Цели:
- Образовательная: Создать условия для усвоения учащимися понятия «оксиды», их состава и классификации рассмотреть названия оксидов.
- Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке. развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
- Воспитательная: Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день! Я рада нашей встрече, и пусть за окном не солнечный день, но в нашем классе тепло и уютно и это нам поможет работать плодотворно и эффективно.
2. Изучение нового материала.
Наверное сложно переоценить значение веществ, о которых мы будем сегодня говорить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал.
А что это за вещества, вы ответите разгадав загадки:
Итак, 1-я загадка.
Она и дождь, и град и снег
Туман и гололёд,
Носитель благ, предвестник бед
И радуга и лёд.
Что это за вещество?
(Вода)
Какова формула воды?
Запишите её на доске. (Н2О)
2-я загадка.
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Что это за газ?
Назовите его формулу.
Запишите её на доске (СО2).
3-я загадка.
Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой.
...на рукомойнике моём
Позеленела медь,
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть...
Как вы считаете, что произошло с медью? Почему она позеленела?
(Ответ — она окислилась.)
А что значит окислилась?
Вспомните тему «Кислород».
(Это значит, что она вступила во взаимодействие с кислородом).
Назовите формулу этого вещества?
Запишите её на доске. (CuO)
Посмотрите на формулы.
Как вы считаете, что же общего между ними?
(Дети говорят о схожести состава молекул.)
Верно. Они состоят из двух элементов.
И у всех у них в состав молекулы входит кислород.
Так, о чём же мы будем сегодня говорить?
Какова тема нашего разговора?
(Об оксидах.)
Вы правильно определили тему нашего разговора.
Я хочу её немного конкретизировать.
Я пишу на доске, вы работаете со мной в тетрадях.
Итак, Оксиды. Состав. Классификация.
Внимательно смотрим.
О чём мы сегодня узнаем?
Что такое оксиды?
Состав оксидов. Из чего они состоят?
А что значит классификация?
Какими же способами мы достигнем нашей цели.
Может, вы предложите путь, по которому будем двигаться?
Что мы можем использовать при этом? (Работа с ПСХЭ Д.И. Менделеева, с учебником.)
Хорошо, что есть такие пути.
Наш верный помощник — учебник, ПСХЭ Д.И. Менделеева, вы сами и немного помогу вам я.
А ещё нам помогут вот эти формулы. (Внимание на доску)
Это простые или сложные вещества? (Сложные).
А сколько элементов входит в состав данных соединений?
А какой элемент в этих соединениях повторяется?
Попробуем сформулировать вместе определение, что же такое оксиды?
Оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.
Молодцы!
Давая определения, мы с вами, что уточнили — состав.
А сейчас давайте дадим название нашим оксидам.
Н2О – Оксид водорода
СОН – Оксид углерода(IV)
СuО – Оксид меди(II)
Так из чего же складывается название оксида?
Название оксида = оксид + название элемента в Р.п.
3. Закрепление нового материала по ходу изложения.
У вас на столах лежат карточки.
Попробуйте правильно назвать оксиды, формулы которых записаны на них.
(С первой парты, по цепочке.)
Na2O К2О СаО СuО Р2O5 CrO Cr2O3 Аl2O3 SO2 SO3 MnO Mn2O7 FeO Fe2O3
Молодцы, вы все ответили правильно.
Но есть ещё одна особенность названия оксидов, которая связана с валентностью.
Чему равна валентность кислорода?
А какую валентность имеют другие химические элементы?
И снова обратимся к нашим формулам.
Какую валентность имеет углерод в соединении СО2?
Какую валентность имеет медь в соединение CuO?
Какую же особенность в названии оксидов мы с вами открыли?
Названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания валентности.
Если же они образованны химическими элементами с переменной валентностью, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность.
А сейчас покажите карточки с формулами оксидов, элементы которых имеют постоянную валентность.
А сейчас покажите карточки с формулами оксидов, элементы которых имеют переменную валентность.
Посмотрите на наши формулы, общее мы увидели — это наличие кислорода.
Чем же отличаются химические элементы друг от друга, входящие в состав наших оксидов? (У первых двух — на первом месте стоят неметаллы, а у третьего – металл.)
Сейчас, я предлагаю вам обратиться к учебнику на стр. 89 и поработать со схемой 11.
А теперь прочитайте эту схему и озвучьте её.
На какие оксиды они делятся?
(На основные, амфотерные и кислотные).
Приведите примеры.
Дети, это не что иное как классификация.
И нам осталось только дать им определение, а для этого обратимся к учебнику на странице 90. В чём же явная разница между ними?
Одни образованы атомами металлов, другие атомами неметаллов.
Итак, если оксид основный, то он образован атомами металлов.
А если оксид кислотный, то он образован атомами неметаллов.
Но как и в русском языке есть исключение из правил, так и у нас в химии есть такие исключения например хром и марганец, они образуют как основные, так и кислотные оксиды. С амфотерными оксидами мы ознакомимся позже.
Итак, оксиды классифицируются на основные и кислотные.
Давайте выполним следующее задание.
Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из следующих записей. Проклассифицируйте их.
Са, S, О, О2, С, Аl2, Mg, О3, N, Fe2.
СаО, SO2, СО, СО, Al2O3, MgO, NO, NO2, FеО3, SО3, NO3, FеО.
Подведение итогов. Озвучьте с места.
Основные: СаО, Аl2О3, MgO, Fe2O3, FeO.
Кислотные: SO2 СО СО2 NО NO2 SО3 NО3.
4. Рефлексия.
Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое и всё же каждый для себя совершил какое- то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите предложение:
Сегодня на уроке мне удалось...
Запишите продолжение этого предложения в тетрадях. Итак, озвучьте свои записи.
Позвольте и мне продолжить эту фразу.
Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми, которые станут украшением нашего общества.
Так как, урок необычный, я разрешаю вам поставить каждому из вас себе оценку. Оцените себя.
Задание на дом. П.31. стр.89-91 упр.1.
Для тех, кто хорошо владеет компьютером, выполнить презентацию на тему: «Применение оксидов».
Используя дополнительную литературу подготовить сообщение на тему: «Применение оксидов».
Спасибо за урок.