вернемся к нашему вопросу.
Мы наш текст исправили двумя способами. Так какой же из них лучше?
(с причастиями)
Почему?
(он выразительнее, точнее)
6. Подведение итогов.
- Определите ключевые слова темы.
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Что получилось или не получилось?
- Что нового узнали?
7. Домашнее задание:
упр. 540 (комментарий детей), или составить текст репортажа любого спортивного соревнования, используя причастные обороты и придаточные определительные, или найти текст, в котором нарушены нормы употребления причастных оборотов и придаточных определительных.
8. Оценивание.
Продвинутый «5» |
Необходимый «4» |
Достаточный «3» |
Надо доработать | |
Умею находить в тексте причастный оборот | ||||
Умею находить в тексте придаточное определительное | ||||
Отличаю причастный оборот от придаточного определительного. | ||||
Могу произвести замену придаточного определительного причастным оборотом |