Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Учителями начальных классов МОУ “Гимназия №1” города Кемерово под руководством заместителя директора Елены Генриховны Зенкевич ведется поиск и использование в практике новых форм и методов обучения - деятельностных, групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных и прочих. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Именно использование такого метода обучения мы считаем наиболее продуктивным и отвечающим требованиям нашего времени. Метод проектов используется нами не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
В МОУ “Гимназия № 1” региональный компонент используются на каждом уроке в начальной школе, но более детально рассматриваются эти вопросы уроках краеведения, а также во внеурочной деятельности через работу клуба “Знатоки родного края”. Программу по краеведению и программу клуба разработала Елена Геннадьевна Аксёнова, учитель начальных классов, почетный работник народного образования.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный
Предлагаем разработку научной конференции учащихся 3-х классов с использованием метода учебного и информационного проекта.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. В нашем общеобразовательном учреждении такая работа ведется на гимназическом уровне через деятельность кружка “Журналист”, руководителем которого является Елена Михайловна Панафидина, учитель начальных классов высшей категории.
В 2007 году начала печататься гимназическая газета “Новый век” для обучающихся, учителей и родителей начальной школы. Название газеты не случайно. Наше общеобразовательное учреждение “Гимназия №1” города Кемерово в 2007 году отметило вековой юбилей, а значит, вступает в новый век. Благодаря этому торжественному событию появилась газета с символичным названием “Новый век”.
Главная цель создания газеты – раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание информационной среды, привитие гимназистам навыков работы со сверстниками, проба себя, как журналистов. Каждый выпуск газеты обязательно содержит познавательный, развивающий, краеведческий материалы. Появление газеты “Новый век” привёло к созданию кружка, где юные гимназисты могли бы заниматься журналистской работой. В 2008 – 2009 учебном году мною был организован кружок “Журналист”, в котором работают учащиеся начальной ступени.
Цель работы кружка – формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создание условий для самоопределения, самовыражения и самореализации гимназистов.
Профессия журналист – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной практике. Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения на составления вопросов для интервью.
Юные корреспонденты приняли самое активное участие в работе конференции. Дети почувствовали себя в роли настоящих журналистов, т.к. им приходилось брать интервью у каждого выступающего на конференции. Для этого на кружковых занятиях детально была проработана “Правила успешного интервью”.
Можно сделать вывод, что дополнительное образование даже в большей степени, чем учебная деятельность, реализует деятельностный подход, так как создаёт пространство, в котором формируются практические умения и навыки. Организованная таким образом внеучебная деятельность позволяет сделать жизнедеятельность ребёнка творческой и продуктивной, подготовить к будущей самостоятельной жизни, обеспечить успешность в социуме.
Тема: “Обобщение знаний учащихся 3-х классов по курсу “Краеведение”
Учебный предмет: краеведение.
Участники: ученики 3 класса.
Цели:
- Выработка и/или развитие презентативных умений и навыков: умение сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
- Формирование навыков монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении;умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Формирование умений самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.
- Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда
Оборудование: компьютер, диапроектор, микрофоны, пригласительные билеты, программа конференции, карточки участников, Дипломы участников.
Ход конференции
.1.Организационно-подготовительный этап.
1). Организационный момент.
Звучит мелодия, затем Гимн Кузбасса. На видеомагнитофоне, его экране проецируется фильм о Кемеровской области. Участникам конференции раздаются сигнальные карточки, программа конференции.
2). Вступительное слово.
- Дорогие ребята и уважаемые гости! Мы живем в огромной стране – Россия. Прекрасна и разнообразна ее природа. Среди необъятных просторов есть уголок, который называется Кузбасс. Это наш край, наша родина. Великий писатель Максим Горький писал: “Помни: мира не узнаешь, не зная края своего”. Поэтому одним из направлений работы гимназии №1 является краеведение. На уроках краеведения ребята познакомились с историей освоения Кузнецкого края, его традициями, символикой, узнали много нового и интересного. Но самое главное богатство нашей Родины – это люди. А главное сокровище человека – познание самого себя: кто мы? Откуда мы? Чем живы?
