Образовательная область – русский язык.
Класс – 6.
Тип урока – знакомство с новым материалом.
Тема – «Имя числительное как часть речи».
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, дидактический материал, презентация.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, проектная.
Содержание урока:
- морфологические признаки имени числительного;
- количественные и порядковые числительные;
- различение числительных и других частей речи с числовым значением;
Ход урока
Вступительное слово
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ожидает необычный, увлекательный и очень познавательный урок - урок-путешествие. Обычно люди отправляются в путешествие, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в путешествие, постараемся провести отведенные 45 минут как можно более плодотворно, чтобы узнать что-то новое, чему-то научиться и стать чуть-чуть умнее и образованнее.
Итак, тема нашего урока «Имя числительное, или Как математика с русским языком подружились». Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи- имени числительном, узнаем историю числительного, значение, разряды и многое другое.
А сейчас вспомним большую и дружную семью частей речи. Назовите известные вам части речи. (Ответы).
Сегодня мы познакомимся с еще одним членом этой семьи - именем числительном.
Ребята, у меня для вас небольшой сюрприз, но прежде я хочу задать вам вопрос: «Как вы думаете, между русским языком и математикой много общего?» (Ответы детей).
А теперь обещанный сюрприз! К нам в школу пришло видеописьмо. Давайте посмотрим. Внимание на экран.
Видеописьмо
- Здравствуйте! Я математика-царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два - всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства - вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я, думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи - числительное. Ты как королева чисел должна это оценить!
- Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Дорогой король, отныне между нами больше нет разногласий! Дружба?
- Дружба!
Слово учителя
- Ребята, что вы об этом думаете? (Ответы).
Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. В жизни это случается довольно часто. Итак, русский язык и математика примирились, благодаря имени числительному. Вспомните, как много хороших слов, восхищений в адрес числительного было сказано Царицей наук. А мы с вами об этой части речи знаем пока очень мало, но пробел этот восполнить легко. Для этого мы отправимся в гости к одному знающему человеку. Я вас сейчас с ним познакомлю.
История сказочного героя
В одной сказочно красивой и удивительно интересной стране жил да был звездочет -замечательный ученый, который сосчитал все звезды на небе. Он прочитал 3 тысячи книг и сам написал 333 книги. Он был искренне влюблен в звездное небо. К планетам, большим и малым, он относился как к людям, потому что считал, что между ними много общего. Звезды, как люди, рождаются, живут и умирают; сияют и гаснут, срываясь с высот в свой последний полет и оставляя на мрачном небе яркий огненный след.
Вот такая история. А вот и сам герой. Знакомьтесь.
(Видеофрагмент из к/ф «Про Красную шапочку»).
- Вот такой он, наш Звездочет: очень обаятельный и очень умный. Но самое невероятное: он знает все не только о планетах и числах, но и числительных! Он даже начал писать книгу, которая так и называется «Числа и числительные». У меня в руках страницы этой книги. Послушайте, ребята!
Книга звездочета
Наши далекие предки придумали слова, которые называли различные предметы, их свойства и действия, а также чувства людей, явления природы и т.д. Всему, что существует на белом свете, человек дал названия. Давным-давно люди научились не только писать и читать, но и считать. Числа стали прочно входить в их речь, в их быт. Значит, перед языком встала новая задача создать такую часть речи, которая могла бы назвать число или порядок исчисления определенным словом. Так в языке появились числительные.
Итак, числительное - это такая часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой? (какой по счету?).
На экране появляются примеры:
Три книги |
|
|
Первый класс |
Вопросы классу
- В какой колонке числительные обозначают количество предметов, а в какой- порядок предметов при счете? (Ответы учащихся).
Даем определение
- Числительные в 1 колонке - КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ.
- Числительные во 2 колонке - ПОРЯДКОВЫЕ.
Закрепление
- Вот вам первое задание от самого Звездочета! (Дети получают звездочки, на которых написаны имена числительные). Нужно отделить количественные числительные от порядковых. Приступайте к работе. (Дополнительное задание предлагаю тем ученикам, которые справляются с работой быстрее остальных. См. приложение 1 «Хвастунишка»).
Проверка задания
По 1 ученику от 1-й и3-й подгруппы и 2-й и 4-й.
Следующее задание мы выполним с вами вместе. Сейчас на экране появятся предложения. Я сама вам их прочитаю. Ваша задача – найти в каждом предложении имя числительное, назвать его и определить: количественное оно или порядковое?
