Коррекционно-развивающие задачи:
- Научить детей правильно произносить звуки Б, Бь, и давать акустико-артикуляционную характеристику.
- Учить детей анализировать звуковой ряд.
- Закрепить связь звука и буквы Б.
- Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.
- Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.
Оборудование:
- изображения клоунов Бима и Бома;
- предметные картинки и игрушки на звуки Б, Бь;
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин: Звуки мы слышим, и говорим, а буквы мы видим и пишем.
2. Артикуляционная гимнастика
Очень любит ротик наш улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два. (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.
3. Сообщение темы
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).
Сегодня мы познакомимся со звуками Б и Бь.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Давайте произнесем звук Б перед зеркалом.
Расскажите, что делает язычок и губы?
Язык лежит внизу рта, а губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.
Какой звук Б гласный или согласный? (Согласный; твердый, звонкий).
Звук Бь: согласный, мягкий, звонкий.
5. Произношение звуков Б, Бь в слогах. Развитие координации движений. Игра проводится на ковре.
Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними.
На барабане: бам-бом-бум-бим;
На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.
6. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове
Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.
- Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).
- Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).
- Где вы произносили звук Б? (В начале слова).
- А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).
- Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).
- Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).
- А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).
7. Развитие фонематических представлений
Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.
Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
8. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти
Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”
На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.
Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать какого предмета не стало. (Не стало булавки).
Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).
9. Организация окончания занятия
Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.
Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).