Урок обществознания в 8-м классе "Что такое экономика?"

Разделы: История и обществознание


Класс: 8.

Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Метод обучения: эвристический, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить учащихся с пониманием сущности экономических отношений в обществе, понятием экономика, ресурсы, производство
  • Развивающие: сформировать умения, необходимые для выбора оптимального варианта поведения в сфере рыночной экономики, показать связь экономики с другими сферами жизни общества.
  • Воспитательные: формировать у учащихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру, самостоятельность в выводах.

ТСО: ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная в программе «Power Point».

Программное обеспечение: Power Point.

Оформление доски: на экран с помощью медиапроектора спроектирован слайд с темой урока.

Структура урока и ход урока

1. Вводная часть: Приветствие, сообщить тему, цели и порядок проведения урока (1 минута).

В начале урока подведение итогов изучения первого раздела. Анализ итогового теста.

Демонстрация слайда 1, 2 Приложение.

Постановка задачи: Для того, чтобы найти свое место в обществе необходимо обладать знаниями, не последнюю роль в которых играют знание экономических процессов в жизни общества (1 минута).

2. Изучение нового материала. Закрепление изученного материала.

Что такое экономическая наука.

Актуализация знаний: Вы уже знакомы с основными сферами общественной жизни.

Задание на слайде. Демонстрация слайда 3 Приложение.

Давайте сегодня начнемся знакомиться с таким явлением общественной жизни как экономика.

Проблемное задание:

  • Что представляет собой экономическая сфера?
  • Приведите примеры, когда вы оказывались участниками экономических отношений.

Задание на слайде. Демонстрация слайда 4 Приложение.

Мы с вами описали экономику, подобные термины используют в своем профессиональном языке специалисты-экономисты.

Экономика имеет богатую историю. Попробуем в ней разобраться.

Демонстрация слайда 5 Приложение.

Проблемное задание: Давайте обобщим все сказанное и попробуем определить значение слова «экономика». Обсуждение.

Демонстрация слайда 6 Приложение.

Выслушав версии учащихся, необходимо сказать, что понятие «экономика» может употребляться в нескольких значениях.

Демонстрация слайда 7 Приложение.

Основные виды ресурсов экономики.

«Мозговой штурм». Работа в парах.

Задание на слайде. Демонстрация слайда 8 Приложение.

Обсуждаем ответы, в ходе обсуждения необходимо помочь учащимся объединить предложенные виды источников в группы.

Демонстрация слайдов 9,10,11, 12 Приложение. К каждому слайду для примера подбираем предложенные ответы детей.

Закрепление изученного материала: групповая работа.

Задание на слайде. Соотнесите экономические факторы и ресурсы экономики.

Демонстрация слайда 13 Приложение.

Отвечает группа первой, справившаяся с заданием. Обсуждение.

Изучение нового материала:

Структура экономики.

Главные вопросы современной экономики актуальны не только для специалистов этой сферы общественной жизни, но и для простых людей.

Это такие вопросы как:

  • Кто производитель?
  • Что производить?
  • Для кого производить?

Ответы на эти вопросы и составляют структуру экономики или ее основные части.

Закрепление нового учебного материала: Давайте вспомним определение экономики, с которым мы познакомились сегодня и попробуем выяснить какова же ее структура и как нам ответить на основные вопросы экономики.

Вспоминаем ранее изученное определение. Обсуждаем структурные части экономики.

Демонстрация слайда 14 Приложение.

Изучение нового материала:

Производство.

  • Может ли существовать общество без производства?
  • Может ли процветать государство, экономика которого основана на туристических услугах?

Обсуждение ответов.

В процессе создания определенных материальных благ осуществляется взаимодействие рабочей силы и средств производства. Для организации производства нужны люди с определенными умениями и возможностью трудиться. Людям необходимы средства производства, то с помощью чего они будут выполнять свою работу. О чем идет речь? Обсуждение. Обобщение всего вышесказанного.

Индивидуальная работа.

Задание на слайде. Демонстрация слайда 15 Приложение.

Обсуждение ответов учащихся.

Современное производство сосредоточено в руках отдельных предприятий и форм, которые могут объединяться в отрасли – все эти понятия основа современного производства.

Закрепление изученного материала: ответьте на тестовое задание.

Задание на слайде. Демонстрация слайда 16 Приложение.

3. Итог урока.

  • Что вы узнали нового?
  • Может ли оно пригодиться вам в жизни?
  • Дадим определение таким понятиям как:

1 ряд – экономика.

2 ряд – структура экономики.

3 ряд - ресурсы экономики.

4. Домашнее задание: демонстрация слайда 17 Приложение.

Спасибо за работу!