Всё большее место в нашей жизни занимают информационно-коммуникационные технологии. Использование их на уроках иностранного языка достаточно актуально для развития личности и формирования у учащихся информационно-коммуникационных компетенций, способствует повышению мотивации и познавательной активности учащихся всех возрастов, а также расширению их кругозора.
Изучение иностранного языка дает учащимся неоспоримые преимущества, раскрывает новые перспективы и возможности, которые, прежде всего, проявляются в рамках расширения границ человеческого общения. Как известно, общение помогает решать многие проблемы, стирать межнациональные границы, искать новых знакомых и повышать интеллектуальные способности, иностранный язык является «визитной карточкой» современного человека. Наблюдения показывают, что владение иностранным языком на уровне пользователя является одним из обязательных требований при устройстве на перспективную работу, предоставляет реальные возможности карьерного роста и обеспечивает трудоустройство в других странах. На современном этапе отход от традиционных форм обучения к инновационным способствует успешному формированию языковой личности. Успех на практике достигается благодаря использованию информационных, модульно-блочных, проектных технологий, а также технологии языковых портфелей.
Я начала использовать элементы инновационных методов обучения на уроках французского языка и в кружковой работе с 2006 года. В 2007 году я начала работу над методической темой «Формирование устойчивого интереса к предмету «французский язык» через использование информационно-коммуникационных технологий». С появлением в нашей школе интерактивного кабинета, появилась возможность реализации ИКТ на практике. В настоящее время, из всего многообразия применяемых в средней школе форм организации обучения с использованием средств ИКТ, я применяю мультимедийный учебник, Интернет-технологии, использую метод проектов, но уже в новом, обновлённом виде – в форме компьютерных презентаций, начала разработку разноуровневых вариантов компьютерных тестов.
Интернет-технологии удачно вписываются в структуру урока. При общении учащихся с помощью Интернет в ходе работы над учебными заданиями, у них тренируются навыки в передаче и восприятии информации, в установлении обратной связи, в умении поддерживать коммуникации.
У меня есть опыт проведения комбинированного открытого урока (французский язык – информатика) по теме «Казань – столица Татарстана. Вэб страница в Интернете» в 9 классе. Ученики защищали свои проекты в форме компьютерных презентаций, знакомились с достопримечательностями Казани, мечтали о выборе ВУЗа для дальнейшего обучения. Создав свои почтовые ящики и приобретя навыки работы в Интернете, учащиеся сочиняли на французском языке и отправляли по электронной почте приглашения в виде открыток для разных людей – от своего друга - до президента Франции Николя Саркози (на адрес учителя информатики). Ребята прорабатывали для каждого свой, индивидуальный маршрут знакомства с достопримечательностями столицы Татарстана, учились красочно и грамотно (с точки зрения французского этикета) писать и оформлять открытки.
При подготовке к олимпиадам различного уровня – школьным, районным, Республиканским – я с использую мультимедийный учебник «Français d’Оr 2000». Его применение целесообразно для расширения лексического запаса учащихся (имеется картинный озвученный словарь на 12 000 слов), а также для закрепления ранее изученной лексики. Мультимедийный учебник предлагает как тематическое изучение новых слов, так и в алфавитном порядке. Параллельно идёт работа по закреплению фонетических навыков и навыков письма. Компьютерный контроль произношения позволяет корректировать и закреплять произносительные навыки. Диктанты, проводимые под руководством компьютера, обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала. Интерактивный режим даёт возможность обучающимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала, позволяет многократно повторять сложную для запоминания лексику.
Наглядность материала (использование щирокой цветовой гаммы, иллюстраций, звука, видео, анимации) сособствует прочному закреплению грамматических конструкций и развитию как аудитивных способностей, так и языковой компетенции учащихся.
Таким образом, применение мультимедийного учебника «Français d’Оr 2000» при подготовке олимпиадников способствовало повышению качества образования, а также позволило решить проблему мотивации обучающихся. Возросший интерес к предмету «французский язык» и высокая результативность помогли учащимся в выборе профессии. С 2006 года в ВУЗы по профилю «французский язык» поступило 3 ученика.
Результативность учащихся (приложение 1).
Одной из инновационных форм организации самостоятельной работы учащихся рассматривается проектная технология. Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учеников и ориентирует их на совместную исследовательскую работу.
В 2008/2009 учебном году я занималась научно-исследовательской работой с учащимися 6-10 классов. Для достижения поставленной цели мы следовали алгоритму учебного научного исследования, который был предложен Г.Х.Самигуллиным (Г.Х.Самигуллин, И.И.Багавиев «Организация научно-исследовательской деятельности в школе», г. Набережные Челны, 2007, ИНПО):
- выявление или предоставление научной проблемы
- формулирование научной проблемы (предельно краткое, всем понятное вербальное (словесное) выражение сути проблемы)
- формулирование гипотезы исследования (гипотеза – предельно краткая форма выражения научной проблемы, хода и способов, методов её исследования, предполагаемого результата)
- планирование научно-исследовательской работы (пошаговое, поэтапное представление хода исследования)
- поиск и сбор информации
- доказательство гипотезы
- обобщение результатов
- составление научного отчёта.
Результатом нашей работы явилось то, что учащиеся стали победителями и призёрами научно-исследовательских конференций различных уровней.
Результативность учащихся (приложение 2).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование инновационных методов обучения позволяет привлечь учащихся к работе в научных объединениях, создаёт положительную мотивацию для научно-исследовательской деятельности. Использование новых технологий помогает ученикам развивать самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу, стимулирует их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создаёт возможность творческого саморазвития личности. Так же можно отметить, что результативность инновационной деятельности учителей иностранных языков повышается и становится стабильно высокой.