Школа-интернат – сложная и динамичная социальная структура. В ее стенах взаимодействуют порядка 300 человек (педагогов, учащихся, родителей), имеющих самый различный образовательный, культурный, экономический и профессиональный уровень, со своими, порой противоречивыми, запросами и интересами.
Информационная справка о школе
а) Общая характеристика
Школа-интернат имеет статус государственного образовательного учреждения «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» р.п.Муромцево Омской области.
Школа имеет лицензии на право осуществления образовательной и медицинской деятельности, пройдена процедура аттестации и аккредитации учреждения.
В настоящее время школа-интернат имеет 11 классов-комплектов. Здесь получают образование и воспитание 129 детей в возрасте от 7 до 17 лет из 14 районов области.
б) Исторический аспект
ГОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» основана в 1961 году. После многократных реорганизаций в 2006 году школа-интернат получила статус государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Министерства образования Омской области.
в) Характеристика кадрового состава
Образовательный процесс в школе-интернате осуществляют 44 педагога, в т.ч. директор, 2 заместителя директора, 17 учителей, 24 воспитателя. Состав педагогических кадров остаётся практически стабильным на протяжении многих лет.
Распределение педагогов по образованию, возрасту, педагогическому стажу и квалификационным категориям по состоянию на 1 октября 2009 года представлено на слайде. 2, 3 ,4,5 соответственно.
За время существования школы-интерната накоплен богатый педагогический и методический опыт. Педагогический коллектив - это сообщество творческих личностей, стремящихся к повышению уровня профессионального роста, развитию педагогического потенциала, апробации и реализации современных образовательных технологий, что позволяет учащимся с ОВЗ получать глубокие прочные знания. Результативность педагогической деятельности подтверждена успешностью работы (сертификаты, дипломы, грамоты) по различным направлениям.
В 2007 – 2009 г.г. прошли курсы повышения квалификации более 30 педагогов, 17 педагогов продолжают обучение.
В административной, учебной, психолого-педагогической деятельности стали активно использоваться ИКТ - технологии. 3 педагога прошли курсы по программам «Intel. Обучение для будущего».
г) Материально-техническая и учебно-методическая база
Здание школы - интерната типовое, включает учебный и спальный корпуса, рассчитанные на 144 ученических места. Имеются банно-прачечный комплекс, теплица, 2 спортивных площадки, пришкольный земельный участок.Школа-интернат частично оснащена компьютерным, учебным и спортивным оборудованием.
Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы оборудованы 10 учебных кабинетов, 2 столярных и 2 швейных мастерских, кабинет социально-бытовой ориентировки, кабинет логопеда, актовый и физкультурный залы, библиотека с читальным залом, кабинет для проведения коррекционно-развивающих занятий.
В школе-интернате созданы условия для комфортного проживания воспитанников. В спальном корпусе оборудовано 11 групповых комнат, оснащённых всем необходимым для игр и занятий по интересам, комната кружковой работы. Для отдыха воспитанникам предоставлены уютные спальни на 2 – 4 места.
Имеются медицинский и процедурный кабинеты, изолятор, столовая на 72 посадочных места, оснащённая современным технологическим оборудованием.
Аналитические данные.
а) Обученность учащихся
Качество обучения учащихся за 2008 – 2009 учебный год
Класс |
Всего аттестовано учащихся |
Отметка |
% качества знаний |
||
«4 – 5» |
с одной «3» |
«3» |
|||
1 |
13 |
4 |
3 |
6 |
30,8 |
2 |
9 |
2 |
1 |
6 |
22,2 |
3 |
13 |
4 |
4 |
5 |
30,8 |
4 |
12 |
6 |
2 |
4 |
50 |
5 - а |
10 |
5 |
3 |
2 |
50 |
5 - б |
12 |
5 |
2 |
5 |
41,7 |
6 |
12 |
5 |
4 |
3 |
41,7 |
7 – а |
8 |
3 |
2 |
3 |
37,5 |
7 - б |
9 |
2 |
2 |
5 |
22,2 |
8 - а |
10 |
4 |
3 |
3 |
40 |
8 - б |
10 |
4 |
1 |
5 |
40 |
9 |
10 |
6 |
1 |
3 |
60 |
ИТОГО |
128 |
50 |
28 |
50 |
38,9 |
б) Воспитанность учащихся
Воспитанность учащихся определялась по методикам Н.П. Капустина (1–5 классы) и М.И. Шиловой (6–9 классы).Результаты этого исследования в обобщенном виде по школе - интернату представлены на слайде 6.
