Одной из задач классного руководителя является развитие дружеских отношений между обучающимися во время учебно-воспитательного процесса. Основная доля данного вида деятельности реализуется в рамках внеклассной работы. Особенность внеклассной работы состоит в том, что она представляет собой организацию педагогом различных видов деятельности во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. [7;397] Внеклассная работа содержит в себе богатые возможности для развития межличностных отношений учащихся. Это обусловлено преобладанием эмоционального аспекта над информативным, обращенностью к чувствам ребенка, его переживаниям, что усиливает воспитательный эффект; отсутствием жесткой регламентированности, характерной для урока. Среди многообразия форм внеклассной работы особая роль принадлежит ролевой игре. Специфика ролевой игры заключаются в том, что обучающиеся в процессе ее осуществления вступают друг с другом в ролевые взаимоотношения. Они действуют не так, как хотели бы, а в соответствии с предписанными ролью правилами. [4;47]
В формировании межличностных отношений обучающихся младшего школьного возраста особое значение имеют игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к таким нравственным ценностям, как дружба, доброжелательность, сопереживание, милосердие, товарищество и т.д. Поэтому используемые во внеклассной работе игры можно назвать воспитательными играми.
В проведении ролевой игры с целью развития межличностных отношений во внеклассной работе можно выделить несколько этапов:
- Подготовительный. На этом этапе выявляется актуальность и заинтересованность участников игры, разработка и усвоение ее правил, выявление особенностей участников и качеств личности, которые нужно корректировать, распределение ролей и заданий. Для этого используются простые диагностические методики, викторины, анализируются итоги наблюдений и т.д.
- Процессуальный этап, включающий собственно саму игру – выполнение действий по содержанию игры.
- Рефлексивный этап. Здесь происходит коллективное обсуждение проведенной игры, индивидуальный анализ нравственного смысла закончившейся игровой деятельности.
- Постигровой этап: перенос смысла игровой деятельности на повседневную действительность, самонаблюдения обучающихся, беседы, упражнения. [1;94]
В последние годы в воспитательно-образовательном процессе все чаще используются ролевые игры, направленные на компенсацию или избавление от недостатков в общении. Игровая терапия эффективна при решении самых различных ситуаций, в том числе таких, как преодоление стрессов, тревожности, конфликтности, застенчивости и т.д. Занятия игровой терапией проводит психотерапевт, но методикой и техникой ее проведения может овладеть и педагог с тем, чтобы в несложных случаях отклонений учащихся использовать ее отдельные элементы.
Во внеклассной работе с младшими школьниками можно использовать ролевые игры, помогающие разрешить проблемные ситуации, связанные с жизнью коллектива. Обучающиеся данного возраста начинают интересовать взаимоотношения между людьми, нравственные проблемы. При проведении внеклассных мероприятий, связанных с нравственным воспитанием обучающихся, с решением проблем, близких учащимся, можно предложить им разыграть некоторые ситуации по теме проводимой беседы, дискуссии, занятия нравственности.
Например, проводя беседу «Почему возникают конфликты во взаимоотношениях между людьми» обучающимся предлагается разыграть типичные ситуации, связанные с конфликтом между детьми.
Эффективность проведения ролевых игр во внеклассной работе с обучающимися во многом зависит от педагога, его инициативы, творчества.[6;78]
В ходе работы классного руководителя можно провести цикл ролевых игр, направленных на развитие межличностных отношений обучающихся. Данные игры проводятся в системе внеклассных занятий, направленных на сплочение учащихся в единый коллектив, на развитие между ними дружеских отношений. Каждое занятие помимо ролевой игры включает в себя беседы, тренинги коммуникативных навыков, развивающие упражнения. Особенность данных занятий, включающих в себя ролевые игры, состоит в том, что они проводятся не за партами, а в кругу, таким образом, чтобы дети могли видеть друг друга, что создаёт обстановку большей доверительности, психологического комфорта. Занятия проводятся по следующему плану:
I занятие. Тема «Дружба начинается с улыбки».
