“Мир, который мы оставим
нашим детям, в значительной
мере зависит от детей, которых
мы оставим миру”.
Федерико Майер
(ЮНЕСКО)
21 век - век экологии. Любые меры, принимаемые по защите природы, в конечном счёте определяются поведением людей, которые с ней взаимодействуют, их отношением к окружающей среде. Знание экологии родного края позволяет правильно оценить действия людей в природных условиях, поможет разобраться в экологических проблемах своей местности, способах их устранения. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом всей работы. Кроме того, экологическое образование детей — это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления.
О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание.
В настоящее время на Земле нет ни одного
участка, который в той или иной степени не
испытывал на себе влияния человеческой
деятельности. Так как все изменения
природной среды оказывают влияние на
условия жизни и здоровья населения, то
рассмотрение этой взаимосвязи
осуществляется через систему знаний о
значении отдельных компонентов и природы в
целом для жизни и хозяйственной
деятельности человека, о необходимости
рационального использования природных
ресурсов.
Изучению основ природопользования,
рассмотрение вопросов о роли
прогнозирования – изменений окружающей
среды способствуют пониманию учащимися
важности учета особенностей природы в
процессе трудовой деятельности человека.
Нашему миру мы должны оставить, в первую очередь, здоровых детей: физически, психологически и нравственно, детей, которые понимают проблемы современного мира, и, не только понимают, но и имеют активную жизненную позицию, ищут пути и методы решения данных проблем. Анализ результатов, проводившихся еще в 90-ые годы исследований, показал, что у современных школьников слабо развита потребность практического участия в решении экологических проблем. Причина заключалась в следующем: школа ставила перед собой задачу передачи знаний, трансляцию информации. Сегодня практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования экологического образования. Приоритетным становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу эволюции, так и поведение, действия, способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле.
Метод проектов – комплексный обучающий метод, который дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цели экологической проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми; умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацелены на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Проектная деятельность предполагает соблюдение определенных правил:
- В команде все члены равны. Каждый может стать лидером и одновременно каждый умеет подчиняться мнению большинства.
- Команды, работающие над созданием проекта, не являются соперниками.
- Каждый вносит посильный вклад в разработку проекта.
- Ответственность за полученный результат несут все члены команды.
Таким образом, проектное обучение создает необходимые условия для саморазвития ученика. Создание проекта предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной проблемы и получение конкретного, практически значимого результата.
Этапы проекта могут выполняться индивидуально и группой. Сроки различны.
Как правило, проекты носят интегративный характер, объектами исследований, наблюдение становятся природные объекты, экологические и социальные.
В основе работы над проектом лежит сотрудничество. Учитель организует группу единомышленников, которая будет разрабатывать одну тему от идеи для её воплощения. Учитель при этом выступает в роли консультанта. Его мышление отличается от традиционного тем, что учитель становится не над детьми, а рядом с ними, не с предметом идет к ученикам, а с учениками к предмету, имея в виду, что каждый ученик в этом походе - личность единственная и неповторимая. А учитель ведет за собой ученика, но так, чтобы постепенно сформировать у него стремление к собственным суждениям, стремление к независимости, к ответственности за свои поступки, и, в конечном счете, стремление к самореализации и саморазвитию. Метод проектирования – это один из интерактивных методов обучения. Он позволяет освоить большой объем материала, проявить личную инициативу, получить навыки работы в группе.
Метод проектирования создает совершенно особую атмосферу сотрудничества и вдохновения. Происходит не передача знаний, а их открытие, новое видение обыденных вещей. Защита проектов показала, что использование этого метода требует специальной подготовки как от учеников, так и от самого учителя.
Этапы работы над проектом:
- Постановка цели: выявление проблемы, противоречия, формулировка задачи.
- Обсуждение возможных вариантов использования, выбор способов.
- Самообразование и актуализация знаний.
- Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
- Исследование решения отдельных задач и т.д.
- Обобщение результата и выводы.
- Анализ успехов и ошибок.
Одним из направлений такой работы является экологическая проектная деятельность учащихся. Она помогает осознать значение природы для общества, понять что природа – основной источник удовлетворения потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней, а также способствует экологическому образованию и имеет для этого большие возможности.
Одним из перспективных направлений в работе по экологической направления является активное участие школьников в проектной деятельности. Метод проектов нацелен на развитие способностей адаптироваться к изменяющимся условиям нашей жизни, видеть и решать проблемы, возникающие в связи с хозяйственной деятельностью человека, ориентироваться в разнообразных ситуациях.
Совместная работа педагогов и учащихся над экологическими проектами, позволяет объединить детей с различными увлечениями, склонностями, а также развивать у учащихся чувство ответственности за будущее не только своего города, школы, но и всей нашей планеты, так как территория школы, микрорайона - частичка территории родной земли.
Методика проектной деятельности используется как на уроках интегрирования с экологией, так и во внеурочной деятельности. В последние три года, она подтвердила свою значимость и результативность, о чем свидетельствуют заинтересованность детей, желание участвовать и побеждать в различных экологических конкурсах.
