Урок математики по теме "Число и цифра 9"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель: формирование необходимой арифметической основы для введения числа 9.

Задачи:

  1. Научить устанавливать связь между количественным и порядковым смыслом числа 9.
  2. Научить правильно писать цифру 9 и соотносить цифру и число предметов.
  3. Совершенствовать умение работать по образцу и ориентироваться в тетради.
  4. Воспитывать культуру труда.

Оборудование:

  1. Карточки для показа настроения детей. (Приложение 1)
  2. Бонусы. (Приложение 2)
  3. Медали (Приложение 3)
  4. Карточки для индивидуальной работы (для сильных учеников). (Приложение 4)
  5. Карточки для оформления доски. (Приложение 5)
  6. Презентация к уроку. (Приложение 6)

Ход урока.

I. Организационный момент.

(звучит тихая музыка)

- Ребята, к нам на урок пришли гости! Давайте поздороваемся с ними.

- Итак, тихо сели.

- Я вас очень рада видеть, а вы рады меня видеть?

- Я хочу узнать, какое у вас настроение?

- У кого сегодня настроение радостное, веселое, замечательное, как это Солнышко. Покажите!

- А у кого такое настроение чуть-чуть грустное, как эта небольшая тучка с солнышком?

- А у кого настроение похожее на дождик?

- Посмотрим, каким оно станет к концу урока.

- Сегодня за работу на уроке вы будете получать бонусы. Кто больше наберет бонусов, тех ждет сюрприз. А какой, узнаете в конце урока.

(Слайд 1)

- Внимание на экран!

- Что вы видите?

Учитель – Маша, почему на календаре школьника названия некоторых месяцев даны зеленым цветом, а других – красным? – спросил Миша. Зеленым цветом обозначены учебные месяцы, а красным – летние каникулы – пояснила Маша. Сосчитай, сколько месяцев длится учебный год. Миша сказал, что это пять месяцев до летних каникул и еще четыре месяца после. А Маша сказала, что это девять месяцев.

- Как вы считаете, кто из детей прав?

(Маша, Миша, Маша и Миша).

- Так, мнения у вас разделились, давайте разбираться.

- Ты считаешь, что Миша, выходи к доске.

- А та считаешь, что Маша, тоже выходи к доске.

А та, Саша, считаешь, что правы оба. Выходи.

- Кто согласен с Владиком, что Миша прав? Поднимите руки. Докажи, Владик. (Миша сказал, что это пять месяцев до летник каникул,(покажи) и четыре месяца после.(покажи) Пять месяцев до каникул и четыре после, всего девять месяцев. Значит Миша прав.)

- Как ты рассуждал, считая, что Маша права. (Сосчитал названия месяцев, обозначенные зеленым цветом).

- Сосчитай и покажи!

- Саша, а ты как рассуждала?

- Вывод: Правы оба – Маша и Миша.

- Ребята, вы все ответили верно, но самым оригинальным ответом считается – что оба правы. Выходите к доске, кто так ответил. Вы получаете бонусы успеха. (Дети садятся).

- Сколько месяцев длится учебный год?

- Ребята, откройте учебники на стр.70. Посмотрите в правый верхний угол на игральные кубики.

Сколько всего очков выпало на двух верхних гранях? (Девять)

Как вы узнали?

- Дети, найдите задание под цифрой 2.

Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число девять.

- Найдите среди знаков цифру 9 и подчеркните простым карандашом в учебнике.

- Сколько раз вам встретилась цифра 9? Запишите рядом.

- Какое число ты записал? (4)

Есть другое мнение?

Хорошо, молодцы!

Цифра шесть, как обезьянка
Кувыркалась спозаранку.
Что за чудо приключилось:
Цифра девять получилась!

- На какую цифру похожа цифра 9? (на цифру 6)

Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы будем с вами работать с числом и цифрой 9!

Рассмотрите как пишут цифру 9, обозначающую число девять. Поучимся правильно ее писать.

- Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать чуть ниже вершины правого верхнего угла клетки. Ведем вверх, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз до середины клетки, закругляем и ведем вверх, к началу овала, затем ведем вниз, закругляем на середине нижней клетки, закругляем влево, чуть выше нижней стороны клетки.

Сейчас будем учиться писать цифру 9.

Откройте тетрадочки для самостоятельных работ на стр.101, положите наклонно. Вспомнил правила посадки при письме, кулачком проверили расстояние. Взяли ручки, показали мне.

Ребята, там где я поставила вам звездочку, напишите цифру 9 одну строчку.

- Ребята, старайтесь писать, потому что за красивое и правильное письмо, вы будете получать бонусы успеха. (Учитель ходит и раздает бонусы)

- Ребята, вы все аккуратно и правильно написали цифру 9, поэтому все получили бонусы.

Спасибо, ребята, за работу.

- А теперь закрыли тетради и отложили их на край стола.