1.Восьмое Марта-праздник мам. |
- Молодцы! Ребята, подумайте и скажите: смогли бы мы обходиться в речи без числительных? А как часто, на ваш взгляд, мы их употребляем? (Ответы детей).
- Довольно часто. Я вам сейчас это докажу. Я буду задавать вам самые обычные вопросы. Вы можете не давать полных ответов, а отвечать кратко. Но сможете ли вы при этом обойтись без числительных? Давайте проверим?
Вопросы классу:
- Сколько тебе лет?
- Назови, пожалуйста, свой адрес.
- Назови, пожалуйста, номер своего телефона.
- В каком классе ты учишься?
- В каком году ты родилась? И т.д.
- Вот и закончился наш блиц-опрос. Ребята, я думаю, что теперь вы твердо знаете: без числительных наша речь невозможна и употребляем мы их довольно часто.
- Ребята, наше путешествие продолжается. Сейчас мы отправимся в прошлое - далекие времена, когда Московская Русь только зарождалась, когда русский язык выделился из семьи братских славянских языков. По лабиринтам истории нас проведут 2 моих помощника, которые расскажут нам об истории возникновения имени числительного и этимологии некоторых числительных.
Физкультминутка
Исторический экскурс:
- возникновение числительных как самостоятельной части речи;
- этимология числительных первого десятка
(Сообщения учащихся - реализация домашнего задания, презентация краткосрочного проекта «Из истории числительных»).
Текст сообщений см. в приложении 1.
Слово учителя
- Ребята, что нового вы узнали из сообщений своих товарищей? (Выделение главного.)
Надеюсь, что путешествие в стародавние времена было для вас полезным.
Вы знаете, ребята, числительное не только сформировалось как часть речи, но стало активно участвовать в образовании новых слов, т.е. дало жизнь большому количеству слов в языке. Вот наглядный пример (используем интерактивную доску или на обычной доске закрепляем разноцветные листочки с напечатанными на них числительными).
Слово учителя
- На желтых листах, как вы поняли, однокоренные слова, образованные от числительного «два», но это слова других частей речи: они не называют количество предметов, число или порядок предметов при счете, поэтому не являются числительными, хотя имеют числовое значение.
Упражнения для закрепления
Цель: учимся различать числительные и слова других частей речи с числовым значением. Игра «Аплодисменты».
1. два |
6. пятый |
11. шестнадцать |
2. тринадцать |
7. пятнадцатый |
12. шестиярусный |
3. второй |
8. пятьдесят |
13. восьмерка |
4. четвертый |
9. пятиэтажный |
14. восемьдесят |
5. двойка |
10. шесть |
15. тридцать три |
Задание: узнать числительное и хлопнуть в ладоши.
Слово учителя
- Ребята, а сейчас заключительный этап нашего путешествия. И в этот раз мы отправимся в средневековую Европу. Это было особое время, особый мир. Великолепные замки, пышные балы, знаменитые рыцари и их дамы сердца. Сила, отвага и благородство рыцарей вызывали и вызывают восхищение. А рыцарские турниры – это верх воинского мастерства.
Предлагаю вам на несколько минут стать участниками рыцарского турнира, принять вызов соперника и сразиться с ним наравных. Конечно, наш бой не настоящий, он учебный, лингвистический, но это не умаляет его значимости.
Рыцарский турнир (2 участника «наносят удары» поочередно, используя в своих репликах пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, содержащие числительные).
ИКТ: подгруппа учащихся находит в Интернете при помощи поисковой системы свои примеры.
Слово учителя
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы, наверное, знаете, что многие путешественники ведут дневники, в которых записывают все самое интересное, новое, необычное. Мы с вами тоже в некотором роде путешественники, поэтому я хочу вам предложить небольшую творческую работу, которая называется «Путевые заметки», но можно назвать ее и по-другому: например, «Непутевые заметки».
(Предлагаю детям разноуровневые по сложности задания творческого характера. Работа выполняется в подгруппах, затем проверяется. Карточки с заданиями см. в приложении 1).
Слово учителя
- Ребята, подошло к концу наше сегодняшнее путешествие, но впереди у нас много уроков, на которых мы будем продолжать изучение имени числительного. Мы узнаем о его синтаксической роли, о том, как грамотно писать и употреблять числительное в речи, узнаем этимологию новых слов и многое другое. А сейчас вспомним то, с чем познакомились на уроке, изучая числительное. (Обобщение изученного).
Объяснение домашнего задания
(См. приложение 1)
Подведение итогов урока.