Форма урока: обобщающий урок – проект с мультимедийной поддержкой.
Цель: формирование художественного вкуса учащихся, осознание своей причастности к духовным ценностям народа, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.
Задачи:
Образовательные: Расширить и закрепить знания и умения по технике работы кистью, используя разные способы и приемы свойственные Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
- Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся.
- Развивать навыки коллективного труда, дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.
Воспитательные
- Воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
- Воспитание интереса к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Ожидаемый результат урока: учащиеся смогут и сумеют:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;
- понимать значение древних корней народного искусства;
- видеть содержательную взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.
Музыкальный ряд: весёлая народная музыка.
Литературный ряд: стихи о народных промыслах.
Межпредметные связи: музыка, литература, история, трудовое обучение.
Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.
Ход урока
I. Организационная часть.
Введение учащихся в ситуацию народного творчества
II. Вступительное слово учителя. (1 слайд, приложение)
Здравствуйте! У нас сегодня не простой урок. Вы уже заметили, что сидите не обычно, а группами, значит и работать будем не обычно. О чем же пойдет сегодня речь?
Заблудилась роспись в лете
Просит, помогите дети!
Постарайтесь, поспешите
Вы домой ее верните!
Для ума вам всем загадка
Отвечайте по порядку!
Что сейчас вас удивило? (2 слайд, приложение)
Ответы учащихся
А теперь вашему вниманию стихотворения – загадки. Слушайте внимательно!
Пожалуйста (3 слайд, приложение).
Стихотворения-загадки
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали?… (о Гжели)
О какой росписи идет речь? (4 слайд, приложение)
Алых ягод россыпь. (5 слайд, приложение)
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески.
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной –
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят… (Хохломская роспись)
О какой росписи идет речь? (6 слайд, приложение)
Если взглянешь на дощечки, (7 слайд, приложение)
То увидишь чудеса!
Разноцветные узоры
Тонко вывела рука.
Вот и конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают. (Городецкая)
О какой росписи идет речь? (8 слайд, приложение)
Молодцы! Вы справились с заданием! Вы знаете основные черты росписи! А посмотрите-ка, что вам принесли девочки?
Мы сегодня работаем в группах, а что это значит, вам сейчас нужно будет (слайд 9, приложение):
- расписать шаблоны – заготовки,
- Выбрать из множества название вашего проекта
- Подобрать для своей росписи нужное стихотворение
- Подобрать и наклеить на лист нужные цвета для вашей росписи
- Сочинить стихотворение, загадку или поговорку для вашей росписи.
- Защитить свой проект.
Работайте дружно, слаженно, распределите обязанности между собой. А я буду вашим консультантом, я буду вам помогать и подсказывать.
III. Практическая работа.
Представьте себя мастерами, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи ,опираясь на основные принципы использования стилизованных цветов, растений и т. п. Создайте свой проект!
Звучит русская народная мелодия.
IV. Защита.
Каждая группа делает устную презентацию своей росписи, результат размещается на доске. (10 слайд, приложение)
Молодцы! Посмотрите, какой вернисаж у нас получился? Нравится?
А сейчас вам девочки подготовили частушки о росписи. Давайте послушаем их! (Звучит русская народная музыка для исполнения частушек.)
Частушки (чередование слайдов, приложение)
- Велика Россия наша,
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва слывет! - Расскажите-ка, откуда
Появилось это чудо.
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки. - Золотая хохлома,
Ей не налюбуешься,
И в Париже и в Нью-Йорке
Хохлома красуется! - Вес мы любим синий цвет
Потому, что краше нет.
Небо гжельское такое -
Лучезарно-голубое. - Любовались гости чудом
Громко восхищалися –
Городецкой красотой
Сраженные осталися! - В Гжели делают посуду –
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас! - Ты играй моя гармошка,
Ты подруга подпевай.
Мастеров Руси велико
Во весь голос прославляй!
V. Подведение итогов.
(Рефлексия) А сейчас посмотрите у вас на столе лежат лучики солнца и тучки, кому сегодня на уроке было тепло, уютно и интересно я попрошу к этому кружочку прикрепить эти лучики, а кому было не интересно и грустно, прикрепите на доску тучку.
На этом наш урок окончен, спасибо ребята!