Экологические проекты учащихся (выполнены):
- Оценка экологического состояния реки Чермянки
- Наша планета Земля
- Смерч
- Тигры
- Живая клетка
- Наши друзья – птицы
- Красная Книга
Продолжается работа над проектами:
- Вулканы (6б)
- Первоцветы (10а)
- Экология планеты (7а)
Что можно ожидать от реализации проектов?
- Поддержание экологической чистоты школы, района, города.
- Повышение уровня экологических знаний и практических умений у учащихся.
- Освоение школьниками приемов исследовательской работы: эколога, почвоведа, гидролога, агронома.
- Привитие детям навыков экологической культуры путем отработки на практике правил поведении в природе.
- Умение ребят работать в коллективе, ощущать себя как частицу природу.
Значение работы над проектами
Совместная работа педагогов и учащихся над экологическими проектами, позволяет объединить детей с различными увлечениями, склонностями, а также развивать у учащихся чувство ответственности за будущее не только своего города, школы, но и всей нашей планеты, так как территория школы, микрорайона - частичка территории родной земли.
Первый год работы в экспериментальной работе школы в 2007-2008г проводился школьный экологический мониторинг “Оценка экологического состояния поймы реки Чермянки”.
Экологический мониторинг – это самостоятельная, практическая работа учащихся, которая помогает понять и изучить условия, в которых они живут, выработать активную жизненную позицию, которая дает осознание собственной значимости. Также в процессе практической работы активно применяются теоретические знания, полученные ранее.
Целью работы является овладение учащимися навыками и умениями, необходимыми
для личного участия в выявлении и практическом решении социально-экологических проблем поймы реки Чермянки. Данная работа предполагала проведение комплексных эколого-краеведческих и природоохранных мероприятий силами группы учащихся 8 класса и учителей школы, входящих в состав проектной работы.
Задачи:
- выявление учащихся, наиболее заинтересованных в проведении исследований, формирование группы по различным направлениям.
- проведение геоморфологических, почвенных, геологических исследований поймы реки Чермянки.
- работы по видовому составу растительности и животного мира исследуемой территории.
- проведение работ по изучению состояния и качества воды реки Чермянки.
Состав участников проекта:
- Руководители проекта- учитель географии Кабауа О.Н, учитель информатики
- Фельдман О.В., учитель химии Тамбовцева Л.А..
В проекте принимали участие ученики 8 класса в количестве 10 человек. В процессе выполнения проекта были сформированы исследовательские группы по следующим направлениям: ботаники, зоологи, гидрологи, почвоведы, картографы, краеведы.
Нами были проведены экологические исследования на участках: пойма реки между улицами Лескова и Белозерской, берега по улице Корнейчука. Были взяты пробы воды по исследуемому участку реки, в зимнее время взяты пробы снежного покрова, составлена
карта рекогносцировочного обследования поймы реки, составлено социологическое исследование среди учащихся школы, составлен буклет, выработаны дальнейшие рекомендации по сохранению нашего природного уголка. Проведенные учащимися исследования показали уникальность данной территории, характеризующейся не только культурно-этнографическим памятником, но и биологическим разнообразием живых организмов в черте города. Практически на всем протяжении реки сохранились зеленые насаждения ивняка, ольшаника, кустарников. Здесь можно отдохнуть с семьей, друзьями, рассказать детям о тайнах природы, можно провести уроки географии, биологии, рисования или технологии. Но все это станет возможным только, если мы вовремя сохраним эти природные места. Проект является победителем в Московском городском конкурсе проектов “Заповедные острова”
Второй год работы в экспериментальной работе школы в 2008-2009 учебном году выполнялся экологический проект: “Наши – друзья птицы! Помоги птицам зимой!”.
Проект состоит из 4-х частей:
- Птицы нашего города - видовое разнообразие городских птиц
- Помоги птицам зимой! - изготовление кормушек, зимняя подкормка птиц
- Голоса птиц – изучение пения птиц, звуковых сигналов
- Конкурс “Узнай птицу” - презентация со звуком птиц
Группа учащихся поставила перед собой задачи:
- изучить видовой состав птиц на школьной территории
- подобрать информационный материал по птицам
- наметить пути сохранения видового разнообразия птиц
- выявить характерные особенности обитания птиц в городе
- научиться ребятам изготавливать кормушки для птиц
- воспитать экологическую культуру и экологического сознания школьников
- активизировать практическую деятельность школьников в экологическую направленность
- формировать у школьников представление о активном и здоровом образе жизни.
В процессе работы над проектом нами проводились маршрутные наблюдения видового разнообразия птиц, их жизнедеятельность, рассмотрены причины перемещения птиц в осенний и зимний период. Выяснили, почему зимующие птицы с наступление холодов перебираются поближе к жилью человека. Составлены экологические цепочки и попытались представить, что может произойти в природе, если исчезнут наши пернатые друзья. Нами были рассмотрены 12 наиболее часто встречаемых видов птиц. Они относятся к семействам дятловых, вьюрковых, синиц, воробьиных, врановых, поползневых, настоящих свиристелей. К основным видам был подобран информационный материал о особенностях жизни, питания, зимовки. Часть материала представлена в компьютерной презентации. Ребята вели дневник наблюдений за птицами, которые чаще всего прилетали на подкормку в зимнее время. На уроках технологии были построены 5 кормушек и были развешены по всей школьной территории. Учащиеся отвечали на вопросы: “Почему и как люди должны заботится о птицах?, Что мы можем сделать для птиц?, Как должна выглядеть кормушка для птиц?”