- Приветствие. Участники садятся в круг. Один из них просит передать другому какую-либо приветственную фразу. Второй участник передает третьему эту фразу, третий просит второго передать первому слова благодарности, а затем просит четвертого передать приветственную фразу пятому и т.д. Слова привета и благодарности должны быть краткими.
- Беседа педагога о значение улыбки в жизни человека.
- Ролевая игра «В магазине». Один ученик изображает продавца, другой капризного покупателя. Задача продавца – нейтрализовать недовольство покупателя культурой обслуживания, доброжелательностью, улыбкой. В конце игры проводиться ее обсуждение, анализируется поведение каждого играющего, предлагаются свои варианты.
- Ролевая игра «Познакомься со сверстником». Задача – найти необходимые слова, действия, чтобы поближе познакомиться с тем, кто тебе нравится.
- Прощание. Обучающиеся сидят в кругу, каждый с доброжелательной улыбкой говорит всем слова прощания, желает всего доброго.
II занятие. Тема «Как мы общаемся друг с другом».
- Приветствие. Обучающиеся по очереди произносят приветствие, не говоря, кому оно адресовано. Необходимо угадать, кому оно адресовано. (Например, «Я приветствую самую веселую девочку из группы».)
- Беседа педагога об общении, его роли в жизни и деятельности человека, общества.
- Упражнение на вербальное общение:
- поздороваться, глядя в глаза друг другу;
- попрощаться, глядя в глаза.
- Ролевые игры на развитие коммуникативных навыков:
а) попросить у товарища помощи в решении задачи;
б) предложить товарищу свою помощь;
в) позвонить по телефону заболевшему товарищу.
При выборе играющих классный руководитель старается привлечь к совместной игре обучающихся, которые в реальных условиях мало общались друг с другом, не испытывали симпатии друг к другу. - Обсуждение игры.
- Прощание.
III занятие. Тема «Конфликты в нашей жизни».
- Приветствие. Каждый ребенок говорит слова приветствия своим товарищам, стараясь не повторять слов предыдущих.
- Игра «Волшебная палочка». По очереди каждый участник игры выступает в роли волшебника, при этом подходит к другому и говорит: «Превращаю тебя в…, потому что…» и превратить другого во что угодно. Анализируя результаты, педагог получает представления о симпатиях и антипатиях в группе.
- Беседа педагоги о конфликтах, о том, как можно их преодолеть, о правилах поведения в конфликте.
- Ролевые игры. Разыгрываются ситуации:
а) два друга поссорились, один из них обращается к третьему и рассказывает о произошедшей ссоре;
б) два друга участвуют в соревнованиях, один из них становится победителем, второй выступает неудачно;
в) во время контрольной работы товарищ по парте просит помочь решить задачу. - Обсуждение итогов игры.
- Упражнение «Комплимент». Каждый участник должен сказать соседу что-то приятное, что ему в нем нравится. Сосед должен поблагодарить товарища.
- Прощание.
IV занятие. Тема «Давайте дружить! ».
- Приветствие. Каждый обучающийся предлагает другим воображаемый подарок, объясняя, почему именно это он считает необходимым подарить товарищам.
- Беседа педагога о том, как важно дружить, какую роль играет дружба в жизни человека, о людях, пронесших дружбу в течение всей жизни.
- Этюды на выражение чувств:
- изобразить радость от встречи с солнцем после долгих пасмурных дней;
- удивиться, представив, что зимой появилась на небе радуга;
- огорчиться, узнав, что друг заболел.
- Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе».
Злой дракон спрятал принцессу во дворце. По ходу сюжета дети отдают последний глоток волшебной воды для ее спасения, делятся сладостями с обитателями заколдованного леса. Особое внимание оказывается проявлению искренней доброжелательной поддержке своих товарищей. Чтобы добраться до дворца, дети должны найти себе помощников среди обитателей леса. Для этого нужно сказать лесным жителям что-либо приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личностные качества.
Во время проведения этой игры роль принцессы была предложена педагогом девочке, относящейся к категории «изолированных», согласно констатирующему эксперименту, чтобы способствовать изменению к ней отношения со стороны обучающихся. - Обсуждение игры.
- Прощание. Каждый обучающийся говорит о том, что он понял для себя на занятии.
