Объяснительная записка
Главная цель - создать прочную основу для воспитания здорового, сильного, работоспособного и гармонично развитого молодого поколения. Научить детей разнообразным двигательным действиям.
Танцевальная гимнастика сочетает в себе элементы танца, художественной гимнастики, пластики, акробатики, способствует нормальному развитию и функциональному совершенствованию детей.
Наиболее ярко согласованность занятий танцевальной гимнастикой с возрастной физиологией и психологией проявляется при обучении технике упражнений. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию - основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. Ввиду неравномерности биологического развития ребенка необходим индивидуальный подход в обучении, который ставит перед педагогом-тренером следующие задачи:
- способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка;
- развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
- воспитывать жизненно важные гигиенические навыки;
- содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
- стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
- помогать в овладении и закреплении двигательных навыков иумений.
Наиболее типичными упражнениями для танцевальной гимнастики являются : элементы танца; ритмические упражнения; упражнения с предметами (мяч, скакалка, обруч, лента, шарф); упражнения без предмета; акробатические упражнения. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику танцевальной гимнастики и является ее основным содержанием. Выполнение большинства их связано с умением сознательно регулировать степень напряжения мышц, правильно перераспределить это напряжение и использовать действие сил, возникающих при передаче движений из одного звена тела в другое.
Упражнения требуют систематического совершенствования координации движений, выполняемых с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц, им присущи танцевальность, динамичность, целостность, артистизм.
Динамичность движений обусловлена интенсивным передвижением по площадке, выполнением с различной амплитудой, скоростью, силой,
Целостность упражнений предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении.
Танцевальность упражнений и артистизм заключается в умении придать движениям различный характер и различную эмоциональную окраску. При этом движения выполняют в определенном ритмическом рисунке и повторяют в необходимой последовательности (циклично).
Определим конкретные задачи отдельных периодов на этапе предварительной подготовки для разного возраста.
Первая возрастная группа (4-6 лет):
- разучивание и закрепление базовых элементов; разучивание и закрепление специальных упражнений (с предметом и без него);
- участие в массовых выступлениях.
Вторая возрастная группа (6-7 лет:
- закрепление и совершенствование базовых элементов; разучивание и закрепление специальных упражнений (с предметом и без него);
- разучивание и закрепление вспомогательных упражнений; разучивание и закрепление согласованных действий (упражнений для группового исполнения);
- участие в массовых праздниках и соревнованиях.
Третья возрастная группа (7-9лет):
- закрепление и совершенствование базовых элементов;
- разучивание, закрепление и совершенствование вспомогательных элементов;
- разучивание и запоминание соревновательных упражнений для группового исполнения;
- участие в массовых праздниках, контрольных, внутренних и официальных соревнованиях.
Учебный материал включает разделы:
II.1. Физическая подготовка.
II.2. Техническая подготовка:
- базовая
- специальная
II.3. Музыкально-ритмическая подготовка.
II.4. Классический экзерсис.
II.1. Физическая подготовка.
Общая физическая подготовка считается важной основой всестороннего развития детей. Невозможно добиться точного, выразительного и стабильного выполнения какого бы то ни было упражнения, не имея гибкости, ловкости, быстроты и прыгучести.
Основные средства общей физической подготовки на раннем этапе обучения строевые, общеразвивающие и игровые упражнения, некоторые элементы видов спорта и т.п.
Строевые упражнения.
Построения и перестроения в шеренгу и колонны. Выполнение строевых команд.
Передвижение по залу: в обход, противоходом, змейкой, спиралью, по диагонали.
Фигурные построения.
Методические указания: необходимо добиваться с самых первых занятий строгого сохранения интервалов и дистанций. Строевые упражнения легче усваиваются, если использовать подходящие образные сравнения. При передвижении по залу используют маршевый шаг, различные виды ходьбы и бега с переменой темпа, ритма и скорости движения. Постоянно включают в занятия и ранее усвоенный материал.
Упражнения на силу и гибкость.
- Упражнения для рук и плечевого пояса;
- Упражнения для шеи и туловища;
- Упражнения для ног;
- Упражнения для развития силы рук;
- Упражнения для мышц голени;
- Упражнения для мышц бедра;
- Упражнения для мышц живота.
Упражнения для развития быстроты.
Сюжетные и короткие подвижные игры:
- ходьба и бег с внезапной сменой направления по сигналу;
- бег с ускорениями по 10,20,30м по ровной и наклонной поверхности;
- упражнения с увеличивающейся амплитудой движения;
- эстафеты с бегом на отмеренном отрезке;
- игры с прыжками (для развития взрывной силы ног): единичные подскоки па мягкой поверхности с отягощением и без, с двух ног и с одной ноги.
Упражнения для развития общей выносливости.
Бег в умеренном темпе от 100 до 500 м.
Общеразвивающие упражнения, выполняемые поточным методом в течение 5-6 мин.
Упражнения для развития ловкости.
Динамичные акробатические упражнения в сюжетных играх.
Короткие подвижные игры с предметом в сочетании с бегом, бросками, лазаньем.
Игры и игровые упражнения.
- Сюжетные игры.
- Обучающие игры.
- Игры с преимущественным воздействием на двигательные качества.
- Малые подвижные игры.
- Эстафетные игры.
- Упражнения из других видов сорта.
II.2. Техническая подготовка.
При формировании навыков и умений необходимо учитывать возрастную физиологию, индивидуальные особенности детей.
Техническая подготовка включает в себя:
- базовые упражнения, которые обеспечивают необходимый двигательный потенциал.
- Специальные упражнения, из которых составляются соревновательные и произвольные комбинации.
- Вспомогательные упражнения, с помощью которых совершенствуется мастерство спортсменок независимо от их возраста.
II. 3. Музыкально-ритмическая подготовка.
Задачи музыкально-ритмического обучения в том, чтобы научить детей:
- точно и правильно воспроизводить характер музыки посредством движения;
- начинать и заканчивать движение в полном соответствии с музыкой;
- распознавать музыкальный и двигательный такт, размер такт;
- воспроизводить посредством движения изменение ритма, темпа и динамики музыкального произведения;
- выделять и передавать в движении музыкальные контрасты;
- тонко реагировать на музыкальные оттенки.
II.4. Классический экзерсис.
Правильная постановка ног и рук, красивая осанка, изящество и выразительность исполнения упражнений достигаются с помощью классического экзерсиса. В него входят комплекс общеразвивающих упражнений и основные элементы балетного экзерсиса, выполняемые из облегченных исходных положений. Классический экзерсис включают в занятия уже на первых этапах обучения.
Литература:
- Кечеджиева Л.. Обучение детей художественной гимнастике.-М.,1985
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.-М.,1998
- Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика.-М.,1989.
- Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе.-М.,1978.