Традиционно физика считается одним из самых сложных школьных предметов. Поэтому в своей деятельности уделяю большое внимание внеклассной работе по предмету. Внеклассные мероприятия по физике способствуют развитию творческой фантазии и инициативы учащихся, позволяют им применить полученные на уроках знания в новой нестандартной ситуации, учат смотреть, видеть и задумываться, осмысливать свой бытовой повседневный опыт, анализировать окружающий мир на основе физических законов. Важно при этом создавать такие условия, при которых учащиеся не боятся самостоятельно высказываться, уважают своё и чужое право на ошибку, сопереживают и объективно оценивают друг друга. Чёткая организация, тщательная подготовка, учёт возрастных особенностей учащихся, атмосфера сотрудничества позволяют организовать яркое, живое, интересное и запоминающееся мероприятие. В непринуждённой, весёлой и доверительной обстановке у детей пропадает страх перед предметом, приходит удовольствие от общения друг с другом и физикой.
Предлагаю вашему вниманию вариант проведения игры-соревнования по физике для 9 классов. Предложенная разработка может использоваться для подготовки внеклассного мероприятия в рамках недели физики и математики наук. Продолжительность игры 45 минут.
Организация подготовки игры
Игра проводится в виде соревнования двух команд. Команды комплектуются из учеников параллельных классов. Состав команды 6 - 7 человек. Каждая команда выбирает капитана способного к организаторским действиям, авторитетного, хорошо знающего физику. Капитан организует подготовку команды к соревнованию и подготовку болельщиков. За неделю до проведения мероприятия даётся задание: подготовить эмблему, придумать название команды, девиз, подготовить физический опыт с последующим объяснением (например: нагревание воды в бумажной кастрюле, таинственная вертушка). Заранее формируется состав жюри: учащиеся старших классов, учителя цикла естественных наук. Содержание игры и условия, на которых оцениваются отдельные конкурсы, командам объявляются заранее. В процессе игры члены жюри не только объявляют промежуточные результаты конкурсов, но и комментируют их.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания по предмету, сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
- Повторить пройденный материал и раскрыть способности воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы.
- Развитие познавательного интереса к изучению физики через игру.
- Развить аналитико-синтезирующее мышление, умений действовать самостоятельно и в команде, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов.
- Воспитать у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям, культуру поведения, чувство ответственности, умение работать в коллективе.
План проведения.
- Первый раунд - представление команд.
- Второй раунд - разминка.
- Третий раунд - теоретический.
- Четвёртый раунд – поединок капитанов.
- Пятый раунд - литературный.
- Шестой раунд - “физические величины”.
Подведение итогов.
Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.
Ход занятия
Вводное слово: Добрый день, ребята! Мы знаем, что физика - наука о природе, это экспериментальная наука, в её основе лежат фундаментальные исследования. Но в изучении физики, как и в спорте, часто важно участие, а не результат. Сегодня мы будем говорить о физических явлениях, явлениях природы, о людях делавших историю, о будущем науки и техники. Итак, начнем наш «Физический турнир». В сегодняшней игре вам пригодятся находчивость, знания, смекалка, юмор, бойцовские качества и умение дружить. Вы должны помогать друг другу, а не винить за ошибки и неудачи. Будьте весёлыми, изобретательными, дружными и успех придёт к вам! Ведущими являются ученики 11…класса.
1-й Ведущий. Бывают ли на свете чудеса?
2-й Ведущий. Что за вопрос? Конечно, нет, ответит каждый! Они возможны только в сказках. Баба-яга, змей-горыныч и добрые феи выдуманы для маленьких детей, которым не хочется спать.
1-й Ведущий. А я, думаю, что они бывают – телевизоры и холодильники, самолёты и автомобили. А мой новенький мобильный телефон – разве не чудо?
2-й Ведущий. Эти чудеса созданы трудом человека благодаря применению законов физики.
1-й Ведущий. Да, необыкновенная наука.
2-й Ведущий. Сегодня мы собрались на «Физический турнир» между ребятами 9-х классов.
1-й Ведущий. Итак, что такое игра?
2-й Ведущий. Игра – это среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.
1-й Ведущий. Игроки выигравшей команды заряжаются положительно.
2-й Ведущий. Проигравшей – отрицательно.
Жюри – электрически нейтрально.
Наш главный закон – закон сохранения успеха.
1-й Ведущий. Полный запас успеха обеих команд постоянен.
Он может только переходить от одной команды к другой.
Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.
Равнодействующая всех сил направлена в сторону побеждающей команды.
1-й Ведущий. Наш турнир судят …
Первый раунд - Представление команд.
Команды по очереди представляют название, эмблему, девиз.
Второй раунд - Разминка: «Вопросы из волшебного мешочка»
Вопросы из волшебного мешочка будут задаваться по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ два балла.
- Под действием какой силы происходит свободное падение физического тела?
- Как называется изменение взаимного расположения тел с течением времени?
- Как называется отношение длины пути ко времени, затраченному, на его прохождение?
- Как называется тело, размерами которого в данных условиях задачи можно пренебречь?
- Как называется движение, при котором скорость тела не изменяется?
- Как называется движение, при котором не меняется ускорение?
- Какая величина характеризует инертность тела?
- Как называется прибор для измерения силы?
- Чему равен вес тела, если оно находится в покое?
- Кто первым измерил атмосферное давление?
- Как направлено ускорение тела при движении по окружности?
- Что называют импульсом тела?
- От чего зависит механическая работа?
- Единица измерения работы.
- Что такое 1Дж?
- Как называются механизмы для преобразования силы?