В начальной школе были проведены компьютерные презентации и конкурсы по проекту.
В экологическом проекте участвовало 7 человек 6 класса. Руководители проекта:
- учительинформатики Фельдман О.В.
- учитель географии Кабауа О.Н
- учитель физики Борисова С.А
- учитель технологии Факушин А.С.
Проект является лауреатом Московского городского конкурса “Заповедные острова”
Поэтапность, проекта, четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, позволяет решить основную задачу школы – создание условий для достижения учениками определенного уровня образованности, т.е. формирования качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально – деятельностный опыт. Участие в работе над проектами позволяет учащимся приобрести не только знания, но и умения, которые им пригодятся в жизни.
Формирование умения рационального использования природных ресурсов способствует развитию восприятия учащимися человека, во первых как части природы, а во вторых, как носителя основных общественных ценностей. Оно позволяет улучшить и расширить их знания о развитии человека и общества, строить свою деятельность в социально – экологической среде на основе опыта прошлых поколений, анализа и оценки собственной деятельности и деятельности других людей с позиций рационального природопользования.
Третий год работы в экспериментальной работе школы в 2009-2010 учебном году выполняется экологический проект: “Красная книга – сигнал тревоги”.
Растительность и животный мир – два
главных блока в любой экосистеме.
Исчезновение тех или иных видов растений и
животных не проходит бесследно.
Проблема охраны растений и животных сейчас
стала особенно актуальна. Ведь утрата
любого биологического вида дикой природы
наносит ущерб интересам общества, таит в
себе опасность разрушения целых экосистем,
ослабления защитных функций биосферы.
До недавнего времени человек был слишком
занят покорением природы и поэтому мало
задумывался над урегулированием
конфликтов, вызываемых его двойственной
ролью: с одной стороны, распорядителя, а с
другой – обитателя экосистемы.
Кардинальное решение экологических проблем сегодня заключается в скорейшем переходе в масштабе всей страны, а не в отдельных ее районах к новой модели природопользования. Кроме того, необходимо знать какие биологические виды стали редкими, какие находятся на грани исчезновения.
Значение Красной книги в охране редких видов заключалось в первую очередь в том, что она стала основой для законодательных актов, направленных на охрану животного и растительного мира. Кроме того, она по сути своей представляет собой научно обоснованную программу практических мероприятий по спасению редких видов. И, наконец неоценима роль Красной книги как средства воспитания и пропаганды бережного отношения к животным и растениям вообще и редким, в частности.
Значение этого издания Красной книги чрезвычайно велико. Прежде всего, в ней был собран значительный материал по биологии редких видов, который мало “стареет” и используется до сих пор.
Проект готовится к участию в окружном конкурсе проектных работ “Открытие”
Проект индивидуальный ( 7б). Руководители: учитель географии Кабауа О.Н, учитель информатики Фельдман О.В.
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” – Красная!
Значит, природа в опасности! В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
Красную Книгу называют Документом совести человека.
Вывод: Красная книга - это сигнал тревоги и свод данных, характеризующий положение с животными, попавшими в беду. Ощутимый эффект Красной книги определяется не ее изданием, а воплощением в жизнь тех идей и положений, на которых она основана. Красная книга – это не справочник для коллекционера, а практический природоохранный документ. Все граждане должны принять активное участие в том, чтобы из года в год больше число видов животных и растений исключалось из Красной книги.
“Что мы можем сделать?”
Экологическая обстановка в современном мире ухудшается, поэтому одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является экологическое образование. Формирование умения рационального использования природных ресурсов представляет собой выработку систему действий учащегося, направленных на изучение охрану бережное использование и возобновление природных богатств родного края. Формирование умений рационального использования природных ресурсов осуществляется на уроках, беседах, дискуссиях, классных часах, рассказах и др. дополнительными формами могут быть семинары, практические работы исследовательские проекты конференции. Важную роль играет вспомогательные формы как классный час, викторина, социологический опрос. Основными требованиями к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям по формированию умения рационального использования природных ресурсов является:
- Правильное определение значения каждого занятия в системе формирования умения.
- Постановка перед учащимися цели их деятельности – что они должны усвоить каким операциям и действиям научиться и в какой мере.
- Реализация замысла на основе активности всех познавательных процессов, ведущей роли самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемных задач.
- Ориентация на воспитание, обучение и развитие всех учащихся.
Главным принципом в осуществлении экологических проекта было “непосредственный опыт учителя” - чтобы любить и понимать природу и самого себя необходимо затратить на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретическое изучение Земли по книгам и телевизионным программам недостаточна, не забывали о принципе “больше о родном крае”, что значит изучать и любить природу своего края, жить в согласии с ней, ступать по Земле с осторожностью.