- Встали, сделаем гимнастику для глаз. (Физкультминутка)

Тихо сели.

С каким числом и цифрой мы работаем на сегодняшнем уроке? (С числом и цифрой 9)

Послушайте информацию.

Таинственную силу приписывали числу 9, причем в одни времена – добрую, а в другие – недобрую. “У девяти не будет пути ” - говорили в древности. Название картины И.Айвазовского “Девятый вал” отражает народные поверья о грозных силах природы, из которых девятая волна – самая опасная.

У древних греков за числом 9 установилась добрая слава. Жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей, существовало девять покровительниц науки и искусства. В русских народных сказках действие часто происходит “в тридевятом царстве, в тридевятом государстве”, за “тридевять земель”.

- Что интересного вы узнали о числе девять?

Я использовала информацию, которой нет в учебнике, взяла ее из других книг. Скоро мы с вами научимся находить информацию из других книг или как говорят на современном языке из других источников.

- А теперь, ребята, найдем задание, обозначенное цифрой 5. Поставьте пальчик. Перед вами деревенский пейзаж, который нарисовал художник. А что, ребята, он нарисовал? (Дома, реку, деревья).

- А сейчас вы будете художниками.

ВНИМАНИЕ!

Задание: сколько деревьев нужно дорисовать, чтобы их стало 9?

- Вооружитесь простыми карандашами и дорисуйте.

- Сколько деревьев дорисовали? (Одно).

- Почему? (Было нарисовано восемь деревьев).

- У всех получилось девять деревьев? (Кто дорисовал одно дерево – поднимите руки – получите бонусы).

- Как проверить? (Сосчитать).

- А теперь откройте рабочие тетради, положите наклонно. Вспомните правила посадки.

Возьмите простой карандаш, слушайте задание: Нарисуй 9 треугольников в ряд через клеточку.

Рисуйте.

Первый треугольник раскрасьте красным цветом, а последний синим. (Дети раскрашивают).

- Каким цветом раскрашен девятый треугольник? (Синим).

Будьте внимательны!

- Сколько треугольников расположено между вторым и восьмым? Запишите это число на листочках и покажите мне.

- А теперь проверим! (по ключу) (Слайд 2)

- Выйдите к доске кто записал цифру 5?

- Давайте поможем ребятам, которые неверно записали количество треугольников.

- Покажите, где второй треугольник? Где восьмой? Сосчитай, сколько треугольников находится между вторым и восьмым треугольниками? (Считают вслух)

- Спасибо за работу. Садитесь на свои места. (Далее раздаются бонусы. Дети садятся).

Физкультминутка.

- Тихо сели.

- Сколько треугольников вы рисовали? (9)

- Каким цветом вы раскрасили первый треугольник? (Красный).

- А последний треугольник? (Синий).

- А какой по счету был синий треугольник? (Девятым).

Закройте тетради, положите на край стола.

- А сейчас мы продолжим выступать в роли художника и выполним задание 6.

- А как командует это задание прочитает Саша.

- Еще раз слушаем, как командует это задание.

- Сколько ступенек нужно дорисовать на лестнице, чтобы Миша стоял на девятой ступеньке, считая снизу.

- А трое ребят получат более сложное задание.

Послушайте: на лестнице должно быть 9 ступенек. Сколько ступенек нужно дорисовать на лестнице, если на рисунке есть третья ступенька, считая снизу.

- Рисуем ступеньки. Кто закончит работу, подает мне сигнал.

- А теперь переверните листочек (показывает учитель) и запишите, сколько ступенек дорисовали.

Проверяем. (Слайд 3)

Выходят к доске те, кто записал цифру 8 . Докажите. (получают бонусы)

- С каким числом и цифрой мы познакомились на уроке? (С число и цифрой 9).

- Что вы узнали о числе 9?

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке и я составила вам тестницу нашего успеха.

Посмотрите внимательно, из скольких ступенек состоит наша лестница успеха? (из 9)

- Сколько разных цветов использовано? (9)

- А что обозначают цвета, вы сейчас узнаете.

Итак, сегодня вы были на уроке: (Слайд 4)

  • дружными
  • внимательными
  • любознательными
  • аккуратными
  • быстрыми
  • замечательными
  • находчивыми
  • творческими
  • мыслителями

Наш урок завершается и сейчас настало время сюрприза! Сосчитайте свои бонусы. Кто набрал 5 бонусов, выходите к доске. Кто набрал 4 бонуса, выходите к доске и кто набрал 3 бонуса, тоже выходите.

Взамен ваших бонусов вы получите орден “Мудрой совы”.

Одеть ордена!

А те ребята, кто не набрали достаточное количество бонусов, не расстраивайтесь, старайтесь и у вас всегда будет шанс получить бонусы успеха.

Ну а теперь, ребята, покажите ваше настроение.

Урок закончен. Спасибо за работу.