Открытый урок литературного чтения в 3-м классе. Маша Вайсман. "Лучший друг медуз"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа.
  2. Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, развивать устную речь школьников.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и окружающему миру.

Задачи урока:

  • после того как школьники прочитают первую часть, побудить их перечитывать и просматривать текст, для того, чтобы обосновать свои ответы на вопросы;
  • подвести к выводу о том, что рассказ написан от имени мальчика Фили, который одновременно является и героем-рассказчиком и главным героем;
  • после полного прочтения рассказа, побудить их коротко пересказать события, которые изменили отношение главного героя к медузам;
  • в ходе обсуждения подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу;
  • обсудить, почему рассказ помещён именно в эту главу.

Материалы к уроку:

  • рисунки детей, фотографии медуз,
  • музыка “Шум моря”,
  • сообщения детей о медузах,
  • толковый словарь.
  • Приложение №1

Ход урока.

1. Вводная беседа.

Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения?

Как вы понимаете эти слова?

Какие произведения этого раздела мы уже изучили?

Чему научили вас герои этих произведений?

Что особенного вам запомнилось из этих произведений? Что поразило больше всего?

На доске тема нашего урока. Давайте составим прогноз на урок.

О чём мы будем говорить на уроке? Какова цель нашего урока? Чему мы будем учиться?

2.Работа с дополнительным материалом.

К уроку ребята подготовили рисунки и сообщения. Рассмотрите рисунки. Кто из вас сам видел медуз на море?

Послушайте сообщения ребят.

3. Знакомство с произведением.

Учебник. Н. А. Чуракова. Литературное чтение. Часть 1.3класс, с148-149.

Читают подготовленные учащиеся.

4. Физминутка. Музыка.

К морю синему спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

5. Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

Блок вопросов №1 (в учебнике).

О ком этот рассказ? Какого они возраста? Их имена? Кто главный герой?

Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными? Они дружны или нет?

Вправе ли главный герой считать себя “другом всех зверей”?. Почему ты так думаешь?

С твоей точки зрения, Филя способен нанести медузам вред? Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили и он смог бы купаться? Обоснуй своё мнение.

6. Продолжение знакомства с произведением.

Чтение текста с 149-151.

7.Продолжение анализа прочитанного. Блок вопросов №2, с 151 в учебнике.

Почему автор использовал в речи мальчика слова “что ты орёшь, сдохли, гадкие”? Что значит слово “ склизкие”?

Что заставило Филю изменить своё отношение к медузам? Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними?

Как бы вы поступили на месте Фили? С кем из мальчиков вы стали бы дружить? Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами? Как вы реагировали на это?

Может ли теперь Филя считать себя “другом всех зверей”?

8.Физминутка.

А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки
К морю синему спешим
Море синее шумит.
С рыбками поплаваем
С дельфином поиграем
Вернёмся дружно в класс мы,
Вновь став учениками.

9.Подготовка к чтению по ролям. (Музыка)

Работа в парах. Правила работы в парах.

  1. Выбираем капитана
  2. Рассуждаем, обсуждаем, ведём дискуссию шёпотом
  3. Выполняем задания дружно, быстро, правильно
  4. Ставим взаимооценку за сотрудничество
  5. Готовы - показываем знак …
  6. Проверяем: верно ли выполнено задание
  7. Ставим оценку за правильность выполнения задания
  8. Чтение по ролям у доски.

-Назовите героев – участников чтения текста.

ВЫВОД.

Правильно ли то, что этот рассказ помещён в данной главе?

Подтвердился ли ваш прогноз на урок?

Какие выводы вы сделали для себя из прочитанного и услышанного на уроке?

Над чем следует поработать дома каждому из вас?

10.Домашнее задание.

Учебник с148-151 чтение по ролям, тетрадь с 46.

Сергей Козлов. Дружба.

11.А итогом нашего урока пусть будет стихотворение из хрестоматии.

Эмма Мошковская. “ Нужен он …. (Читает ученица наизусть).

Нужен он зимой и летом
И блондинам и брюнетам,
Тонким,
Толстым,
Нужен взрослым,
Нужен взрослым
И ребятам,
нужно, чтобы он был рядом.
Очень – очень – очень нужен,
Если кто-нибудь простужен,
Или просто нету сил,
Или просто загрустил …
Нужен он сию минуту!
Нужен через много лет!
Очень нужно,
чтобы всюду
был Хороший Человек.

11. Оценки за урок.

Ребята, мне приятно было работать с вами. Спасибо всем за участие!