Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Ознакомление с архитектурными стилями прошлого, формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с художественными стилями в архитектуре, освоить основные понятия;
  • создать условия для формирования умений и навыков самостоятельно работать с разными видами источников: справочниками, словарями, энциклопедиями;
  • научить учащихся формулировать свои мысли кратко и их излагать;

Воспитательные:

  • создать условия для общения учащихся с шедеврами мирового искусства на уроке;
  • воспитывать любовь к искусству;

Развивающие:

  • развивать у школьников стремление воспринимать художественную культуру;
  • формировать коммуникативные навыки учащихся посредством работы в группах.

План урока:

  1. Введение в тему.
  2. Организация учащихся, формирование групп, обсуждение задания для группы.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся, нахождение и отбор информации.
  4. Оформление результатов исследования. Подготовка выступлений.
  5. Предъявление результатов, прослушивание выступлений, заполнение таблицы.
  6. Обобщение материала.
  7. Проверка усвоения материала.

Ход урока

1. Введение в тему.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с архитектурой и ее особенностями. Проведем повторение, с какими видами архитектуры мы познакомились на прошлом уроке (Ответы учащихся). Запишите в тетрадях тему нашего урока «Образно – стилевой язык архитектуры прошлого» (Приложение 1). Вы познакомитесь с архитектурными стилями, выявите их особенности. Вы продолжите осуществлять работу в группах с дополнительной литературой (Цель урока).

Как вы понимаете, что значит образно – стилевой язык архитектуры? Что такое стиль в архитектуре? (Ответы учащихся). Запишите понятия:

Образ – форма отражения действительности в искусстве характерными приемами.

Стиль – совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления.           

Стиль в архитектуре связан с историей развития общества, с представлениями эпохи о пользе и красоте. Проведем экскурс в историю. Древнеегипетская архитектура даже в наши дни поражает мощью своих каменных сооружений. Человек рядом с такими тяжеловесными конструкциями чувствует себя беспомощным (Параллельно идет показ слайдов. Приложение 1). Мастера Древней Греции и Рима строили свои здания из белого мрамора и камня. Они хотели, чтобы здания сияли под лучами солнца, радовали и восхищали людей своей красотой. Наличие колонн – отличительная особенность таких конструкций. Параллельно с развитием архитектурных стилей, существовала архитектура иного рода – национальное зодчество. Например, жители Японии стремились приспособить свою жизнь к природным условиям, конструкция их дома обладает определенными особенностями. Легкий деревянный каркас уменьшает разрушительную силу толчка при землетрясениях, а высокие столбы предохраняют жилище от наводнений. Наши предки в Древней Руси строили дома и языческие святилища из дерева. В основе конструкции был сруб, состоящий из горизонтально положенных бревен, соединенных в углах вырубкой.

2. Организация учащихся, формирование групп, обсуждение задания для группы.

Итак, сегодня вы должны будете в группах найти информацию о данном архитектурном стиле, его особенностях, подготовить выступление и представить его. В технологических картах указано как пользоваться справочной литературой и где искать информацию. У каждой группы есть план своего доклада и вопрос, который вы должны обсудить и ответить на него. Результаты работы оформить на листах ватмана следующим образом: подобрать и разместить соответствующие данному стилю характеристики.

3. Самостоятельная деятельность учащихся, нахождение и отбор информации.

Работа групп:

1 группа

Вопрос: Зачем нужны художественные стили в архитектуре?

Задачи:

  1. Охарактеризовать романский стиль в архитектуре средневековой Западной Европы.
  2. Ответить на вопрос. Сделать выводы.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

2 группа

Вопрос: Все ли здания построены по законам искусства?

Задачи:

  1. Охарактеризовать готический стиль в архитектуре средневековой Западной Европы.
  2. Определить влияние готического стиля на моду периода средневековья. Ответить на вопрос. Сделать выводы.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

3 группа

Вопрос: Чем произведения архитектуры отличаются от обычных строений?

Задачи:

  1. Охарактеризовать стиль классицизм в архитектуре.
  2. Определить особенности данного стиля. Ответить на вопрос. Сделать выводы.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

4 группа

Вопрос: Есть ли у стиля «свое лицо»?

Задачи:

  1. Охарактеризовать стиль барокко в архитектуре.
  2. Выявить особенности данного стиля. Ответить на вопрос. Сделать выводы.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

4. Оформление результатов исследования. Подготовка выступлений.

Учащиеся подбирают и размещают соответствующие данному стилю характеристики на листе ватмана.

5. Предъявление результатов, прослушивание выступлений, заполнение таблицы.

Объединение материала всех групп в единую таблицу. Архитектурные стили. 

№ п.п Название архитектурного стиля, определение. Периодвозникновения. Характерные особенности.
       

6. Обобщение материала.

Проверка заполнения таблицы. Вывод по теме урока.

7. Проверка усвоения материала: Выполнение учащимися теста.

1. Какому архитектурному стилю характерны причудливость, усложненность композиции, пышность, нарядность, изобилие украшений:

А) классицизм;
Б) барокко;
В) готика;
Г) романский стиль.

2. Какая из характеристик относится к готическому стилю:

А) устремленность ввысь;
Б) строгость и гармоничность;
В) причудливость форм;
Г) массивность конструкции.

3. Какой период соответствует периоду возникновения романского стиля.

А) XVIII - XIX вв;
Б) V - VI вв;
В) X –XIII вв.

4. В каком стиле использованы элементы древнегреческой архитектуры:

А) классицизм;
Б) готика;
В) барокко;
Г) романский стиль.

5. Что относится к особенностям романского стиля:

А) угрожающий вид замков – крепостей;
Б) символ порыва к небу;
В) пышность и нарядность;
Г) массивность стен с узкими проемами окон.

6. В каком стиле построено здание Зимнего дворца (1754-1762) в С-Петербурге.

А) романский стиль;
Б) барокко;
В) готика;
Г) классицизм.

Используемая литература:

  1. Зязюна И.А. «Педагогическое мастерство»,М: 1989 г.;
  2. Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике», С-П: 1971 г.;
  3. Кочетов Н.С. «Предметные недели в школе», М: 2000 г.;
  4. Кашинская Л.В. «История мировой культуры. Справочник школьника», М: 1996 г.;
  5. Рапацкая Л.А. «Мировая художественная культура», М: 2008 г.;
  6. Порохневская М.А. «Изобразительное искусство», Волгоград: 2005 г.

Технологическая карта.