Пояснительная записка
Модульный принцип организации целостного педагогического процесса
Модулем названо несколько занятий, направленных на формирование у детей определенных понятий. Словом «занятие» назван не аналог школьного урока, а любой вид занятости детей, включая игру и свободную деятельность.
В отличие от цикла занятий, в модуле занятия связаны между собой не только тематически, но и сюжетно. Сюжет составляет его основу (базу). Эту функцию может выполнять долговременная игра, подготовка к празднику, какое-либо общее дело. Модуль может включать в себя все виды деятельности. Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду позволяет решить проблему целеполагания; он делает деятельность детей осмысленной и необходимой им самим на каждом конкретном этапе обучения. Эти цели закономерно определяются сюжетом (базой) модуля. Дети учатся для того, чтобы использовать получаемые знания в своей ближайшей практической деятельности, в данном случае – для того, чтобы правильно вести себя на балу.
Продолжительность модуля и интервал между занятиями педагог варьирует самостоятельно, с учетом конкретных условий, складывающихся в его группе. Хорошо поняв основные цели и задачи модуля, педагог имеет право вносить изменения и дополнения в рекомендуемые конспекты, чтобы адаптировать их к наличным условиям, создавшимся в группе, и к уровню развития его детей. Однако эти дополнения не должны нарушать тематическое единство модуля и уводить педпроцесс в сторону от поставленных целей. Нежелательно и объединение двух занятий в одно, поскольку все занятия насыщены материалом до предела.
Модуль не надстраивается над педагогическим процессом, а встраивается в него. Следовательно, педагог при составлении плана работы включает темы занятий модуля в качестве тем занятий по соответствующим видам деятельности.
Модуль занятий «Голубое Рождество»
Цель: развитие умения воспринимать мир во всем многообразии и волшебстве, и желания отражать свои впечатления в творческой продуктивной деятельности.
Задачи:
- развивающие: пробуждение у детей чувствительности к цветовым оттенкам в природе; знакомство с понятием «композиция»;
- обучающие: как выстраивать композицию в своей работе, выделять главное, существенное цветом, величиной, расположением предметов;
- воспитывающие: учить доброжелательности, состраданию друг к другу, и вере в чудо, которое мы делаем своими руками; прививать активную жизненную позицию.
Предполагаемый результат:
Выставка рисунков.
Создание альбома.
Рождественский вечер с вручением подарков детям младшей группы.
Предварительная работа:
Экскурсии в «ледяной городок», по участкам детского сада.
Рассматривание альбомов репродукций «Кружева природы» (увидеть зиму глазами художников).
Чтение стихов, легенд о Рождестве.
Обзор модуля
№ |
Тема занятия |
Вид деятельности |
1 |
Завязка модуля |
Свободная беседа |
2 |
Игра «Составь цветовой колорит времен года» |
Дидактическая игра, свободная деятельность |
3 |
Зимнее искусство |
Изобразительная деятельность |
4 |
Игра «Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь» |
Проблемная ситуация,свободная деятельность |
5 |
Ангелы |
лепка |
6 |
Ангелы - музыканты |
Изобразительная деятельность |
7 |
Голубое Рождество |
Изобразительная деятельность |
8 |
Рождественский вечер |
Межгрупповой праздник |
|
Текущая работа по подготовке вечера |
Музыкальная деятельность, развитие речи, чтение художественной литературы, труд по изготовлению подарков |
Завязка модуля (свободная деятельность)
Появляется Ангел, который хочет детям рассказать о Рождестве и побудить их к организации рождественского вечера с вручением подарков детям младшей группы.
Модуль начинается с прочтения сказки « Рождественская песнь» по повести Чарльза Диккенса, которая показала, что Рождество – это не просто праздник, а событие, которое побуждает делать добро для окружающих тебя людей.
Занятие «Зимнее искусство».
Вид занятия: рисование гуашью.
Цели и задачи: знакомство и освоение художественных материалов, их выразительных возможностей; развивать творческие способности и воображение; закреплять приемы работы с холодными оттенками; развивать навыки декоративной работы и выражения отношения через украшение и форму, активизировать и воспитывать интерес к легендам и традициям, к необычным художественным образам; любовь к родной земле.
Оборудование: гуашь, листы А 3.
Зрительный ряд: наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники рисунка.
Ход занятия
Просмотр фильма «Льдинки» и одновременное прослушивание сказки.
Игра «100 оттенков»:
Посмотрите на карточки и выберите из них оттенки холодных, зимних цветов. Какими прилагательными можно назвать эти цвета? (холодный, колкий, острый, звонкий, ледяной и т.д.); выбрать холодные оттенки, выбрать из холодных оттенков самый-самый холодный, самый-самый глубокий и самый хрупкий.
Педагог: Когда зимой мороз замораживает все окна, мы оттаиваем «пятачок» и смотрим в окошко. Сегодня мы будем рисовать такое окошко с кружевом зимних узоров и «пятачком», через который каждый увидит то, что сам на фантазирует.
