Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру родного края.
Метод проектов, как показывает наш опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Название проекта: Жигулевская гидроэлектростанция.
Тип проекта: познавательно-практический.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный.
Тематическое поле: Современный Тольятти.
Проблемы:
- Что такое электричество?
- Откуда пришло электричество?
Цель:
- познакомить детей дошкольного возраста с историей родного города на примере строительства Жигулевской ГЭС, как источника энергии;
- изготовить макет гидроэлектростанции.
Задачи:
- познакомить детей с историей строительства ГЭС (необходимость строительства, дать схему работы);
- расширить представления детей о способах выработки электроэнергии и передачи ее в другие регионы;
- создать условия для проявления у детей познавательного интереса, воображения, нестандартного мышления, самостоятельности, поисковой активности;
- воспитывать чувство уважения и благодарности людям, создающими своим трудом электроэнергию.
Этапы проекта
I. Накопительный этап.
Работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением гидроэлектростанции;
- Сбор и оформление коллекций:
- «Достопримечательности города»
- «Фотографии города».
- Изготовление макетов:
- «Самарская лука»
- «Жигулевские горы».
- Изготовление карты-схемы города;
- Изготовление макета реки Волги, с отметкой месторасположения ГЭС, города;
- Подбор информации, литературы, иллюстраций о строительстве ГЭС;
- Оформление выставки «История города»;
- Оформление альбома о городе;
- Выставка книг, иллюстраций о городе;
- Изготовление макетов: дома, административные здания, достопримечательности, памятники города.
II. Практический этап.
- Занятие-развлечение на тему: «От Ставрополя до Тольятти»;
- Тематическое занятие на тему: «История нашего города»;
- Игры-путешествия по карте-схеме города Тольятти;
- Обыгрывание макетов:
- «Самарская лука»
- «Жигулевские горы»;
- Совместно с родителями экскурсии в краеведческий музей города Тольятти;
- Дидактические игры:
- «Найди объект»
- «Разложи по порядку»
- «Угадай по описанию» и другие.
III. Заключительный этап.
- Презентация действующей модели гидроэлектростанции;
- Выставки изобразительного творчества детей на темы:
- «Берега реки Волги»
- «Мощная ГЭС»
- «Мой любимый город»;
- Конструирование на тему: «Достопримечательности города Тольятти»;
- Аппликация «Эмблема города».
Результат проекта: Презентация действующей гидроэлектростанции.
Критерии результата:
- Оценка качества действующей модели гидроэлектростанции (оригинальность, универсальность, впечатлительность).
- Уровень знаний, владение содержанием проекта: речь, информационно-познавательный интерес, коммуникативность, компетентность.
Форма презентации: Публичная защита проекта.
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности:
Технологическая компетентность:
- умение понимать и принимать задание взрослого;
- доводить начатое дело до конца, и добиваться результатов;
- умение использовать способы преобразования;
- умение планировать этапы своей деятельности;
- умение понимать и выполнять алгоритмы действий;
- умение выбирать способы действий из ранее усвоенных;
- умение организовывать свое рабочее место.
Информационная компетентность:
- умение получать информацию, используя различные источники;
- умение задавать вопросы на интересующую тему;
- умение делать выводы из полученной информации;
- умение оценивать необходимость полученной информации для своей деятельности.
Социально-коммуникативная компетентность:
- умение отстаивать свое мнение;
- умение вести диалог с взрослыми и детьми;
- не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях;
- умение получать необходимую информацию в общении со сверстниками и взрослыми;
- умение договариваться, уступать;
- принимать участие в коллективных мероприятиях.