Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с технологией создания таблиц в Word;
- освоить основное приемы оформления таблиц в Word.
Воспитательные:
- воспитание информационной культуры учащихся;
- внимательности, аккуратности (составление конспекта урока);
- дисциплинированности, усидчивости (при проведении практической части урока).
Развивающие: развитие мышления, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Практическая часть урока.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока для учащихся. Обозначение плана проведения урока.
Учитель раздает памятки Алгоритм создания таблиц, Действия по изменению структуры таблицы и Действия по оформлению таблицы каждому учащемуся (Приложение 1).
2. Актуализация знаний.
На предыдущих занятиях мы с вами научились работать с текстом в Word. Давайте вспомним, что мы умеем делать?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Набирать текст в Word.
- Форматировать текст (удалять, копировать, вставлять, изменять цвет, изменять размер и начертание шрифта, выравнивать текст относительно краев листа).
- вставлять объект WordArt.
- Вставлять автофигуры и раскрашивать их.
- Вставлять рисунок в документ.
3. Практическая часть.
Сегодня на уроке мы займемся созданием таблиц в Word. У каждого из вас на столе есть памятка по работе с таблицами.
Давайте ознакомимся с этой памяткой (самостоятельно). Основываясь на материале памятки, начнем работу с таблицами в текстовом редакторе: по представленному алгоритму попробуйте создать таблицу и заполните её. Затем, выполните несколько действий по изменению структуры таблицы и по форматированию таблицы (задание выполняется учащимися самостоятельно под контролем учителя, при необходимости учитель оказывает помощь ученикам).
Алгоритм создания таблиц:
- создайте новый документ;
- выполните команду Таблица→ Добавить→ Таблица. Укажите в диалоговом окне количество строк и столбцов, необходимых для вашей таблицы;
- Заполните таблицу данными;
- Сохраните документ под необходимым именем.
Действия по изменению структуры таблицы:
Действие | Содержание действия |
Выделение всей таблицы, столбца, строки или ячейки | Установите курсор в любую ячейку и выполните команду Таблица → Выделить→ Таблица, Столбец, Строка или Ячейка |
Вставка столбцов | Установить курсор в место вставки и выполнить команду Таблица→ Добавить→ Столбцы слева или Столбцы справа |
Вставка строк | Установить курсор в место вставки и выполнить команду Таблица→ Добавить→ Строки ниже или Строки выше |
Объединение ячеек | Выделить смежные ячейки и выполнить команду Таблица→ Объединить ячейки |
Разбиение ячеек | Выделить смежные ячейки и выполнить команду Таблица→ Разбить ячейки |
Удаление таблицы | Установить курсор в любую ячейку и выполнить команду Таблица→ Удалить→ Таблица |
Удаление столбцов или строк | Установить курсор в любую ячейку и выполнить команду Таблица→ Удалить→ Столбцы или строки |
Действия по форматированию таблицы:
Действия | Содержание действий |
Перемещение таблицы | Перетащить таблицу за маркер в левом верхнем углу таблицы или выполнить команду Таблица→ Свойства таблицы→ Выравнивание |
Изменение размера таблицы | Использовать маркер в правом нижнем углу таблицы методом протягивания или выполнить команду Таблица→ Свойства таблицы→ Таблица→ Размер |
Изменение размеров столбцов или строк | Использовать маркеры изменения размера, появляющиеся при наведении указателя мыши на рамки таблицы, или выполнить команду Таблица→ Автоподбор→ Выровнять ширину столбцов или Выровнять высоту строк для предварительно выделенных столбцов или строк |
Оформление рамок таблицы и ячеек | Выполнить команду Таблица→ Свойства таблицы→ Таблица→ Границы заливки |
Форматирование содержимого структурных элементов таблицы (ячеек, столбцов, строк и всей таблицы) выполняют традиционными способами форматирования после выполнения этих элементов. Автоматическое форматирование выполняют с помощью команды Таблица→ Автоформат.
Следующее задание выполняется учениками и учителем параллельно. Компьютер учителя подключён к мультимедийному проектору, каждое действие выполняет учитель на своём компьютере после обсуждения с учащимися.
Задание: создание сложной таблицы, используя средства по изменению структуры и форматированию текста таблицы (объединение ячеек таблицы).
«Оценки учащихся».
№ ученика | Фамилия ученика |
Имя ученика |
Оценки по предмету: | ||
математика | химия | история | |||
1. | Петрова | Елена | 4 | 4 | 5 |
2. | Иванов | Василий | 3 | 5 | 4 |
3. | Сидоров | Иван | 5 | 5 | 5 |
4. | Васичкин | Алексей | 3 | 3 | 4 |
5. | Егор | 4 | 4 | 3 |
Создайте таблицу по образцу. Выясним сначала, сколько столбцов и строк содержит таблица (6 строк и 6 столбцов). Для того, чтобы объединить ячейки необходимо выделить те ячейки, которые будет объединять и по выделению кликнуть правой кнопкой мыши. В диалоговом окне выбрать пункт Объединить ячейки.
После того как вы оформили и заполнили таблицу, раскрасим ее. Это можно сделать следующим образом: выделим строку или столбец (которые будем заливать цветом) и по выделению кликнуть правой кнопкой мыши. В диалоговом окне выбрать пункт Границы и заливка – Заливка, выбрать нужный цвет заливки и наддать кнопку ОК.
Результат:
№ ученика | Фамилия ученика |
Имя ученика |
Оценки по предмету: | ||
математика | химия | история | |||
1. | Петрова | Елена | 4 | 4 | 5 |
2. | Иванов | Василий | 3 | 5 | 4 |
3. | Сидоров | Иван | 5 | 5 | 5 |
4. | Васичкин | Алексей | 3 | 3 | 4 |
5. | Егор | 4 | 4 | 3 |
6. Подведение итогов урока.
Учащиеся заполняют карточку Самоанализ усвоения учебного материала учащимся и сдают её учителю (Приложение 2).
Проверка выполнения задания. Выставление оценок за урок.
7. Домашнее задание.
Оформите в виде таблицы ваше расписание уроков на неделю (задание выполняется аналогично заданию выполненному на уроке). Возможно использование вставки изображений. Результат представить в виде файла или в распечатанном варианте на бумажном носителе информации.