Особое условие при выполнении работы: вы изображаете свое окошко в холодном колорите. Значит, вы должны выбрать те краски из 7 цветов радуги, которые вам подойдут, и дополнительно получить смеси цветов на их основе.
Выразительность линий создается разным характером: прямые, ломаные, волнообразные, пересекающиеся, тонкие, толстые линии.
С целью развития внимания и наблюдательности педагог предлагает детям листы бумаги с вырезанным «пятачком» и они вместе «заглядывают» в картины художников и стараются увидеть в графичности линий красоту ледяных и снежных построек, богатство их форм, зимние забавы. Самое важное — почувствовать это, увидеть и отобразить в рисунке разнообразие линий.
С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту города, деревьев? (Линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм).
Придумайте свое окошко и сочините композицию «пятачка». В искусстве - сочинение на какую-нибудь тему называется композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего городка или леса».
Самостоятельная работа детей.
Итоги работы:
Выполнив рисунки, дадим название работам. Умение подобрать название к своей работе — тоже важное умение художника.
Требования:
- Соразмерная компоновка в листе (горизонтально расположенном, вертикально);
- хорошее владение художественными материалами;
- аккуратность выполнения;
- интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;
- завершенность;
- наличие названия.
При подведении итогов занятия педагог подчеркивает, как дети смогли передать красоту замороженных льдинок, используя только холодные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.
Анализируя выполненные детьми работы, педагог отмечает разнообразие оттенков, которое получается от смешения одних и тех же красок, обращает внимание на красоту работ и построения композиции, которые будут всем дарить радость.
Конспект по лепке «Ангелы»
Цель: научить лепить фигуру ангела с крыльями, передавая фактуру крыльев.
Задачи:
- развитие у детей познавательного интереса к культуре, фольклору;
- расширить познания детей о возможностях пластилина: им можно лепить, а также передавать особенности – фактуру крыльев;
- учить выражать свое представление и фантазию, создавая индивидуальные работы: ангелов-помощников, ангелов-защитников, маленьких ангелочков;
- воспитывать доброжелательность и сострадание друг к другу.
Ход занятия
Круг «Доброе утро»: вкладываем по кругу в ладоши свое особенное «доброе утро» - Доброе утро, Машенька, и т.д.
– Ребята, а какие сейчас зимой будут праздники? — Новый год, Рождество. Вы знаете, что сейчас не только у Деда Мороза много работы, но и у Рождественских Ангелов. Они помогают тем, кто особенно нуждается в их помощи. И вот в наш детский сад пришло письмо о помощи. Нас просят нарисовать, слепить ангелов — ночью они оживают и помогают людям. Будем помогать?
– Давайте сначала посмотрим фильм об ангелах.
– Мы будем с вами скульпторами, будем лепить ангелов, а для этого нам нужно разогреть свои руки и пальцы. Чувствуете, что пальчики стали более послушными и мягкими, и нежными, что теперь мы можем почувствовать мягкость перьев ангела.
– Разомнем наш большой комок пластилина, раздели его на две части. Из большей части сделаем колокольчик — платье ангела.
– Теперь из оставшегося куска отделим еще колобок, это будет голова, вытянем ему волосы.
– Отдельно сделаем руки, крылья и ободок – нимб.
– А теперь на крылья нанесем фактуру крыльев: можно стекой – процарапывая перья, а можно лоскутками тюли отпечатывать перышки.
– Теперь по желанию вы можете добавить ангелу и меч, если он защитник, и цветы, и подарки.
Итог:
Кем мы были сегодня? Скульпторами. Давайте посмотрим на наших ангелов, справились мы со своей задачей, как вы думаете? Чем отличаются ангелы от людей? Каких вы ангелов увидели? Все ли смогли передать разную фактуру?
Конспект «Ангелы - музыканты»
Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки).
Вид занятия: рисование пастелью и мелками.
Цели и задачи: знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных возможностей; знакомство с разными образами ангелов (молодых, старых, с мягкими и твердыми характерами).
Оборудование: пастель, мелки, цветные карандаши, бумага для пастели.
Зрительный ряд: наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники графического рисунка.
Ход занятия
Просмотр фильма «Ангелы» и одновременное прослушивание сказки об ангелах.
Графические материалы: пастель, восковые и акварельные, цветные карандаши.
Красочные материалы бывают разными: акварель дает прозрачные, нежные работы; пастель — бархатные, «пушистые», мягкие; масло — глубокие, густые и «объемные». Один и тот же мотив, исполненный в разных материалах, будет звучать по-разному.
Педагог показывает особенности работы пастелью (мелками). Останавливается на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы штрихом и плашмя.
Пастель — очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным, неярким и пушистым. Рисовать можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы получаются воздушными и прозрачными. Рисовать пастелью любили многие художники, например, французский художник Э.Дега.
