Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Физический турнир"

Разделы: Физика


Традиционно физика считается одним из самых сложных школьных предметов. Поэтому в своей деятельности уделяю большое внимание внеклассной работе по предмету. Внеклассные мероприятия по физике способствуют развитию творческой фантазии и инициативы учащихся, позволяют им применить полученные на уроках знания в новой нестандартной ситуации, учат смотреть, видеть и задумываться, осмысливать свой бытовой повседневный опыт, анализировать окружающий мир на основе физических законов. Важно при этом создавать такие условия, при которых учащиеся не боятся самостоятельно высказываться, уважают своё и чужое право на ошибку, сопереживают и объективно оценивают друг друга. Чёткая организация, тщательная подготовка, учёт возрастных особенностей учащихся, атмосфера сотрудничества позволяют организовать яркое, живое, интересное и запоминающееся мероприятие. В непринуждённой, весёлой и доверительной обстановке у детей пропадает страх перед предметом, приходит удовольствие от общения друг с другом и физикой.

Предлагаю вашему вниманию вариант проведения игры-соревнования по физике для 9 классов. Предложенная разработка может использоваться для подготовки внеклассного мероприятия в рамках недели физики и математики наук. Продолжительность игры 45 минут.

Организация подготовки игры

Игра проводится в виде соревнования двух команд. Команды комплектуются из учеников параллельных классов. Состав команды 6 - 7 человек. Каждая команда выбирает капитана способного к организаторским действиям, авторитетного, хорошо знающего физику. Капитан организует подготовку команды к соревнованию и подготовку болельщиков. За неделю до проведения мероприятия даётся задание: подготовить эмблему, придумать название команды, девиз, подготовить физический опыт с последующим объяснением (например: нагревание воды в бумажной кастрюле, таинственная вертушка). Заранее формируется состав жюри: учащиеся старших классов, учителя цикла естественных наук. Содержание игры и условия, на которых оцениваются отдельные конкурсы, командам объявляются заранее. В процессе игры члены жюри не только объявляют промежуточные результаты конкурсов, но и комментируют их.

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания по предмету, сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
  • Повторить пройденный материал и раскрыть способности воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы.
  • Развитие познавательного интереса к изучению физики через игру.
  • Развить аналитико-синтезирующее мышление, умений действовать самостоятельно и в команде, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов.
  • Воспитать у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям, культуру поведения, чувство ответственности, умение работать в коллективе.

План проведения.

  • Первый раунд - представление команд.
  • Второй раунд - разминка.
  • Третий раунд - теоретический.
  • Четвёртый раунд – поединок капитанов.
  • Пятый раунд - литературный.
  • Шестой раунд - “физические величины”.

Подведение итогов.

Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

Ход занятия

Вводное слово: Добрый день, ребята! Мы знаем, что физика - наука о природе, это экспериментальная наука, в её основе лежат фундаментальные исследования. Но в изучении физики, как и в спорте, часто важно участие, а не результат. Сегодня мы будем говорить о физических явлениях, явлениях природы, о людях делавших историю, о будущем науки и техники. Итак, начнем наш «Физический турнир». В сегодняшней игре вам пригодятся находчивость, знания, смекалка, юмор, бойцовские качества и умение дружить. Вы должны помогать друг другу, а не винить за ошибки и неудачи. Будьте весёлыми, изобретательными, дружными и успех придёт к вам! Ведущими являются ученики 11…класса.

1-й Ведущий. Бывают ли на свете чудеса?

2-й Ведущий. Что за вопрос? Конечно, нет, ответит каждый! Они возможны только в сказках. Баба-яга, змей-горыныч и добрые феи выдуманы для маленьких детей, которым не хочется спать.

1-й Ведущий. А я, думаю, что они бывают – телевизоры и холодильники, самолёты и автомобили. А мой новенький мобильный телефон – разве не чудо?

2-й Ведущий. Эти чудеса созданы трудом человека благодаря применению законов физики.

1-й Ведущий. Да, необыкновенная наука.

2-й Ведущий. Сегодня мы собрались на «Физический турнир» между ребятами 9-х классов.

1-й Ведущий. Итак, что такое игра?

2-й Ведущий. Игра – это среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.

1-й Ведущий. Игроки выигравшей команды заряжаются положительно.

2-й Ведущий. Проигравшей – отрицательно.

Жюри – электрически нейтрально.

Наш главный закон – закон сохранения успеха.

1-й Ведущий. Полный запас успеха обеих команд постоянен.

Он может только переходить от одной команды к другой.

Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.

Равнодействующая всех сил направлена в сторону побеждающей команды.

1-й Ведущий. Наш турнир судят …

Первый раунд - Представление команд.

Команды по очереди представляют название, эмблему, девиз.

Второй раунд - Разминка: «Вопросы из волшебного мешочка»

Вопросы из волшебного мешочка будут задаваться по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ два балла.