- Какой энергией обладают упругодеформированные тела?
- Какой энергией обладает любое движущееся тело?
- Десятичная кратная приставка, обозначающая тысячное увеличение исходной величины?
- Множитель в формуле, выраженный буквами.
- В честь какого учёного названа сила, выталкивающая физическое тело из жидкости?
- По фамилии какого учёного названа единица силы в системе СИ?
- Какую часть от Па составляет один кило-Па?
- Какую часть метра составляет квадратный сантиметр?
- Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело …
- Как называются вещества непроводящие электрический ток?
- Что показывает порядковый номер химического элемента таблицы Менделеева?
- Атом, потерявший один или несколько электронов, называется?
- Назовите прибор для измерения скорости.
- Назовите величину, характеризующую скорость выполнения работы.
Третий раунд - Теоретический.
Командам выдаются конверты с физическими величинами, в течение 3 минут необходимо составить формулы, дать названия закона, представить его объяснение. За правильное выполнение 2 балла.
Карточки с физическими величинами:
- Заряд, масса, сила,
- Сопротивление, изменение температуры,
- Напряжение, сила тока,
- Количество теплоты, ускорение,
- Гравитационная постоянная,
- Радиус.
Четвёртый раунд – Поединок капитанов.
Капитаны представляются. По просьбе "ведущих" называют свой рост и вес. Вес должен быть назван в ньютонах. Капитаны по очереди показывают опыты и объясняют их. За правильный ответ два балла.
Пятый раунд – литературный.
Командам предлагается разгадать литературно - физический кроссворд.
а2-а9. Ж.Верн. Опыт доктора Окса.
По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа – доблесть, остроумие, воображение – обусловлены воздействием особого газа, который он умел получать "в больших количествах и без особых затрат, причём он не пользовался марганцевокислым натрием … а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретённой им батареи".
Какой газ хотел использовать доктор Окс?
б4-б9. Ж.Верн. Робур-Завоеватель.
"Окружённое серебристой бахромою, оно походило на гигантский раскрытый веер, занимавший половину небосвода. Во все стороны от него расходились яркие электрические лучи; некоторые из них, постепенно угасая, достигали зенита… То было поистине величественное зрелище!"
Назовите явление. Оно бывает и южным и северным.
в3-в10.Г.Р.Хаггард. Копи царя Соломона.
"С каждой минутой… тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и стал ещё больше. Луна приобрела медный оттенок, а затем та часть её поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стала пепельно-серой… Кольцо тени всё больше и больше закрывало луну – оно теперь уже заволокло более половины её кроваво-красного диска… а багровая мгла сгущалась всё больше и больше."
Какое явление вы узнаёте в отрывке?
г1-г9. А.М.Волков. Волшебник Изумрудного города.
"Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат… Веки её отяжелели, и ей ужасно захотелось спать".
Какое явление усыпляло Элли?
д3-д9. И.С.Лесков. Соборяне.
"Реяли молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит пред собою тёмный ствол дуба, и к нему плывёт светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная искра посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе грянуло страшное бббах!.. Дерево было как ножом срезано у самого корня и лежало на земле…"
Как называют молнию, описанную в эпизоде?
е2-е10.А.Р.Беляев. Последний человек из Атлантиды.
"У самого берега возвышался знаменитый Посейдонский маяк – одно из мировых чудес. Он имел форму конуса, усечённая вершина которого, казалось, упиралась в небесный свод. Маяк был сложен из громадных каменных кубов красного, чёрного и белого цвета, расположенных красивым узором… Бронзовые зеркала собирали свет и бросали в океан на много десятков миль".
На каком явлении основано действие подобного маяка?
ж1-ж8. К.Г.Паустовский. Подарок.
Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи используют электрический ток. Он спросил о нём у Рувима: "А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?"
Назовите частицу, движение которых образуют электрический ток?
з4-з8. Г.Х.Андерсен. Снежная королева.
"Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой …".
Во что превращалось дыхание Герды?
и4-и10. А.П.Чехов. Степь.
"Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх".
Вспомните учёного, в честь которого названа сила, помешавшая Егорушке?
к4-к9.Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.
Негоро положил под компас железный брусок. "Железо притянуло к себе стрелку компаса… стрелка сместилась на четыре румба… после того, как из-под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала своим остриём прямо на магнитный полюс".
Как называется тело, к которому притягивается железо?
а5-к5. В данной строке находится ключевое слово. Оно обозначает письменную форму искусства.
Ответы: КИСЛОРОД, СИЯНИЕ, ЗАТМЕНИЕ, КОНВЕКЦИЯ, ШАРОВАЯ, ОТРАЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОН, ТУМАН, АРХИМЕД, МАГНИТ.
Ключевое слово: ЛИТЕРАТУРА.
Шестой раунд – Физические величины.
Игроки команд по очереди называют физические величины, не повторяясь, в течение одной минуты. Выигрывает та команда, которая последней назовёт физическую величину и зарабатывает два балла.
Жюри объявляет итоги физического поединка. Награждение команд дипломами.
Заключительное слово: Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание физики,- полезно для жизни.
Спасибо за участие.
Спасибо за внимание.
Использованная литература:
- Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлеченных. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9. Москва «Дрофа», 2004.
- Семенова Т.Д., Камалеева А.Р. Сборник задач по физике с историческим материалом города Казани и Республики Татарстан. Казань, 2005.
- Тихомирова С.А., Богородицкая И.А. Мир физики в художественной литературе. Москва НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, 1988.
- Соколов В.Н. «Кроссворды морской бой»