Класс: 8.
Тип урока: освоение и закрепление нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Метод обучения: эвристический, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.
Цели урока:
- Обучающие: познакомить учащихся с пониманием сущности экономических отношений в обществе, понятием экономика, ресурсы, производство
- Развивающие: сформировать умения, необходимые для выбора оптимального варианта поведения в сфере рыночной экономики, показать связь экономики с другими сферами жизни общества.
- Воспитательные: формировать у учащихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру, самостоятельность в выводах.
ТСО: ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная в программе «Power Point».
Программное обеспечение: Power Point.
Оформление доски: на экран с помощью медиапроектора спроектирован слайд с темой урока.
Структура урока и ход урока
1. Вводная часть: Приветствие, сообщить тему, цели и порядок проведения урока (1 минута).
В начале урока подведение итогов изучения первого раздела. Анализ итогового теста.
Демонстрация слайда 1, 2 Приложение.
Постановка задачи: Для того, чтобы найти свое место в обществе необходимо обладать знаниями, не последнюю роль в которых играют знание экономических процессов в жизни общества (1 минута).
2. Изучение нового материала. Закрепление изученного материала.
Что такое экономическая наука.
Актуализация знаний: Вы уже знакомы с основными сферами общественной жизни.
Задание на слайде. Демонстрация слайда 3 Приложение.
Давайте сегодня начнемся знакомиться с таким явлением общественной жизни как экономика.
Проблемное задание:
- Что представляет собой экономическая сфера?
- Приведите примеры, когда вы оказывались участниками экономических отношений.
Задание на слайде. Демонстрация слайда 4 Приложение.
Мы с вами описали экономику, подобные термины используют в своем профессиональном языке специалисты-экономисты.
Экономика имеет богатую историю. Попробуем в ней разобраться.
Демонстрация слайда 5 Приложение.
Проблемное задание: Давайте обобщим все сказанное и попробуем определить значение слова «экономика». Обсуждение.
Демонстрация слайда 6 Приложение.
Выслушав версии учащихся, необходимо сказать, что понятие «экономика» может употребляться в нескольких значениях.
Демонстрация слайда 7 Приложение.
Основные виды ресурсов экономики.
«Мозговой штурм». Работа в парах.
Задание на слайде. Демонстрация слайда 8 Приложение.
Обсуждаем ответы, в ходе обсуждения необходимо помочь учащимся объединить предложенные виды источников в группы.
Демонстрация слайдов 9,10,11, 12 Приложение. К каждому слайду для примера подбираем предложенные ответы детей.
Закрепление изученного материала: групповая работа.
Задание на слайде. Соотнесите экономические факторы и ресурсы экономики.
Демонстрация слайда 13 Приложение.
Отвечает группа первой, справившаяся с заданием. Обсуждение.
Изучение нового материала:
Структура экономики.
Главные вопросы современной экономики актуальны не только для специалистов этой сферы общественной жизни, но и для простых людей.
Это такие вопросы как:
- Кто производитель?
- Что производить?
- Для кого производить?
Ответы на эти вопросы и составляют структуру экономики или ее основные части.
Закрепление нового учебного материала: Давайте вспомним определение экономики, с которым мы познакомились сегодня и попробуем выяснить какова же ее структура и как нам ответить на основные вопросы экономики.
Вспоминаем ранее изученное определение. Обсуждаем структурные части экономики.
Демонстрация слайда 14 Приложение.
Изучение нового материала:
Производство.
- Может ли существовать общество без производства?
- Может ли процветать государство, экономика которого основана на туристических услугах?
Обсуждение ответов.
В процессе создания определенных материальных благ осуществляется взаимодействие рабочей силы и средств производства. Для организации производства нужны люди с определенными умениями и возможностью трудиться. Людям необходимы средства производства, то с помощью чего они будут выполнять свою работу. О чем идет речь? Обсуждение. Обобщение всего вышесказанного.
Индивидуальная работа.
Задание на слайде. Демонстрация слайда 15 Приложение.
Обсуждение ответов учащихся.
Современное производство сосредоточено в руках отдельных предприятий и форм, которые могут объединяться в отрасли – все эти понятия основа современного производства.
Закрепление изученного материала: ответьте на тестовое задание.
Задание на слайде. Демонстрация слайда 16 Приложение.
3. Итог урока.
- Что вы узнали нового?
- Может ли оно пригодиться вам в жизни?
- Дадим определение таким понятиям как:
1 ряд – экономика.
2 ряд – структура экономики.
3 ряд - ресурсы экономики.
4. Домашнее задание: демонстрация слайда 17 Приложение.
Спасибо за работу!