  1. Под действием какой силы происходит свободное падение физического тела?
  2. Как называется изменение взаимного расположения тел с течением времени?
  3. Как называется отношение длины пути ко времени, затраченному, на его прохождение?
  4. Как называется тело, размерами которого в данных условиях задачи можно пренебречь?
  5. Как называется движение, при котором скорость тела не изменяется?
  6. Как называется движение, при котором не меняется ускорение?
  7. Какая величина характеризует инертность тела?
  8. Как называется прибор для измерения силы?
  9. Чему равен вес тела, если оно находится в покое?
  10. Кто первым измерил атмосферное давление?
  11. Как направлено ускорение тела при движении по окружности?
  12. Что называют импульсом тела?
  13. От чего зависит механическая работа?
  14. Единица измерения работы.
  15. Что такое 1Дж?
  16. Как называются механизмы для преобразования силы?
  17. Какой энергией обладают упругодеформированные тела?
  18. Какой энергией обладает любое движущееся тело?
  19. Десятичная кратная приставка, обозначающая тысячное увеличение исходной величины?
  20. Множитель в формуле, выраженный буквами.
  21. В честь какого учёного названа сила, выталкивающая физическое тело из жидкости?
  22. По фамилии какого учёного названа единица силы в системе СИ?
  23. Какую часть от Па составляет один кило-Па?
  24. Какую часть метра составляет квадратный сантиметр?
  25. Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело …
  26. Как называются вещества непроводящие электрический ток?
  27. Что показывает порядковый номер химического элемента таблицы Менделеева?
  28. Атом, потерявший один или несколько электронов, называется?
  29. Назовите прибор для измерения скорости.
  30. Назовите величину, характеризующую скорость выполнения работы.

Третий раунд - Теоретический.

Командам выдаются конверты с физическими величинами, в течение 3 минут необходимо составить формулы, дать названия закона, представить его объяснение. За правильное выполнение 2 балла.

Карточки с физическими величинами:

  • Заряд, масса, сила,
  • Сопротивление, изменение температуры,
  • Напряжение, сила тока,
  • Количество теплоты, ускорение,
  • Гравитационная постоянная,
  • Радиус.

Четвёртый раунд – Поединок капитанов.

Капитаны представляются. По просьбе "ведущих" называют свой рост и вес. Вес должен быть назван в ньютонах. Капитаны по очереди показывают опыты и объясняют их. За правильный ответ два балла.

Пятый раунд – литературный.

Командам предлагается разгадать литературно - физический кроссворд.

а2-а9. Ж.Верн. Опыт доктора Окса.

По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа – доблесть, остроумие, воображение – обусловлены воздействием особого газа, который он умел получать "в больших количествах и без особых затрат, причём он не пользовался марганцевокислым натрием … а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретённой им батареи".

Какой газ хотел использовать доктор Окс?

б4-б9. Ж.Верн. Робур-Завоеватель.

"Окружённое серебристой бахромою, оно походило на гигантский раскрытый веер, занимавший половину небосвода. Во все стороны от него расходились яркие электрические лучи; некоторые из них, постепенно угасая, достигали зенита… То было поистине величественное зрелище!"

Назовите явление. Оно бывает и южным и северным.

в3-в10.Г.Р.Хаггард. Копи царя Соломона.

"С каждой минутой… тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и стал ещё больше. Луна приобрела медный оттенок, а затем та часть её поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стала пепельно-серой… Кольцо тени всё больше и больше закрывало луну – оно теперь уже заволокло более половины её кроваво-красного диска… а багровая мгла сгущалась всё больше и больше."

Какое явление вы узнаёте в отрывке?

г1-г9. А.М.Волков. Волшебник Изумрудного города.

"Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат… Веки её отяжелели, и ей ужасно захотелось спать".

Какое явление усыпляло Элли?

д3-д9. И.С.Лесков. Соборяне.

"Реяли молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит пред собою тёмный ствол дуба, и к нему плывёт светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная искра посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе грянуло страшное бббах!.. Дерево было как ножом срезано у самого корня и лежало на земле…"

Как называют молнию, описанную в эпизоде?

е2-е10.А.Р.Беляев. Последний человек из Атлантиды.

"У самого берега возвышался знаменитый Посейдонский маяк – одно из мировых чудес. Он имел форму конуса, усечённая вершина которого, казалось, упиралась в небесный свод. Маяк был сложен из громадных каменных кубов красного, чёрного и белого цвета, расположенных красивым узором… Бронзовые зеркала собирали свет и бросали в океан на много десятков миль".

На каком явлении основано действие подобного маяка?

ж1-ж8. К.Г.Паустовский. Подарок.

Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи используют электрический ток. Он спросил о нём у Рувима: "А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?"

Назовите частицу, движение которых образуют электрический ток?

з4-з8. Г.Х.Андерсен. Снежная королева.

"Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой …".

Во что превращалось дыхание Герды?

и4-и10. А.П.Чехов. Степь.

"Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх".

Вспомните учёного, в честь которого названа сила, помешавшая Егорушке?

к4-к9.Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.

Негоро положил под компас железный брусок. "Железо притянуло к себе стрелку компаса… стрелка сместилась на четыре румба… после того, как из-под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала своим остриём прямо на магнитный полюс".

Как называется тело, к которому притягивается железо?

а5-к5. В данной строке находится ключевое слово. Оно обозначает письменную форму искусства.

Ответы: КИСЛОРОД, СИЯНИЕ, ЗАТМЕНИЕ, КОНВЕКЦИЯ, ШАРОВАЯ, ОТРАЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОН, ТУМАН, АРХИМЕД, МАГНИТ.

Ключевое слово: ЛИТЕРАТУРА.

Шестой раунд – Физические величины.

Игроки команд по очереди называют физические величины, не повторяясь, в течение одной минуты. Выигрывает та команда, которая последней назовёт физическую величину и зарабатывает два балла.

Жюри объявляет итоги физического поединка. Награждение команд дипломами.

Заключительное слово: Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание физики,- полезно для жизни.

Спасибо за участие.

Спасибо за внимание.

Использованная литература:

  1. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлеченных. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9. Москва «Дрофа», 2004.
  3. Семенова Т.Д., Камалеева А.Р. Сборник задач по физике с историческим материалом города Казани и Республики Татарстан. Казань, 2005.
  4. Тихомирова С.А., Богородицкая И.А. Мир физики в художественной литературе. Москва НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, 1988.
  5. Соколов В.Н. «Кроссворды морской бой»