Урок-проект в 5-м классе "Расписное волшебство" с мультимедийной поддержкой

Разделы: Технология, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Форма урока: обобщающий урок – проект с мультимедийной поддержкой.

Цель: формирование художественного вкуса учащихся, осознание своей причастности к духовным ценностям народа, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

Задачи:

Образовательные: Расширить и закрепить знания и умения по технике работы кистью, используя разные способы и приемы свойственные Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
  • Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся.
  • Развивать навыки коллективного труда, дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
  • Воспитание интереса к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Ожидаемый результат урока: учащиеся смогут и сумеют:

  • учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
  • умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;
  • понимать значение древних корней народного искусства;
  • видеть содержательную взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.

Музыкальный ряд: весёлая народная музыка.

Литературный ряд: стихи о народных промыслах.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, трудовое обучение.

Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

Ход урока

I. Организационная часть.

Введение учащихся в ситуацию народного творчества

II. Вступительное слово учителя. (1 слайд, приложение)

Здравствуйте! У нас сегодня не простой урок. Вы уже заметили, что сидите не обычно, а группами, значит и работать будем не обычно. О чем же пойдет сегодня речь?

Заблудилась роспись в лете
Просит, помогите дети!
Постарайтесь, поспешите
Вы домой ее верните!
Для ума вам всем загадка
Отвечайте по порядку!
Что сейчас вас удивило? (2 слайд, приложение)

Ответы учащихся

А теперь вашему вниманию стихотворения – загадки. Слушайте внимательно!

Пожалуйста (3 слайд, приложение).

Стихотворения-загадки

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали?… (о Гжели)

О какой росписи идет речь? (4 слайд, приложение)

Алых ягод россыпь. (5 слайд, приложение)
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески.
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной –
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят… (Хохломская роспись)

О какой росписи идет речь? (6 слайд, приложение)

Если взглянешь на дощечки, (7 слайд, приложение)
То увидишь чудеса!
Разноцветные узоры
Тонко вывела рука.
Вот и конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают. (Городецкая)

О какой росписи идет речь? (8 слайд, приложение)

Молодцы! Вы справились с заданием! Вы знаете основные черты росписи! А посмотрите-ка, что вам принесли девочки?

Мы сегодня работаем в группах, а что это значит, вам сейчас нужно будет (слайд 9, приложение):

  • расписать шаблоны – заготовки,
  • Выбрать из множества название вашего проекта
  • Подобрать для своей росписи нужное стихотворение
  • Подобрать и наклеить на лист нужные цвета для вашей росписи
  • Сочинить стихотворение, загадку или поговорку для вашей росписи.
  • Защитить свой проект.

Работайте дружно, слаженно, распределите обязанности между собой. А я буду вашим консультантом, я буду вам помогать и подсказывать.

III. Практическая работа.

Представьте себя мастерами, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи ,опираясь на основные принципы использования стилизованных цветов, растений и т. п. Создайте свой проект!
Звучит русская народная мелодия.

IV. Защита.

Каждая группа делает устную презентацию своей росписи, результат размещается на доске. (10 слайд, приложение)

Молодцы! Посмотрите, какой вернисаж у нас получился? Нравится?

А сейчас вам девочки подготовили частушки о росписи. Давайте послушаем их! (Звучит русская народная музыка для исполнения частушек.)
Частушки (чередование слайдов, приложение)

  1. Велика Россия наша,
    И талантлив наш народ
    О Руси родной умельцах
    На весь мир молва слывет!
  2. Расскажите-ка, откуда
    Появилось это чудо.
    Кто придумал эти краски,
    Словно взятые из сказки.
  3. Золотая хохлома,
    Ей не налюбуешься,
    И в Париже и в Нью-Йорке
    Хохлома красуется!
  4. Вес мы любим синий цвет
    Потому, что краше нет.
    Небо гжельское такое -
    Лучезарно-голубое.
  5. Любовались гости чудом
    Громко восхищалися –
    Городецкой красотой
    Сраженные осталися!
  6. В Гжели делают посуду –
    Сколько радости для глаз!
    Подрастают мастерицы,
    Может быть и среди нас!
  7. Ты играй моя гармошка,
    Ты подруга подпевай.
    Мастеров Руси велико
    Во весь голос прославляй!

V. Подведение итогов.

(Рефлексия) А сейчас посмотрите у вас на столе лежат лучики солнца и тучки, кому сегодня на уроке было тепло, уютно и интересно я попрошу к этому кружочку прикрепить эти лучики, а кому было не интересно и грустно, прикрепите на доску тучку.

На этом наш урок окончен, спасибо ребята!