г) Социальный состав учащихся
Обобщенные данные результатов мониторинга, проведенного среди учащихся школы-интерната и родителей, отражающие сведения о составе семьи, образовании и месте работы родителей, социальном статусе ребёнка, представлены на слайдах7,8,9 соответственно.
д) Внешние связи школы
Реализация одного из основных направлений образовательного процесса в школе-интернате, а именно «Подготовка обучающихся с ОВЗ к успешной адаптации в социуме» требует создания системы внешних связей школы-интерната с учебными заведениями начального профессионального образования, учреждениями социальной медицинской направленности, учреждениями культуры и дополнительного образования и т.д. С воспитанниками организуются занятия вне школы, выводящие их в «открытый мир».
Учащиеся посещают кружки декоративно-прикладной направленности в Центре внешкольной работы (ЦВР) и Школе ремёсел; активно занимаются в спортивных секциях (волейбол, лыжная подготовка), которыми руководят педагоги из ДЮКФП и ЦВР; являются постоянными читателями библиотеки р.п. Петропавловка.
В последнее время в рамках реализации программы по духовно-нравственному воспитанию налажена тесная взаимосвязь со священнослужителями Петропавловской часовни.
Социальными партнёрами школы-интерната являются районная библиотека, кинодосуговый центр, комитет по молодёжной политике, инспекция по делам несовершеннолетних, ПУ – 47.
Медицинское сопровождение образовательного процесса осуществляют врачи - специалисты Муромцевской центральной районной больницы (ЦРБ), которые 2 раза в год проводят углубленный медицинский осмотр учащихся.
Приоритетные направления в работе школы-интерната
Миссия школы-интерната: воспитание и обучение личности, подготовленной к успешной интеграции в социуме, обладающей навыками трудовой деятельности и адаптированной к условиям проживания в сельской местности.
Цель деятельности педагогического коллектива: формирование у обучающихся готовности к самостоятельной жизни в семье, в обществе, к профессиональной деятельности, сопоставимой с их способностями.
Особое значение в социализации детей с особыми образовательными потребностями имеет их полноценная подготовка к жизни. Ограниченные умственные возможности обучающихся затрудняют их социальную адаптацию и требуют особого коррекционно-педагогического сопровождения. Социально-педагогическая реабилитация учащихся осуществляется в различных направлениях: личностное развитие, духовно-нравственное воспитание, национально-патриотическое воспитание, экономико-правовое воспитание, трудовое воспитание, творческое развитие, эколого-краеведческое воспитание, физическое воспитание.
С целью максимального развития личности воспитанников, организации досуговой деятельности и социализации организована работа факультативов («Рукоделие», «Домоводство», «Основы информатики», «Музыкальный калейдоскоп», «Мир растений», «Резьба по дереву», «Основы православия»).
Основной акцент в образовательном процессе сделан на практическую подготовку учащихся, углубление общетрудовых умений и навыков.
С целью создания условий для самореализации личности обучающихся создано детское объединение «Страна детства».
Дети и педагоги являются неоднократными победителями районных и областных соревнований, конкурсов, фестивалей.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
а) учебный план
Индивидуальный учебный план ГОУ «Петропавловская школа-интернат» на каждый учебный год разрабатывается в преемственности с планом предыдущего учебного года на основе регионального базисного учебного плана, с обязательным соблюдением требований Федерального и регионального стандартов, а также «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН.
