Целью данного классного часа является формирование представления у школьников среднего звена безопасности на улицах и дорогах города. Познакомить детей с видами транспорта.
Ход занятия
1. Участникам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства:
- На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке.)
- Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед.)
- Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем.)
- Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед.)
- Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету.)
- На чем летал старик Хоттабыч? (Ковер-самолет.)
- Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа.)
- На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд.)
- Ехали медведи на велосипеде,
А за ним комарики…
На чем летали комарики? (На воздушном шарике.) - Кто путешествовал в мультфильме "Чунга-Чанга"? (Кораблик.)
- На чем катался Кай? (На санках.)
- На чем летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре.)
- В чем переплавлялись по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане? (В бочке.)
- При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? (Повозка.)
- На чем перебиралась Василиса Премудрая к царю во дворец? (В карете.)
2. Загадки о различных видах транспорта:
Для этого коня еда -
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дорогам он несется.
(Автомобиль.)
Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни ее порвать, ни в клубок смотать.
(Дорога.)
Две пары ног на мостовой,
И две руки над головой.
Что это?
(Троллейбус.)
Два брата убегают,
а два догоняют?
Что это?
(Колеса.)
Наш приятель тут как тут -
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется...
(Трамвай.)
Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один.
(Комбайн.)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ: это мой ...
(Велосипед.)
Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень быстро в час любой
Повезу вас под землей.
(Метро.)
Мы машины нужные,
На помощь нас зови.
У нас на дверце боковой
Написано - 03.
(Скорая помощь.)
Мы машины нужные,
И если вдруг беда.
У нас на дверце боковой
Написано - 02.
(Милиция.)
Мы машины нужные,
Пожар мы победим
Если пламя вспыхнет,
Звоните - 01.
(Пожарная машина.)
Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
(Экскаватор.)
Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
Не лопатой, не метлой,
А железною рукой?
(Снегоочиститель.)
Однорукий великан
Поднял руку к облакам,
Занимается трудом:
Помогает строить дом.
(Подъемный кран.)
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
(Поливальная машина.)
3. Повторите с детьми правило движения. Затем проведите блиц-турнир:
Блиц-вопросы:
- Одно из опасных мест для пешеходов - перекресток. (Да.)
- На тротуаре, рядом с проезжей частью можно играть с мячом. (Нет.)
- Если опаздываешь на урок, то можно разок и перебежать дорогу. (Нет.)
- Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны. (Да.)
- Запрещающие знаки - круглой формы с красной каймой. (Да.)
- Нельзя цепляться за машину или автобус, даже если они едут медленно. (Да.)
- Флажки в колонне нужны, чтобы ее украсить. (Нет.)
- В общественном транспорте, чтобы не упасть, нужно держаться за поручни. (Да.)
- В автобус нельзя запрыгивать на ходу, а нужно ждать полной остановки. (Да.)
- Никогда не перебегайте дорогу в неположенном .месте, даже если нет машин. (Да.)
- По тротуару пешеходы должны двигаться, придерживаясь левой стороны. (Нет.)
- На тротуаре, рядом с проезжей частью играть нельзя. (Да.)
- Когда автобус подходит к остановке, скорей подбегай к нему. (Нет.)
- Игра рядом с проезжей частью опасна. (Да.)
- Знак «Дети» означает специально оборудованное место для перехода детей через проезжую часть. (Нет.)
- За пределами города можно идти по обочине навстречу транспорту. (Да.)
- На желтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит. (Нет.)
- Если горит красный сигнал светофора, а машины далеко, то можно быстро перебежать дорогу. (Нет.)
- При движении по тротуару идти можно как вздумается. (Нет.)
- При переходе дороги разговаривать нельзя. (Да.)
- Загородную дорогу переходить можно в любом месте. (Нет.)
- Знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума» относятся к группе предупреждающих. (Да.)
- Информационно-указательные знаки - красного цвета. (Нет.)
- Переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора. (Да.)
- Когда дойдете до середины проезжей части, нужно остановиться и посмотреть по сторонам - нет ли машины. (Да.)
- Если машина не видна, но слышно, что она приближается, не надо переходить дорогу. (Да.)
- Если транспорт едет медленно, то не стоит ждать зеленого сигнала светофора. (Нет.)
- При повороте у машины загорается световой сигнал с той стороны, в какую она поворачивает. (Да.)
- По дороге на велосипеде разрешается ездить в любом возрасте. (Нет.)
- Независимо от сигнала светофора, спецмашинам с горящим маячком проезд разрешен. (Да.)
- Знак, который разрешает переход проезжей части - красного цвета. (Нет.)
- Для человека, переходящего дорогу, опасна ситуация, легковая машина обгоняет грузовую. (Да.)
- Если человек не успел перейти дорогу на зеленый сигнал светофора, ему нужно вернуться на тротуар. (Нет.)
- Когда автобус подходит к остановке, нужно подойти близко к дороге, чтобы приготовиться к посадке. (Нет.)
- После выхода из общественного транспорта нужно дождаться, когда он уедет, и только потом переходить проезжую часть. (Да.)
- Переходить дорогу можно только в том случае, если загорелся зеленый свет для пешеходов и все машины стоят. (Да.)
- Чтобы водить машину, нужно сначала сдать экзамены в ГАИ и получить права. (Да.)
- Во время езды на велосипеде поворот показывают той рукой, в какую сторону поворачивают. (Да.)
- На желтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть. (Нет.)
- Велосипед является транспортным средством. (Да.)
Часть этого материала представлено в виде слайдов, приложение 1.