Закончить изучение курса “Краеведение” в третьем классе нам бы хотелось публичным выступлением обучающихся по темам, которые им показались наиболее интересными в ходе изучения предмета.
3). Представление гостей – администрации гимназии, учителей, родителей.
- На нашей конференции также присутствуют журналисты, корреспонденты – члены кружка “Журналист”, руководителем которого является Елена Михайловна Панафидина. Они сегодня будут вести репортаж, брать интервью у участников конференции, а позднее материалы будут опубликованы в периодическом издании гимназической газете “Новый век”.
4) Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами подведем итоги, обобщим то, что мы узнали на уроках краеведения и в краеведческом клубе ““Знатоки родного края” о нашем родном крае, имя которому Кузбасс.
А для чего мы изучаем историю родного края?
(На экране – слайд: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости” А.С.Пушкин)
2. Презентация проектов.
- Топонимы Кемеровской области.
- Чем богат Кузбасс.
3. Журналисты задают вопросы каждому выступающему. Например, почему ты выбрал именно эту тему для выступления? Что нового ты узнал, готовясь к конференции? Чем тебя заинтересовала тема? Нравится ли тебе изучать краеведение? Почему? Зачем необходимо знать историю земли Кузнецкой? Либо задаются вопросы непосредственно по теме выступления.
4. Игра “Самый внимательный слушатель”.
Проверим зал, насколько внимательно вы слушали наши выступления. У каждого сидящего в зале есть сигнальные карточки. С одной стороны зеленая – это знак согласия (человечек улыбается), с другой стороны – красная (человечек не доволен) – это значит “не согласен”). А соглашаться или не соглашаться вы будете с моими высказываниями.
Верно ли, что
- Кузбасс, Кузнецкий край, Кемеровская область – все это наша родина. (ДА)
- Топонимы – это все географические названия, нанесенные на карту. (ДА)
- Главное богатство Кузбасса – золото. (НЕТ, уголь)
- Главная река Кемеровской области – Обь. (НЕТ, Томь)
- Город Кемерово раньше был небольшим селом. (ДА, село Щеглово)
- Памятником доледниковой растительности является Кузедеевский липовый остров. (ДА)
- Лапти лучше плести из осины. (НЕТ, из липы)
- Динозавры всегда жили и живут на территории нашей области. (НЕТ, только в доледниковый период)
- На месте современной Кузнецкой равнины более 600 лет назад была пустыня. (НЕТ, море)
- Музей наскальной живописи – это Кузнецкий Алатау. (НЕТ, Томская писаница)
- Чаще всего на Томской писанице встречаются изображения медведя. (НЕТ, лосихи)
- В 1618 году русские казаки построили Кузнецкую крепость – первую на территории современного Кузбасса (ДА)
- Название Томская писаница произошло от названия города Томска. (НЕТ)
- Основным занятием первобытных людей, появившихся на территории области была охота. (ДА)
- Начало завоевания Сибири связано с именем Ермака Тимофеевича. (ДА)
- Каменный уголь впервые открыл Александр Пушкин. (НЕТ, Михайло Волков)
- Открытие каменного угля в Кузбассе произошло в период правления Ивана Грозного. (НЕТ, Петра 1)
- Коренными жителями области являются шорцы, телеуты, калмаки. (ДА)
- Областной центр Кузбасса назывался раньше Щегловск. (ДА)
- 15 городов входит сейчас в состав Кемеровской области? (НЕТ, 20 городов)
- Дата образования Кемеровской области 26 января 1918 года. (НЕТ, 1943г.)
5. Заключительный этап
Тема родного края неисчерпаема. Нам еще многое предстоит узнать в будущем. А пока, заканчивая конференцию, слово предоставляется директору МОУ “Гимназия №1”
Любови Степановны Мельник.
- Вручение Дипломов участникам конференции.
- Судя по вашим выступлениям, вы настоящие патриоты своей маленькой родины - Кузбасса. Кузбасс - У нашего края тоже есть свои символы: гимн, герб, флаг, как и у каждого государства. Предлагаю закончить конференцию гимном Кузбасса.
- Подведение итогов. На выходе из зала положить карточку той стороной вверх, которая соответствует твоему настроению после нашей конференции.