Базовый компонент представлен всеми образовательными областями в необходимом объеме, включая трудовую и коррекционную подготовку.
Организовано профессионально-трудовое обучение по 3 профилям: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд.
Региональная специфика базового компонента имеет эколого-краеведческую направленность и представлена в объеме 10 - 15 % изучения всех учебных предметов.
Часы школьного компонента используются на:
- изучение предметов «Живой мир» в 1 – 4 классах, «Черчение» в 5 – 7 классах;
- организацию факультативных занятий.
Специфической формой организации учебных занятий являются логопедические занятия в 1–7 классах, занятия лечебной физкультурой в 1–4 классах, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1–4 классах.
Максимальный объем учебной нагрузки и нормативы времени, отводимого на выполнение обязательной части домашней работы, соответствуют требованиям СанПиН во всех классах.
Вариативная часть учебного плана строится с учетом природосообразности различных возрастных групп учащихся, медицинских показаний, а также преемственности на различных ступенях обучения и итогов ВШК.
б) научно-методическая база
Научно-методическая база школы-интерната опирается на теорию современного педагогического менеджмента, разработанную в трудах таких известных педагогов современности, как Поташник М.М., Шамова Т.И., Лазарев В.С., Третьяков П.И., Зверева В.И., Немова Н.В., а также на теории современных педагогических технологий.
Администраторы школы и педагоги используют в своей работе большое количество методической и нормативно-правовой литературы, периодических журналов по психолого-педагогической тематике и административно-управленческой деятельности.
С 2008 года приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало формирование и развитие методической культуры педагога как показателя его профессиональной компетентности.
В свою очередь, это потребовало изменения структуры методической службы в целом. Структура школьной методической службы на слайде 10.
Продолжается деятельность по реализации НРК в учебно-воспитательном процессе, разработаны программы факультативных курсов, программы воспитания по различным направлениям внеурочной работы, программы индивидуальной помощи детям из «группы риска», имеющим значительные отклонения в умственном развитии и поведении.
Особенности организации образовательного процесса
а) Режим организации учебного процесса
Организация образовательного процесса строится на основе здоровьесберегающей технологии, что предполагает следующее:
- особый режим занятий в 1-м классе,
- обязательные динамические паузы во время уроков и занятий, прогулки и спортивные мероприятия,
- продолжительность уроков 45 минут с двумя 20 – минутными перерывами при шестидневной учебной неделе.
Расписание обязательных занятий (уроков) и внеурочной деятельности составляется в соответствии с «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).
б) Формы получения образования учащимися
В настоящее время основной формой обучения является классно-урочная система. В школе также предусмотрено надомное обучение учащихся, которое может осуществляться только на основании медицинского заключения.
в) Прогрессивные технологии, используемые в образовательном процессе
В настоящее время в педагогике известно достаточно много технологий. В образовательном процессе школы-интерната предполагается использование следующих инновационных технологий:
- игровая (областью применения данной технологии, в основном, является начальная школа и предметы гуманитарного цикла);
- уровневая дифференциация;
- ИКТ-технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированный подход;
- индивидуально-дифференцированный подход
г) Основные направления в организации образовательного пространства в условиях школы - интерната:
- включение воспитанников и педагогов в совместную продуктивную деятельность (цель: формирование личностных качеств – ответственности, умения делать выбор, работать в сотрудничестве),
- расширение круга общения за счёт вхождения во внешнюю социокультурную среду (цель: активное усвоение учащимися социального опыта, социальных ролей, развитие социальных умений и навыков личности),
- формирование у ребёнка образа собственного «Я» как активного субъекта социальной деятельности (цель: формирование способности к решению возникающих проблем в соответствии с морально-этическими нормами и образцами поведения, принятыми в обществе).