А это восковые мелки. Они твердые. Когда рисуете, нажимаете на них сильно. Восковые мелки — более жесткие по сравнению с пастелью. Каким бы мелком или краской ты не рисовал, цветовое пятно должно состоять из многих цветов. Например, рисуя крылья, мы будем использовать не только зеленый, но и желтый, синий цвета.
Эти особенности материалов помогут нам изобразить разнообразные характеры в большой семье ангелов-музыкантов.
Игра «Перспектива»
Цель: учить детей выстраивать перспективу, учитывая размеры изображаемых предметов.
Самостоятельная работа детей.
Изобразите Ангела-музыканта пастелью, мелками. Не забудьте, что крылья можно рисовать по-разному — сплошными линиями, мягким оперением, жесткими перьями. Но во всех случаях нужно учитывать возраст ангела, его характер, его музыкальный инструмент и для этого нужно наблюдать, анализировать и рассуждать, запоминать. Маленькому ангелочку легко будет играть на маленькой дудочке или маленьком барабанчике. Большому, сильному ангелу подойдет саксофон или даже рояль.
Итоги:
Вместе с детьми проанализировать работы.
Требования к работам:
- удачная компоновка в листе;
- отдельные штрихи-мазки должны составлять живописную, плотную красочную фактуру;
- учитывать строение изображаемого объекта;
- аккуратность, завершенность, выразительность;
- дать работе название.
Конспект «Голубое Рождество»
Выразительные возможности графических материалов.
Вид занятия: рисование тушью, карандашом, фломастером.
Цели и задачи: знакомство с графикой — видом изобразительного искусства; овладение новыми инструментами (пером, палочкой, кистью, синим карандашом, фломастером), выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблюдательности и внимания.
Оборудование: синяя тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть, тряпочка.
Зрительный ряд: репродукции графических произведений: М.Мибурич «Зима», Г.Верейский «В саду», И.Билибин «Русский север», А.Дейнека «Девочка у окна», В.Фаворский — иллюстрации к рассказу А.Н.Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г.Кроллис «Дерево солнца».
Ход занятия
Просмотр фильма с одновременным прослушиванием сказки.
Педагог знакомит детей с графикой — видом изобразительного искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, кисть, синий карандаш, фломастер), выразительными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушевка) графики.
На этом занятии дети работают синей тушью, пером, палочкой или тонкой кистью (можно синим карандашом или фломастером) и выполняют рисунки линией. Линия, штрих — основной способ работы этими материалами. Выразительность линий создается разным характером: прямые, ломаные, волнообразные, пересекающиеся, тонкие, толстые линии.
Можно рисовать обыкновенной палочкой, опуская её заостренный конец в жидкую синюю тушь, а также пером, кистью.
С целью развития внимания и наблюдательности предлагает детям представить «Зимний городок» и увидеть в графичности линий красоту ледяных построек, богатство их форм, образы, сопровождающие праздник Рождества. Самое важное — почувствовать это, увидеть и отобразить в рисунке разнообразие линий.
Игра «100 оттенков»:
Посмотрите на карточки и выберите из них оттенки холодных, зимних цветов. Какими прилагательными можно назвать эти цвета? (холодный, колкий, острый, звонкий, ледяной и т.д.)
Особое условие при выполнении работы: вы изображаете своё Рождество в холодном колорите. Значит, вы должны выбрать те краски из 7 цветов радуги, которые вам подойдут, и дополнительно получить смеси цветов на их основе.
С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту города, деревьев? (Линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм).
Рисунки тушью, карандашом называются графикой. Изображая зиму синей тушью, можно рисовать не только кистью, но и пером (металлическим и птичьим) и обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным концом).
Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка — линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, а руку от листа не отрываешь, - линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными.
- Придумайте свое Рождество, сочините его. В искусстве сочинение на какую-нибудь тему называется композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего городка». Постарайтесь, чтобы ледяные постройки были разной формы и по-разному располагались на листе.
- А как вы думаете, можно ли Рождество назвать временем сине-белой графики?
Самостоятельная работа детей.
Выполняя определенную роль, каждая часть ледяной постройки имеет и определенную форму. Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением постройки и её частей, а также художественным замыслом.
- Какие необходимые для Рождества атрибуты можно использовать? Зима, снег, купола, колокола, ангелы, люди с подарками и т.д.
Итоги работы:
Выполнив рисунки, дадим название работам. Умение подобрать название к своей работе — тоже важное умение художника.
Требования:
- Соразмерная компоновка в листе (горизонтально расположенном, вертикально);
- хорошее владение художественными материалами;
- аккуратность выполнения;
- интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;
- завершенность;
- наличие названия.
При подведении итогов занятия педагог подчеркивает, как дети смогли передать красоту Рождества, используя только холодные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.
Анализируя выполненные детьми работы, педагог отмечает разнообразие оттенков, которое получается от смешения одних и тех же красок, обращает внимание на красоту работ, которые будут всем дарить радость. Делается акцент на индивидуальность и непохожесть работ друг на друга.