V занятие. Заключительное.
- Приветствие. Один из обучающихся, сидящих в кругу, говорит какое – либо приветствие, например: «Привет всем, у кого хорошее настроение!». Те из участников, у кого в данный момент хорошее настроение, хором говорят: «Привет!». Следующий обучающийся говорит другое приветствие «Приветствую тех, кто любит передачу «В мире животных!» и т.д.
- Игра “Зеркало”. Тайным голосованием выбирается лидер группы. Он становится зеркалом. К нему по очереди подходят обучающиеся и говорят: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Зеркало отвечает: «Ты прекрасен, спору нет, но тебе не хватает…». В конце упражнения всем обучающимся дается положительная обратная связь.
- Пантомима «Я люблю», «Я не люблю». Одни обучающиеся показывают, другие отгадывают. Затем они меняются местами.
- Игра в «испорченный телефон».
- Ролевая игра «День рождение». Один из учащихся выступает в роли именинника, остальные – его гости. Задача именинника – организовать интересный разговор, игру и т.д. Задача гостей – вести себя таким образом, чтобы доставить удовольствие имениннику.
- Упражнение на самоанализ. Закончить предложение:
- Раньше мы были…
- На самом деле мы…
- Скоро мы…
- Составление коллективного рассказа «Наш коллектив».
- Прощание. Педагог встает и говорит, протягивая вперед руку: «Спасибо, мне было очень приятно работать с вами». Затем поднимается один из обучающихся и тоже говорит что-либо подобного типа и кладет свою руку на руку ведущего. Таким же образом поступают все дети. После того, как все руки соединены, педагог говорит всем «до свидания».
Особый интерес у ребят вызывает ролевая игра «Мы через 10 лет после выпускного вечера». К этой игре обучающиеся готовятся заранее. Им предлагается составить рассказ о себе, своей профессии, о том, с кем из товарищей он поддерживает отношения. Игра воссоздаёт ситуацию встречи бывших одноклассников, ставших взрослыми, получивших образование, профессию, создавших семью. Обучающиеся с удовольствием принимают предложение поиграть в игру-встречу, многие подготавливают для нее наглядный материал: сувениры для одноклассников, фотографии, привезенные из путешествий по различным странам, рисунки своих детей и т.д. Каждый ученик рассказывает о себе, о том, как сложилась его жизнь, о том, чего он достиг. Дети искренне радуются встрече друг с другом, «вспоминают» школьную жизнь, различные ситуации. Встреча заканчивается чаепитием и совместной песней.
Педагогическое наблюдение покажет, что возможность взглянуть на себя и свою группу глазами взрослого человека в процессе ролевой игры позволит обучающимся лучше оценить свои отношения друг с другом, почувствовать необходимость установления дружеских отношений в коллективе.
Таким образом, в процессе данных мероприятий основное внимание обращается на развитие у детей уверенности, умения понимать эмоциональное состояние другого, развитие коммуникативных навыков. Во время игр произойдут изменения в поведении ребят. Если сначала они чувствуют себя скованно, многие стесняются принимать участие в играх, упражнениях, то постепенно дети станут более раскрепощенными, свободными.
Наблюдение покажет, как расширятся взаимные симпатии у детей, они с удовольствием занимаются и играют вместе. Как отмечают родители, после проделанной классным руководителем работы, дети становятся более уверенными, менее конфликтными в отношениях с другими одноклассниками. Они охотнее общаются с другими детьми на самые различные темы. То есть проведенные внеклассные занятия с использованием ролевой игры способствуют развитию качеств, необходимых для установления дружеских отношений между учащимися младшего школьного возраста.
Список литературы:
- Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология – М.: Академия, 2000. – 464С.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.– М.: Просвещение, 1989.-470С.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М.: Педагогика, 1996. -287С.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, Академия развития, 1997.-240 С.
- Немов Р.С. Психология: В 3-х Кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1.– 564С.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Педагогика, 1996. – 122С.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии – М.: Академия–1999.-544С.
- Подласый И.П. Педагогика – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн.2. – 256С.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов. – М.:Владос, 2001.-659С.
- Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 246С.
- Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978.-173С.