ЦЕЛЬ: Создание условий для самостоятельного выведения правила употребления разделительного "Ь" в словах в процессе исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ:
- увидеть проблему с написанием слов с разделительным "Ь";
- исследовать проблему и вывести схему-правило употребления разделительного "Ь" при направляющей роли учителя;
- развивать собственные личностные качества: наблюдательность, внимательность, логическое мышление;
- привитие интереса к уроку русского языка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Минутка красивого письма
– Что вы можете сказать о данных буквах?
– На какие группы можно распределить буквы гласных звуков?
Е Ё Ю Я записать в тетради
3. Словарная работа
Игра-лабиринт. Пройти через ворота, собрать буквы и составить слово
(линейка, тетрадь, воробей, дерево, газета, билет, завод)
– Какое слово лишнее? (воробей)
– Почему?
– А какое ещё слово лишнее? (дерево)
– Почему?
– На какое правило данное слово?
– Назовите безударную гласную. Как проверим?
4. Составление предложения (развитие речи)
– Составьте предложение со словами : воробей, дерево по данной схеме:
5. Новая тема
– Какое проверочное слово мы подобрали к слову дерево?
– Запишите проверочное слово на ваши листочки фломастером.
– Покажите.
Вывешиваются листочки со словами: деревья, деревя.
– Что интересного заметили?
Обсуждение.
– Где ошибка?
– Почему?
– Назовите место, где должен находиться ь.
– А для чего он нужен?
– Что вы должны знать, чтобы правильно написать слово?
– Какую работу выполняет?
– А давайте, обратим внимание, действительно ли разделительный ь отделяет согласный от гласного?
– Произнесите слово деревья.
– Выберите ту звуковую модель, которая будет соответствовать данному слову.
[д'ир'эв'й'а]
[д'ир'эв'а]
[д'ир'эв'я]
– После [в'] какой звук вы слышите?
– В звуковой модели подчеркните место мягкого знака.
– Какие звуки вы подчеркнули?
– На письме согласный звук [й'] прячется в букву я.
– А в какие ещё буквы прячется [ й']?
– Что вы, ребята, должны помнить, чтобы не допустить ошибку?
– А теперь, давайте вместе составим опорную схему-правило.
– Посмотрите на схему. Запомните. Нарисуйте в тетради.
– Проверьте.
6. Реализация полученных знаний
Игра «Чуткий звук»
– Если в слове есть разделительный «ь», то вы хлопаете в ладоши.
(листья, пень, лень, счастье, здоровье, пьёт, коньки, льёт, вьёт, деревья, соловьи, стулья, жильё, ручьи, обезьяна).
7. Дифференцированный подход
Задания 1-ого уровня:
– Выписать слова с разделительным «ь».
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
Задания 2-ого уровня:
– Списать. Вставить подходящее по смыслу слово.
- Охотник зарядил … (ружьё)
- На верёвке сушится… (бельё)
- Тело птицы покрыто… (перьями)
Задания 3-его уровня:
– Спишите предложения. Подумайте, где надо писать разделительный «ь».
Сем(я) пшеницы имеет продолговатую форму.
Наша сем(я) состоит из трёх человек.
8. Итог урока
– Встаньте около своих парт.
– Я произношу утверждение, если оно верно, то вы делаете шаг вперёд, если утверждение ложно – остаётесь на месте.
- Разделительный «ь» звука не обозначает.
- Разделительный «ь» отделяет согласный от гласного.
- Разделительный «ь» пишется после согласных, перед гласными: а, о, у, ы, э.
- Разделительный «ь» пишется после гласных.
- Разделительный «ь» дружит с гласными: я, ё, е, ю, и.
– Что было для вас легко?
– Какие трудности возникли?
– Что показалось интересным?
9. Самооценка
– Давайте оценим, как вы поняли материал.